Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как убрать течь в чугунной канализационной трубе

Как убрать течь в чугунной канализационной трубе

Как убрать течь в чугунной канализационной трубе

Вопрос о том, как отремонтировать чугунную трубу канализации без замены, на сегодняшний день не потерял своей актуальности, несмотря на то, такие трубопроводы уже не используются в новострое. По сути, можно назвать основную причину отказа от чугунных коммуникаций – нынешние разводки канализации обычно делают их поливинилхлорида (ПВХ) — более дешевого и износостойкого материала.

О чугунных трубопроводах – повреждения и ремонт

Когда в хрущевских и брежневских домах монтировали чугунные трубопроводы для канализации, СНиПами предусматривалась их замена через 50 лет, но это, к сожалению, так и осталось на бумаге. В связи с просрочкой эксплуатационного ресурса и отсутствия хоть какой-то профилактики в нужное время коммуникационные системы начали активно приходить в негодность. К этим двум проблемам также можно добавить хрупкость углеродистого сплава – отсюда и трещины.

Чаще всего протечки возникают в тех случаях, когда с чугунного трубопровода переходят на ПВХ при помощи резиновых или пластиковых редукций. Собственно, проблема не в самом переходе, а в том, что приходится демонтировать стыки, а это возможно только при помощи механических нагрузок (расшатывание и выбивание фрагментов из раструбов). Кроме того, постоянное воздействие солей и щелочей на стенки трубы без каких-либо профилактических мер, приводит к коррозии сплава и, как результат, мы получаем протечки непосредственно в целостной части фрагмента коммуникаций.

Как устранить трещину в чугунной трубе – холодная сварка

Такая большая трещина, как на верхней фотографии, бывает не часто, тем не менее, дефект остается дефектом вне зависимости от его размеров. Самый оптимальный вариант, как заделать трещину в чугунной трубе канализации, не прибегая к ее демонтажу, это холодная сварка. Во-первых, фановые трубы относятся к коммуникациям низкого давления, а практика показывает, что холодная сварка годами удерживает протечки на полотенцесушителях советского образца, где рабочее давление 4-6 бар. Во-вторых, этот метод доступен любому адекватному среднестатистическому жителю квартир многоэтажных домов. Но здесь есть одно важное условие: должна быть возможность доступа между трубой и стенкой (полом), чтобы была возможность наложить бандаж.

В первую очередь, чтобы обеспечить адгезию для холодной сварки, нужно подготовить повреждение для его ликвидации и, в первую очередь, следует зачистить поверхность по 20-30 мм в каждую сторону от трещины или свища. Лучше всего с этой задачей справится стальная щетка и если дома имеется болгарка, то самым оптимальным вариантом будет кордщетка чашечного типа. Волоски у такого приспособления сплетены в плотные жгуты и необычайно эффективны для очистки металлических поверхностей от краски и ржавчины, а в нашем случае присущи оба варианта. Но, по большому счету нет разницы, чем вы будете выполнять такую работу, главное – получить чистую поверхность.

Холодная сварка, это двухкомпонентный материал, состоящий из вяжущего состава и затвердителя, который находится в средине палочки. В зависимости от размеров трещины или свища, отрезаете от палки кусочек нужной длины и мнете его в руках до состояния однородной массы в течение 10-15 минут. Возможно, с непривычки, это покажется утомительным занятием, но, запомните, чем мягче будет субстанция, тем лучше она перекроет прореху. После такой «разминки» размажьте мягкую массу по трещине так, чтобы сварка захватила по 10-15 мм «живого» чугуна. После этого наложите бандаж обычным бинтом, который можно будет снять на следующий день. Закрасьте место заделки и забудьте о повреждении на несколько лет.

Примечание: метод холодной сварки чрезвычайно актуален для устранения трещин в чугунных раструбах, когда нужно переходить на ПВХ.

