Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как чистить серебряные украшения (кольцо, серебряную ложку, цепочки и т. д. )

Как чистить серебряные украшения (кольцо, серебряную ложку, цепочки и т.д.)

Не секрет, что со временем темнеет даже чистое серебро. Причина этого кроется в том, что благородный металл легко вступает в реакцию с сероводородом, который присутствует в воздухе, и как следствие на изделиях появляется тёмный налёт (оксид серебра). Однако не стоит унывать, чистка изделий из серебра поможет вернуть им неповторимый «лунный блеск».

Итак, как чистить серебряные украшения, посуду в домашних условиях? Вот несколько простых способов:

  • Изделия из серебра промыть в тёплой воде с питьевой содой — 50 г на литр воды, или в мыльной воде — можно и с применением моющих бытовых средств без отбеливающего эффекта, — добавив 1 ст. ложку нашатырного спирта на литр воды. После чего ополоснуть изделия и насухо вытереть мягкой тканью.
  • Промыть серебряные украшения в воде с мылом, чтобы удалить с них жировую плёнку, затем протереть тампоном, смоченным в крепком растворе гипосульфита (тиосульфат) натрия (одна часть гипосульфита на три части воды). Гипосульфит натрия взаимодействует с оксидом серебра, в итоге даже сильно почерневшее серебро вновь станет светлым. Изделия ополоснуть и протереть насухо.
  • О том, как чистить серебряные украшения, знали ещё наши бабушки — самый «народный» способ: опустить серебряные украшения или утварь в воду с нарезанным сырым картофелем и подержать несколько часов.
  • Эффективна и такая чистка серебряных изделий: в кипящую воду добавить 1 ст. ложку соды на литр воды и положить обычную пищевую фольгу. Опустить на несколько секунд столовое серебро или украшения — и даже сильно почерневшие изделия из серебра вновь засверкают. Или застелить дно ёмкости фольгой, положить серебро, налить горячей воды и оставит на ночь — результат также порадует.
  • Как почистить серебряную ложку и другое столовое серебро? Очень просто: сначала прокалить посуду в духовом шкафу, а затем прокипятить в следующем растворе: на 400 г воды добавить 25 г поваренной соли и 10 г винного камня.
  • Вернёт серебру блеск и сияние смесь из нашатырного спирта и мела — кашицу нанести на изделия, а потом ополоснуть водой и вытереть насухо мягкой тряпочкой.
  • А если столовые приборы сделаны не из чистого серебра, а из сплава меди и никеля с добавками цинка, марганца или железа (мельхиор или нейзильбер), да ещё и с нанесённым рисунком, обработка делается следующим образом. Сначала изделие нужно обезжирить, промыв в мыльной воде, после чего пометить их обязательно в цинковую ёмкость (подойдёт цинковое ведро) с подсоленной водой и оставить на 3-4 часа.
  • А как почистить серебряное кольцо с камнем? Самой простой и достаточно действенный способ — с помощью обычного зубного порошка и кисточки или щёточки. Украшение снова станет светлым, и камень при этом не пострадает.
  • Секрет ювелиров: в стеклянную или глазированную посуду положить кусочек цинка, погрузить в неё серебряные или золотые украшения и залить сверху горячим раствором воды с бельевой содой (1 ст. ложка соды на 0.5 литра воды). Колечки, цепочки, серёжки, брошки снова станут чистенькими.

Не будет лишним напомнить также, что правильный уход за изделиями из серебра позволит сохранить их внешний вид. И хотя чистка серебряных украшений и посуды в любом случае время от времени необходима, делать её придётся значительно реже.

Ювелирные изделия из серебра желательно хранить в закрытых коробочках и там, где нет повышенной влажности — так, скажем, ванная комната не лучшее место, чтобы оставлять там надолго изделия из благородного металла. В противном случае от влаги и взаимодействия с воздухом серебро будет чернеть. Рекомендуется также каждое серебряное украшение, если вы не собираетесь его часто надевать — лишь от случая к случаю, завернуть во фланелевую тряпочку и хранить их по отдельности.