Видео описание

Ремонт трубы. крестовины

Резиновый бандаж

Очень эффективным временным методом починки металлических труб (сталь, чугун) является резиновый бандаж, принцип которого показан на верхнем изображении. Но это не означает, что такой пластырь можно накладывать непосредственно на прореху, не предпринимая никаких дополнительных мер. Резина, это вязкий и эластичный материал, который при натяжении и прижиме плотно обтекает поверхность, но зачистка зоны непосредственно у протечки – обязательна. В таком выполнении временная заделка прорехи может стоять годами, пока хозяева не решатся поменять чугун на ПВХ, что чаще всего и происходит в городских квартирах.

Только вот купить в магазине бандаж на трубу нужного диаметра удается далеко не всегда, поэтому, гораздо проще прибегнуть к самодельным методам установки пластыря, которые ничуть не хуже заводских обжимов. Для этого понадобится старая велосипедная камера, которая наверняка найдется у вас дома или у ваших знакомых, у кого есть или когда-то был велосипед. Из нее по продольной линии вырезают ножницами одну или две длинных полосы. То есть, если вы разрежете камеру вдоль штуцера по всей её длине, то получите одну широкую полосу, которую обычно разделяют на две части – такой ширины вполне достаточно.

Зачищенную от краски и ржавчины прореху обматывают внатяжку в три-четыре слоя и по двум сторонам от протечки ставят хомуты. Как вариант, хомут можно соорудить из алюминиевой, медной или вязальной проволоки, но для этого следует делать не менее двух витков вокруг трубы, чтобы обжим был плотным. Концы проволоки скручивают пассатижами, а острую скрутку пригибают к поверхности. Такой бандаж зачастую закрашивают и забывают, что там когда-то была протечка.

Читайте так же:
Дымогенератор своими руками на естественной тяге

Другие варианты

А вот еще варианты, которые не самые лучшие, но, все-таки, они «имеют место быть». Так как канализация всегда относится к трубопроводам низкого давления, то в качестве бандажа можно использовать бинт и эпоксидную смолу либо любую нитроэмаль, которая сохнет очень быстро. Для этого зачистку вокруг протечки делать необязательно. Разве что старая краска будет отстаиваться от поверхности. Обмотайте трубу в месте повреждения два-три раза, нанесите краску, сделайте еще два-три витка, опять закрасьте, намотайте еще два-три витка и завяжите бинт. Через несколько часов получится полноценный бандаж, которого хватит на несколько лет.

Видео описание

Как устранить разлом канализации.

Заключение

Как видите, устранить протечку в чугунной канализационной трубе совсем несложно, если следовать элементарным указаниям, приведенным в этой статье. Тем более что такой ремонт всегда можно отнести к бюджетным, а порой и бесплатным работам, так как все необходимое найдется в домашнем хозяйстве.

Особенности сварки чугуна

В быту, строительстве, при производстве иногда крайне необходима сварка чугуна. Многих начинающих сварщиков волнуют вопросы — можно ли сварить чугун? Если да, то какие особенности сварки чугунных деталей существуют? Как правильно сварить детали? Возможна ли сварка чугуна в домашних условиях? Как заварить чугунную батарею, трубу или плиту? Ответим сразу: сваривать чугун можно, однако сварка чугунных деталей потребует определенных навыков. Чтобы получить прочное соединение, которое прослужит не один десяток лет, ознакомьтесь с теоретической частью.

  • Специфика сплава
  • Где применяется
  • Как подготовить материал к свариванию
  • Способы соединения
  • Особенности горячей сварки чугуна
  • Особенности холодной сварки чугуна
  • Сварка при помощи аргона
  • Сварка чугунных радиаторов
  • Соединение чугуна со сталью
  • Полезные советы

Специфика сплава

Чугун представляет собой сплав из железа и углерода, где количество последнего — от 2 до 6 %. Чтобы повысить жаропрочность сплава, его устойчивость к коррозии и воздействию внешней среды, к чугуну добавляют легирующие элементы, такие как хром, титан, никель и т.д. Если примешать кремний, то значительно уменьшится температура плавления, сера поспособствует снижению текучести, марганец придаст дополнительную прочность, а фосфор позволит получить деталь, имеющую сложную конфигурацию.