Во время выполнения хозяйственных работ, когда приходится иметь дело даже с привычной бытовой химией, и при использовании косметических средств, украшения из серебра следует снимать — это убережёт их от возможных повреждений и потемнения.

В целом же, уход за серебряными украшениями не требует много времени и усилий, зато при должном внимании любимые колечки, серьги, цепочки и кулончики будут долго радовать своего владельца.

Способы добычи золота в домашних условиях

Добыча золота для многих представляется сложным процессом, который осуществляется промышленными способами на территориях месторождений и золотодобывающих заводов. Обычный человек может наладить собственную добычу драгоценного металла прямо у себя дома. Для этого требуются некоторые знания, химические реактивы и исходное сырье – старые и новые радиодетали. Как осуществляется добыча золота в домашних условиях? Попробуем разобраться в нашей статье.

Радиодетали на синем фоне

Из чего можно добыть золото?

Получить драгметалл дома можно из обычных радиодеталей, которые есть практически в каждой квартире. Их можно найти в старых телефонах, ноутбуках, компьютерах и прочей технике. При сборе радиодеталей обратите внимание на микросхемы, разъемы и транзисторы, отдельные части которых покрыты золотом. Получить золото в домашних условиях из них непросто, так как для извлечения более или менее приличного количества металла требуется много таких деталей.

Читайте так же:
Крепление для навесной полки

Почему драгметалл стоит искать именно в радиодеталях? Отдельные участки плат и разъемов покрываются золотом для того, чтобы обеспечить продолжительный срок их службы. Желтый металл отличается инертностью по отношению к другим веществам, то есть не вступает с ними в реакцию. Позолоченные детали не будут окисляться, благодаря чему срок их службы заметно увеличивается.

Позолоченные радиодетали

Особо предприимчивые умельцы организуют целый бизнес по извлечению драгметалла. Схема его проста: собираем большой объем деталей, а затем добываем золото дома. В 90-х годах некоторые выплавляли из старых деталей от приемников и телевизоров целые слитки. Сейчас получить такой объем металла в домашних условиях сложно, так как отыскать старую технику проблематично, но добыть небольшое количество золота все равно можно.

Старый компьютер

Перед тем, как приступить к химическим процедурам получения аффинажа металла, необходимо собрать достаточное количество исходного сырья. К нему относятся транзисторы, микросхемы, старые разъемы, реле типа РКГ, РПВ, РПС и РЭС, радиолампы, диоды типа Д, индикаторы, светодиоды, процессоры, разъемы и контакты материнских плат. Объем добытого золота в домашних условиях будет зависеть и от вида деталей: чем старее компьютер, телевизор или радиоприемник, из которого вы достали тот или иной элемент, тем больше в нем золота.

В ход можно пустить обычные сим-карты, но они содержат очень малое количество драгметалла. Для получения желтого металла подойдут позолоченные изделия: корпуса часов, браслеты, столовые приборы. Как выглядят подходящие для получения золота детали, можно рассмотреть на фото в статье. Весь процесс добычи золота из радиодеталей и изделий, покрытых позолотой, основан на применении химических реактивов.

Способы добычи металла

Извлечение золота из радиодеталей в домашних условиях может осуществляться по-разному. Каждый мастер, занимающийся такой деятельностью, имеет свои собственные секреты получения золотого аффинажа.

В качестве предварительных работ многие умельцы сначала производят сортировку имеющегося в их распоряжении сырья. Все детали делятся на две большие группы: новые и старые детали. В кучу к старым переносятся также паяные изделия. Затем проводится сортировка внутри этих двух групп. В каждой группе отделяются друг от друга богатые и бедные по содержанию элементы. На этом этапе следует максимально освободить исходное сырье от ненужных частей, в которых золото отсутствует. Почему это важно? Когда добываем золото дома, то встает вопрос о снижении расхода реактивов и уменьшении времени на весь процесс, поэтому, чем больше лишних частей мы исключим, тем больше сэкономим на затратах.

Сортировка деталей с золотом

Многие проводят еще и дополнительную обработку паяных деталей, откусывая паяные концы от тех частей, которые не соприкасались с припоем и сохранили позолоту. Окончательная сортировка производится с помощью магнита: элементы делятся на те, которые магнитятся и не магнитятся. В итоге после сортировки вы будете иметь несколько кучек деталей, каждую из которых можно обрабатывать отдельно.

Независимо от типа деталей, аффинаж драгметалла дома осуществляется методом вытравливания. Основой метода служит инертность благородного металла. Золото не вступает в реакцию с другими химическими элементами, в противном случае самородки металла в природе бы не встречались. Всем известным исключением из этого правила является растворение золота в «царской водке», которая представляет собой смесь двух концентрированных растворов. Соляная кислота смешивается с азотной в соотношении один к трем.

Царская водка

Получение золота из радиодеталей в домашних условиях предполагает самостоятельное изготовление «царской водки». Полученная смесь должна быть бесцветной, но со временем меняет цвет на желтоватый оттенок. «Царская водка» имеет неприятный резкий запах, характерный для азота и хлорки. Раствор обязательно готовится непосредственно перед использованием, так как с течением времени его окислительные качества будут уменьшаться.

В процессе реакции прочие компоненты деталей окисляются и растворяются, золото окислению не поддается, поэтому его необходимо только осадить. Порядок действий можно описать в виде схемы: добываем золото дома с помощью «царской водки» — осаждаем металл, добавляя реагент – фильтруем раствор для отделения золотых хлопьев.

Для осаждения драгметалла подойдет один из следующих реактивов: гидразин, щавелевая кислота, перекись водорода, сульфит или пиросульфит натрия, железный купорос. Наиболее часто применяется именно последний. После осуществления всех необходимых процедур, золото будет плавать в растворе тонкими кусочками, похожими на хлопья из фольги. Для того, чтобы достать их, необходимо отфильтровать раствор через плотную ткань, позволяющую отделить даже мелкие частицы металла.

Читайте так же:
Аккумулятора шуруповерта на li ion 18650 балансировочная

Гидрразин

Золото в домашних условиях должно извлекаться с помощью качественных реагентов, иначе у вас либо ничего не получится, либо затраты на вытравливание превзойдут итоговый выход драгметалла. Все реагенты должны быть качественными и не испорченными, посуда для осуществления реакции – эмалированной или алюминиевой. Эффективность извлечения золотой составляющей из радиодеталей будет зависеть и от предварительной очистки сырья от лишних частей. Органические компоненты можно убрать с помощью прокаливания, остальные – убрать механическими способами. Если в устройствах содержится железо, то его остатки можно при помощи магнита убрать уже после всех процедур.

Золотой порошок

Важно также помнить, что когда мы добываем золото дома, мы делаем это для своей пользы, но никак не во вред своему здоровью. Работать следует только в специальной форме, защищающей вашу кожу и дыхательные пути от воздействия химических реагентов. Испорченное здоровье не позволит ощутить радость от полученного в результате кусочка драгоценного металла.

Обработка полученного металла

Полученный методом травления металл требует дальнейшей обработки. Что можно сделать полученным золотом? Отфильтрованный остаток драгметалла после сушки можно поместить в тигель и нагреть при помощи горелки или муфельной печи, сплавив его в слиток. Этот процесс должен сопровождаться добавлением в тигель смеси из буры и соды, которая предотвратить лишние потери драгметалла, исключит примеси и придаст слитку красивый блеск.

Тигель

Литье изделий из золота в домашних условиях осуществляется с помощью специальных литейных форм. Металл плавится в емкости с носиком, из которого заливается в отверстие формы. Емкость должна быть сделана из стали или чугуна, а сам процесс плавки производиться в муфельной печи. Чтобы форма не размылась, металл требуется заливать очень тонкой и непрерывной струей. После того, как он остынет, форму можно будет разобрать и извлечь из нее готовое изделие.