В чугуне углерод может находиться в виде цементита или графита. Карбид железа (цементит) в сплаве находится в связанном состоянии, и такой чугун называется белым. А вот самородный минерал (графит), наоборот, присутствует в свободном состоянии, причем в каждой из разновидностей чугуна имеет различную форму. Например, пластинчатый графит входит в состав серого чугуна, хлопьевидный – ковкого, шаровидный – высокопрочного. Зная особенности сварки чугуна, можно без проблем выбрать подходящую его разновидность для предстоящих работ.

В отличие от кованого железа и стали, чугун:

  • Содержит гораздо больше углерода (почти в 10 раз).
  • Имеет лучшие литейные качества.
  • Менее пластичен, с трудом поддается ковке.
  • Обладает меньшей рыночной стоимостью.

Поскольку атомы углерода и железа связаны между собой не очень тесно, то сплав является хрупким и не может быть использован для изготовления элементов, подлежащих интенсивным нагрузкам. Тем не менее он устойчив к вибрациям и износу. Если длительное воздействие воды приведет к возникновению ржавчины, то в кислотно-щелочной среде этот сплав не потеряет своих качеств. После нагревания чугун способен сохранять высокую температуру длительное время.

Где применяется

Ранее этот сплав широко применялся для производства канализационных и водопроводных труб, арочных конструкций (в том числе несущих), декоративных элементов и т.д. Несмотря на то, что сейчас предпочтение отдается современным строительным материалам, чугун по-прежнему незаменим в сферах строительства и промышленности. Из него изготавливают плиты для фундамента, колонны, канализационные трубы большого диаметра, люки, ограждения, тормозные колодки, детали для машин. Некоторые предметы быта (сковороды, горшки и т.д.) также производятся из железно-углеродного сплава. Часто отливаются чугунные скульптуры и памятники.

Как подготовить материал к свариванию

Сварка чугуна в домашних условиях, равно как и в условиях производства, должна начаться с предварительной подготовки свариваемых поверхностей. Прежде чем заварить чугунную деталь, стоит удостовериться, что она не имеет повреждений и загрязнений. Материал довольно хрупкий и пористый, поэтому малейшая деформация с течением времени будет увеличиваться, а очистка потребует больших усилий.

Подготовка чугуна к сварке включает в себя:

  • Ликвидацию или уменьшение трещин,
  • Очистку.

вырезанная трещина

Перед тем как сварить чугун, все трещины, даже самые мелкие, лучше засверлить по краям и пройтись сверлом по всей глубине. Кроме сверла, можно воспользоваться зубилом, шабером и вырезать трещину, округлив при этом ее края. Сквозные трещины стоит обработать с двух сторон, а место с множественными трещинами лучше вырезать полностью и поставить заплатку.

Чугунные детали сваривают, очистив их от ржавчины, окалины, горючих веществ, грязи и т.д. Очистку можно проводить при помощи растворителей, газовой горелки, наждачной бумаги, металлических щеток и болгарки – в зависимости от степени загрязнения и типа поверхности. В особо сложных случаях можно использовать пескоструйную очистку. В конечном результате заготовка должна иметь гладкую, блестящую поверхность.

Способы соединения

Существуют следующие способы сварки чугуна:

  • Газовая сварка чугуна. Необходима там, где нужно ликвидировать дефекты литья. Особенности сварки чугуна таким образом заключаются в том, что используются пропан-бутан либо ацетилен, а для работы можно применять несколько горелок. Для газовой сварки чугуна присадочной проволокой стоит использовать материал, который содержит большое количество кремния.
  • Ручная сварка при помощи дуги. Перед началом дуговой сварки детали придают температуру 600-650 градусов по Цельсию. Это обеспечивает равномерные нагрев и охлаждение. Наиболее популярна сварка чугуна аргоном.
  • Механизированная сварка при помощи дуги. Деталь также предварительно нагревается до высоких температур. Чтобы из сварной ванны не вытекал жидкий металл, подлежащий сварке участок детали можно формовать пластинами из графита.
  • Электрошлаковая сварка. Технология сварки чугуна включает в себя использование пластинчатых электродов и фторидных флюсов. Для предварительного прогрева детали применяют пламя газовой горелки либо неплавящийся электрод .
  • Термитная сварка. Особенности сварки чугуна таким образом состоят в использовании для нагрева очень горячего металла, полученного при горении термитов. Варится чугун при условии, что термитная смесь нагрета до температуры выше 1300 градусов по Цельсию.
Читайте так же:
Jrm a55 что это

электроды МНЧ-2 для сварки чугуна

Какой полярностью варить чугун? Прежде чем ответить на этот вопрос, подчеркнем, что выбор полярности зависит от вида электродов, а не от пространственного положения или других критериев. Например, электроды МНЧ-2 требуют применения прямой полярности. В остальных случаях выставляется полярность обратная.