Изделия, полученные таким способом, имеют шероховатую поверхность, поэтому должны быть подвергнуты дополнительной обработке. Такая полировка золота, осуществляемая в домашних условиях, называется чистовой. Ее производят с помощью специальных паст и мягкой ветоши, для полировки также подойдут и подручные средства – зубная паста или порошок, кусочек войлока.

Полировка золотого изделия

Полученное из радиодеталей золото можно использовать для процесса пайки испорченных золотых изделий, требующих ремонта. Паять изделия из драгметалла несложно, если под рукой есть необходимые материалы и инструменты. Пайка необходима для ремонта цепочек, браслетов, сережек, а также предметов антиквариата.

Для пайки золота используется ювелирный припой, который готовится из самого драгоценного металла и присадок. Состав конкретного припоя зависит от пробы золота, из которого сделано ремонтируемое изделие. Если вы реставрируете цепочку 585 пробы, то 585 весовых долей припоя должны приходиться именно на золото. Остальная часть делится между присадками: 186 долей отводится меди, 115 – серебру и 112 – кадмию.

Пайка кольца

Пайка золота при ремонте украшений в домашних условиях осуществляется легче, если используется тиноль. Тиноль представляет собой специальную паяльную пасту, наносимую поверх места спая для придания ему наибольшей прочности. После того, как изделие остынет, лишний припой удаляется кусачками, а поверхность зачищается. В результате должно получиться монолитное изделие, не отличающееся по цвету, составу и физическим характеристикам.

Когда мы добываем золото дома, обычно не задумываемся над тем, как его будем использовать. Некоторых захватывает сам процесс вытравливания, другие просто мечтают получить заветный кусочек драгметалла. Что с ним делать потом: продать, перелить в украшение или использовать для других целей – каждый решает сам.

Как правильно чистить золотые украшения с камнями в домашних условиях

Украшения, состоящие из золота, хороши тем, что их можно носить сколько угодно без ограничения по времени, в отличие от того же серебра или циркония. Это обусловливается тем, что благородный металл не вступает в реакцию с потом человека и не окисляется. Не ухудшается внешний облик изделия и при постоянном воздействии на металл солнечных лучей, жары и соленой воды. Но, несмотря на это, украшения из золота следует периодически очищать, особенно в том случае, если они дополняются бриллиантами, алмазами, бирюзой или кораллами. Благодаря этому золото вновь приобретет первоначальный блеск, а камни засияют в непревзойденном лоске.

Обратите внимание, что чистка ювелирных изделий в домашних условиях может нанести вред вашим изделиям. Если вы не уверены в том, правильно ли вы собираетесь почистить ваше украшение, обратитесь к эксперту-ювелиру.

Способ 1. Применяем жидкое мыло

Этот способ подходит для твердых камней, коэффициент которых составляет более 5 по шкале Мооса. Сюда можно отнести бриллиант и рубин, кварц и топаз, берилл и сапфир, аквамарин и изумруд. Почистить золото с камнями в домашних условиях при использовании жидкого мыла достаточно просто. Для приготовления смеси потребуется стакан, вода и низкощелочное моющее средство. На один стакан воды (200 гр.) следует добавить 10-15 капель мыла, тщательно перемещать, после чего опустить в раствор на пару минут ювелирное украшение. Для очистки золота можно применить ткань мягкой структуры или щетку с небольшим ворсом. Далее следует произвести тщательное ополаскивание изделия в воде и оставить на мягкой ткани до высыхания.

Читайте так же:
Дюбель гвоздь что это такое

Чистим золото в домашних условиях.

Способ 2. Применяем нашатырный спирт.

На вопрос, который касается того, как почистить золото с бриллиантами, дать ответ очень просто. Если загрязнения очень сильные, то следует приготовить раствор, который будет содержать равные пропорции мыла и нашатыря. Главное, что следует помнить, категорически запрещено использовать хозяйственное мыло из-за высокой степени содержания щелочи. Это может стать причиной того, что бриллиант потеряет свой блеск. На многих форумах, где даются советы и рекомендации, как правильно чистить золото в домашних условиях, распространено мнение о том, что для очистки драгоценностей с камнями можно применять перекись водорода. Данное вещество вступает в химическую реакцию с металлом, в результате чего на изделии образуется оксидная пленка, что может стать причиной потери привлекательного внешнего вида. Ни в коем случае не следует использовать абразивные вещества для чистки драгоценностей с камнями. Это может привести к тому, что изделие приобретет матовость или вовсе потеряет свою привлекательность.

Способ 3. Применяем спирт.

Спирт является универсальным средством, которое рекомендуют всем тем, кто просит совета – по очистке золота с камнями. Оптимальным вариантом данный способ станет и для тех изделий, которые имеют вставки драгоценных камней с коэффициентом ниже 5 по шкале твердости Мооса. К таковым относят: бирюзу и лунный камень, апатит и опал, жемчуг и янтарь, малахит и коралл.

Чтобы камни не потеряли своего блеска и насыщенности цвета, рекомендуется осуществлять уход за ними посредством спиртового раствора 1:1. После процедуры следует украшения тщательно протереть фланелевой тканью, так как многие мягкие ткани боятся влаги.

ВАЖНО! Изделия с белыми или черными жемчужинами нельзя чистить посредством использования уксуса. Кислота растворяет камень органического происхождения. Не стоит применять при уходе за бирюзой, жемчугом и кораллом и нашатырный спирт. От этого они в большинстве случаев теряют свой блеск, становятся тусклыми и матовыми.

Чем чистить золото и как правильно осуществлять уход за камнями — на эти вопросы помогут найти ответы профессиональные ювелиры. Не стоит экспериментировать в домашних условиях, осуществляя чистку украшений народными средствами, ведь от незнания многих нюансов можно лишь испортить украшение, восстановление которого потребует дополнительных финансовых затрат.

Глава 10 литье ювелирных отливок

Литье по выплавляемым моделям для изготовления изделий из сплавов золота и серебра имеет характерные особенности, что связано с дефицитностью используемого металла, необходимостью получения весьма мелких тонкостенных и ажурных изделий сложной конфигурации, а также обеспечения высоких параметров чистоты поверхности. Эти особенности обусловили и специфичность технологии изготовления изделий рассматриваемым методом. Так, при литье по выплавляемым моделям сплавов золота и серебра используют специальные резиновые пресс-формы, синтетические воскоподобные материалы для получения выплавляемых моделей, формовку единым кристобаллито-гипсовым наполнителем с его предварительным вакуумированием, а также применяют принудительное заполнение литейной полости жидким металлом под действием центробежных сил или атмосферного давления.

Метод литья по выплавляемым моделям позволил значительно расширить ассортимент ювелирных изделий из сплавов золота и серебра, повысить их качество и снизить трудоемкость изготовления.

2.10.2. Анализ технологического процесса

Для проведения сравнения литья по выплавляемым моделям обратимся к технологическим процессам литья в оболочковые формы (ЛПВМ), представленным на рис. 2.2.1, и литья эстрих-процессом (см. раздел «Технологический процесс изготовления отливок в единые гипсовые смеси (эстрих-процесс)». Следует отметить, что при литье эстрих-процессом чистота поверхности и точность размеров отливок очень высокие и часто не требуют дополнительной обработки (шлифовки и полировки), что крайне важно при получении ювелирных изделий. При литье эстрих-процессом практически все операции можно осуществить в домашних условиях, поскольку технологический процесс, оборудование и материалы позволяют получать ювелирные отливки высокого качества, изготовив самостоятельно ряд несложных приспособлений. Для оказания помощи начинающим ювелирам-литейщикам авторы решили иллюстрировать технологический процесс литья в единые смеси рядом рисунков (рис. 2.10.2.1—2.10.2.14).