Особенности горячей сварки чугуна

Можно ли варить чугун, избежав отбеливания шва и зоны около него? Чтобы получить качественное соединение, часто прибегают к горячему соединению поверхностей. Перед сваркой их тщательно очищают от загрязнений, затем формуют в специальных ящиках – опоках. Горячая сварка чугуна подразумевает двухступенчатое повышение температуры – сначала просушка до 120 градусов по Цельсию, затем подогрев до 600-700 градусов по Цельсию. И только затем можно сварить чугунные детали.

Поскольку для качественного результата площадь одной сварочной ванны не должна быть больше 50-60 см2, то сварка производится небольшими участками. Работа над следующим начинается только после того, как предыдущий затвердел. Приварить детали таким методом можно с помощью электродов ОМЧ-1 или ПЧЗ.

Особенности холодной сварки чугуна

Сварные работы по чугуну могут проводиться и без предварительного нагрева поверхностей – например, если нужно заварить чугун в домашних условиях или же деталь имеет слишком большие габариты. Сварить чугун в таких условиях можно при помощи электродов из аустенитного чугуна, стали или цветных металлов. Сварочные швы нужно стараться делать как можно короче — не длиннее 25 мм. Обеспечьте условия для постепенного остывания швов.

Чтобы сварить чугун и избежать при этом отслойки металла сварного шва, нужно воспользоваться стальными шпильками с диаметром не более 16 мм. Если края деталей не толще 10 мм, диаметр шпильки должен составлять 6 мм, если в пределах 10-20 мм, то небходимы шпильки с диаметром 10 мм.

Сварка при помощи аргона

Сварка чугуна аргоном (TIG) возможна тремя способами – с помощью холодной сварки, горячей (до 600 градусов по Цельсию) или полугорячей (до 400 градусов по Цельсию). Первый из них уместен тогда, когда нужен шов, не состоящий из чугуна.

Как варить чугун аргоном? Для этого выставляют значение сварочного тока в 40-80 А в зависимости от толщины деталей. Если этот показатель вы выбрали правильно, металл во время процесса трещать не будет. Качество шва не зависит от направления сварки, поэтому горелку можно располагать как за присадочным прутком, так и перед ним. Сварочный присадочный стержень предварительно нагревают, затем помещают в сварную ванну и формируют шов. Чтобы он получился качественным, без пор, присадочный пруток лучше не выносить из зоны сварки, а помешивать им расплавленный металл, равномерно распределяя его и удаляя пузырьки газов. После сваривания деталь должна остыть естественным путем.

Сварка чугунных радиаторов

Можно ли заварить чугунную батарею самостоятельно, не вызывая специалиста? Заварить трещину в радиаторе можно, если у вас есть стаж проведения подобных работ, так как не каждый шов сможет выдержать давление до 10 атмосфер и температуру до 100 градусов по Цельсию. Наиболее распространена сварка чугуна инвертором: этот прибор легкий и компактный, к тому же простой в управлении.

В большинстве случаев поверхности, подлежащие сварке, нельзя вращать, поэтому соединение варят с отрывом. Чтобы шов получился прочным, производят два прохода. После каждого из них нужно очистить место сварки, удалить наплыв и окалину. В качественно выполненном шве все края заполнены, подрезов нет.

Соединение чугуна со сталью

Сварка чугуна со сталью осложнена тем, что эти металлы имеют разное процентное содержание углерода. Кроме того, если гранулы углерода крупные, то речь не может идти о надежном шовном соединении.