Рис. 2.10.2.1. Мастер-модель, изготовленная вручную.

Рис. 2.10.2.2. Опока набивается резиновой крошкой (вид сверху).

Рис. 2.10.2.3. Вулканизация резины.

Рис. 2.10.2.4. Разработка (разрезание) резиновой формы пополам (линия разреза проходит по литнику) и извлечение мастер-модели.

Рис.2.10.2.5. Запрессовка воска под давлением

Рис. 2.10.2.6. Извлечение восковых моделей.

Рис.2.10.2.7. Сборка модельного блока (ёлочки)

Рис. 2.10.2.8. Заливка огнеупорной массы в опоку и её вакуумирование на

вибрационном столе

Рис. 2.10.2.9 Отжиг опоки в муфельной печи

Рис.2.10.2.10 Установка опоки на печь с расплавленным металлом

Рис. 2.10.2.11 Литьё центробежным способом

Рис. 2.10.2.12 Очистка отливок от формовочной массы водой с ударами молотком.

Рис.2.10.2.13 Отрезка отливок наждачным кругом

Читайте так же:
Лист алюминиевый ад1н вес 1 м2

Далее приводится подробное описание традиционного технологического процесса литья ювелирных изделий в единые гипсовые смеси (эстрих-процесс) с указанием необходимых режимов ряда операций, используемых материалов, приспособлений и оборудования.

Рассмотрим технологический процесс получения отливок с двусторонним рельефом с заливкой на центробежной машине, согласно вышеприведенным технологическим переходам (рис. 2.10.2.14).

Для получения легкоплавкой модели (мастер-модели) необходимо изготовить эталон (образец) или использовать в качестве модели небольшое ювелирное изделие (рис. 2.10.2.14, п. 1), а по нему сделать резиновую пресс-форму. Для эталона чаще всего используют сплав золота 585-й пробы, при этом его поверхность покрывают родием. Это необходимо, так как вулканизация резины происходит при повышенных температурах, а в процессе вулканизации из резины выделяется небольшое количество азотной кислоты. Поверхность эталона должна быть тщательно обработана и отполирована, так как все дефекты эталона будут переноситься на отливки. Кроме того, эталон должен иметь несколько большие размеры, чем готовая модель (на 5—6 %), из-за усадки жидкого металла при затвердевании отливок и необходимости припуска на механическую обработку. (Это правило чаще используется при орнаментальном литье, поскольку орнаментальные изделия имеют достаточно большие размеры и требуют существенной механической обработки на металлорежущем оборудовании.)

Для изготовления резиновой пресс-формы опоку с направляющими штифтами укладывают на гладкую опорную плиту (например, стеклянную) основанием вниз и заполняют пластилином, в который до половины вдавливают эталон модели (п. 2). Далее устанавливают на первую опоку вторую и заливают ее раствором гипса в воде. После затвердевания гипса опоки переворачивают и удаляют пластилин; эталон при этом остается в гипсовой форме. В гипсе делают несколько углублений, которые позднее станут направляющими выступами резиновой формы. Сырую резину разрезают на кусочки и заполняют ими верхнюю половину формы (п. 3). Опоки устанавливают на вулканизационный пресс и вулканизируют кусочки резины в течение 45—60 мин при температуре 150—160 °C (п. 4).

Рис. 2.10.2.14. Схема технологическою процесса литья по выплавляемым моделям.

После этого гипс разбивают, извлекают и тщательно очищают эталон модели и резиновую полуформу. Последнюю посыпают тальком и укладывают в нее эталон модели. Затем опоку располагают так, чтобы готовая резиновая полуформа находилась внизу (п. 5), а вторую половину эталона модели засыпают кусочками сырой резины (п. 6). Далее производят вулканизацию резины второй полуформы и получают обе части резиновой пресс-формы. Затем из резиновой пресс-формы извлекают эталон модели и прорезают в ней литниковый канал (п. 7).