Стали с чугуном могут быть соединены при помощи как холодной, так и полугорячей, и горячей технологии. Для соединения железно-углеродного сплава с обычной сталью или с нержавейкой нужно использовать постоянный ток (полярность – обратная). Переменным током следует воспользоваться только при напряжении холостого хода, превышающем 54 вольта. Сначала нужно обрабатывать изделие из чугуна, затем – из стали. Если соединение чугуна и стали должно иметь толстый шов, то он варится слоями. Каждый из них необходимо уплотнить, используя молоток.

В случае, когда нержавейка присоединяется при помощи горячего или полугорячего способа, зону наплавки стоит охлаждать. Обратите внимание: при резком снижении температуры материал будет деформирован или начнет разрушаться. Поэтому температуру в зоне наплавки снижают медленно, а шов время от времени нагревают.

Читайте так же:
Как пользоваться дрелью женщине

Полезные советы

  • Правильно варить чугун нужно в нижнем положении.
  • Перед тем как заварить чугун низкоуглеродистыми электродами, обратите внимание, что толщина наплавленного металла должна составлять около 50 процентов от толщины самой детали.
  • Сварка чугуна полуавтоматом должна проводиться без колебательных движений при ведении первого шва. Затем можно приступать к поперечным движениям.
  • Чугун и сталь можно сваривать и при помощи аргонодуговой технологии. В таком случае используйте для присадки флюсовую проволоку на никелевой основе, сняв с нее обмазку. Электроды должны быть изготовлены из вольфрама.
  • Нержавейка к чугуну может быть надежно приварена в том случае, если сварку проводить в несколько проходов короткими швами, давая металлу остыть.
  • Чтобы чугун после сварки остывал постепенно, его или накрывают, или засыпают негорючими материалами (асбест, песок, зола).
  • В толстых деталях перед свариванием разделываются кромки. Угол фаски должен составлять 45 градусов.


Watch this video on YouTube

Сварка батарей отопления: горячая и холодная

Сварка как способ неразъемного соединения двух и более элементов, актуальна при замене и ремонте чугунных батарей: при монтаже более современных видов радиаторов отопления используются другие виды соединений. Но сложность заключается в том, что чугун плохо поддается сварке, причем чем выше в нем содержание углерода, тем хуже он сваривается.

Как найти выход из этого положения? Об этом и пойдёт речь далее в статье на нашем сайте.

Замена батарей отопления на сварке

Сварка чугунных батарей значительно облегчилась после появления сварочного оборудования с инверторной схемой. Такие аппараты малогабаритны, запитываются от сети 220 В и приобрести их можно за 7-10 тыс. руб. в специализированном магазине. Но не стоит обольщаться идеей о том, что, если вы купили такой аппарат, то можете заниматься заменой батарей на сварке собственными руками. Выполнить сварной шов так, чтобы он не протекал при давлении теплоносителя в 10 атм. и температуре в 100°С, может только опытный специалист со стажем работы не менее 3-х лет.

Инверторная схема сварочного аппарата

Халтурщиков к этому делу допускать нельзя: даже при обычном давлении в коммуникациях отверстие даже капиллярного размера за сутки может превратиться в свищ, через который будет хлестать вода.

Сам по себе процесс замены батарей далеко не всегда нуждается в сварке. Часто подводка к батареям снабжена резьбовыми разъемными соединениями, которые можно просто развернуть, после чего снять батарею с кронштейнов и повесить новую. Главное при этом – не забыть перекрыть воду и правильно наматывать льняной уплотнитель на резьбовое соединение: при правой резьбе – по часовой стрелке, при левой – против часовой.

Обрабатываем чугунную батарею

В том случае, если на подводке нет разъемных соединений, то такие трубы просто перерезают болгаркой или ножовкой по металлу, но вот тогда, после смены батарей, новый радиатор приходится подсоединять к коммуникациям при помощи сварки. Варить при этом приходится трубу из низкоуглеродистой стали: с этой задачей справится и специалист средней квалификации.

Но что делать домохозяину, если в период отопительного сезона потекли стыки между секциями чугунного радиатора, в корпусе батареи появился свищ или глубокий скол