При изготовлении пресс-форм для простых моделей ювелирных изделий достаточно поместить эталон модели между двумя резиновыми пластинами соответствующей толщины и вулканизировать их под прессом. Эталон модели вдавливают в размягченную резиновую массу. Недостаток этого метода в том, что обе резиновые пластины «свариваются» и, чтобы извлечь эталон и отлить затем восковую модель, пресс-форму необходимо разрезать.

Для заливки воском резиновых пресс-форм используется инжекционная установка (п. 8). Пресс-форму тщательно очищают и смазывают эвкалиптовым маслом или смесью, состоящей из 1 части воды и 1 части глицерина. Давление запрессовки модельного состава в пресс-форму составляет 0,2—1,5 кгс/см 2 при температуре 60—85 °С. Температура нагрева пресс-формы не должна превышать 35 °С. После запрессовки пресс-форму охлаждают в холодильнике. Готовые восковые модели напаивают вокруг воскового стояка, с которым они соединяются с помощью восковых штифтов. Полученную таким образом «восковую елку» устанавливают на резиновом основании. После этого модельный блок обезжиривают, окуная в спирт или четыреххлористый углерод, и сушат на воздухе. Обезжиривать блок можно и в мыльном растворе с последующими промывкой в холодной воде и сушкой на воздухе.

Далее производится заливка модельного блока огнеупорной формовочной смесью, которая проходит обработку на вибровакуумной установке (п. 9). (В случае изготовления ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов в домашних условиях, когда отсутствует вибровакуумная установка, изготовление ювелирных отливок методом литья возможно и без нее. Если нет установки для вибровакуумирования суспензии формовочной смеси, то ее наносят на поверхность модели кистью и дают время для затвердевания этого тонкого слоя огнеупорной массы. После этой операции опоку, закрепленную на подставке, заливают до верхнего среза суспензией формовочной смеси. При такой технологии пузырьки воздуха, которые извлекаются при работе вибровакуумной установки, на поверхности моделей не образуются.)

Расчетное количество формовочной смеси и дистиллированной воды (0,32—0,42 л на 1 кг смеси) тщательно перемешивают и вакуумируют при давлении не более 10 мм рт. ст. и течение 2—3 мин для удаления воздуха. Провакуумированную формовочную суспензию заливают в металлическую опоку. После этого опоку или несколько опок снова вакуумируют в течение 2—3 мин при давлении не более 10 мм рт. ст., после чего происходит затвердевание формовочной смеси. Через 40—60 мин после окончания процесса формовки снимают с опок резиновые уплотнители и подрезают формовочную смесь на торцах литейной формы. Выплавление модельного состава из литейной формы производится с помощью пара или в сушильном шкафу при температуре от 90 до 100 °C в течение 1—3 ч.

Читайте так же:
Краска для котлов огнеупорная

Прокаливание литейных форм осуществляется в прокалочных печах (п. 10) по специальному режиму: нагрев от 20 до 150 °C — 0,5 ч; выдержка при 150 °C — 3 ч; нагрев от 300 до 750 °C — 3 ч; выдержка при 750 °C — 3 ч. Охлаждение опок осуществляется со скоростью 2 °C в 1 мин.

Плавка сплавов серебра марок СрМ916 и СрМ875 производится следующим образом. На дно тигля засыпают прокаленный древесный уголь слоем 5—10 мм, и тигель нагревают до температуры 950—1050 °C. Далее в тигель загружают серебро и медь и повышают температуру до 1000—1050 °C. Получившийся расплав раскисляют фосфористой медью (0,1 % от массы шихты), выдерживают 2—3 мин, снимают шлак и перемешивают.

Плавка сплавов золота марок ЗлСрМ583-80 и ЗлСрМ750-150 осуществляется под слоем плавленой борной кислоты. Тигель нагревают до 1000 °C и загружают шихту (отходы, лигатуру Ag—Cu и чистые металлы); при этом отходы собственного производства не должны составлять более 60 % от массы шихты. Металл нагревают до 1000—1100 °C и раскисляют фосфористой медью или цинком (0,10 и 0,05 % от массы шихты соответственно). Расплав выдерживают 2—3 мин, снимают шлак и тщательно перемешивают. Плавка сплавов золота марки ЗлМНЦ750 производится в керамических тиглях под слоем плавленой борной кислоты. Использовать графитовые тигли не следует, так как металл в них науглероживается. В тигель, нагретый до 1000 °C, загружают золото и лигатуру Сu—Ni—Zn. Все это расплавляют и нагревают до 1150—1200 °C, снимая шлак и тщательно перемешивая.

Заливка прокаленных литейных форм жидким металлом производится на установках для центробежного литья (п. 11) или установках «Вакуум-металл». Приготовление жидкого металла для этих установок можно производить, используя самодельную электрическую плавильную печь, изображенную на рис. Г.1 (см. Приложение Г).

Температура литейных форм при заливке массивных отливок из сплавов марок СрМ875, СрМ916, ЗлСрМ583—80 и ЗлСрМ750—150 должна быть 400—500 °C, ажурных отливок из тех же сплавов — 500—580 °C, а отливок из сплава марки ЗлМНЦ750 — 500—600 °С. Охлаждение литейных форм, залитых сплавом ЗлМНЦ750, осуществляется на воздухе вплоть до комнатной температуры, а для всех других сплавов золота и серебра — в воде.

После охлаждения форм производится выбивка и очистка отливок от формовочной массы и отбел (п. 12). Очистка от формовочной массы производится в 20—40-процентном водном растворе плавиковой кислоты или в растворе трилона Б с применением ультразвука. Для отбела отливок из сплавов золота используют 10-процентный водный раствор азотной кислоты, из сплавов серебра — 10-процентный водный раствор серной кислоты. Температура растворов должна быть не ниже 60—70 °C, время обработки не более 5 мин. В готовых отливках анализируется содержание основных элементов и вредных примесей, контролируется состояние поверхности и размеры. Некоторые виды литейного оборудования можно собрать самостоятельно (см. Приложение Г).

2.10.3. Расчет необходимого количества металла для заполнения формы

Если удельный вес воска считать равным 1, то формулу для определения веса металла можно записать так:

где Р — вес необходимого для блока металла, г;

Рв — вес воскового блока (елочки), г;

ρм — удельный вес металла, г/см 3 ;

Рд — дополнительное количество металла, необходимое для заполнения литниковой чаши, г.

Сначала следует взвесить восковой блок. Если удельный вес золота 585-й пробы равен, например, 13,07 г/см 3 , то полученный вес елочки в граммах следует умножить на 13,07. Далее к полученному результату следует добавить вес литниковой чаши. Это и будет необходимое количество металла для заливки формы. Дополнительное количество металла подбирается опытным путем для каждой опоки. Оно обычно составляет приблизительно 15—20 % от веса остального металла. На рис. 2.10.3.1 показана елочка, залитая нужным количеством металла.

Рис. 2.10.3.1. Елочка, залитая необходимым количеством металла для образования литниковой чаши.

Так как при заливке металл остается в литниковой чаше, отливки при кристаллизации им подпитываются. Если металла недостаточно и нет нормальной литниковой чаши, то в отливках могут быть поры. Если же в чаше еще есть немного металла, а стояк тоньше массы отливки, то стояк затвердевает раньше них и начинает вытягивать металл из отливок, что может вызвать образование пор.

Температуру заливки (Тз) определяют по следующей формуле:

где Тпл — температура плавления.

Для каждого сплава существуют таблицы, где указаны температуры металла и опоки. В табл. 2.10.3.1 сведены данные для сплавов золота разных проб, латуни и серебра. Более подробная информация приведена в Приложениях А и Б.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector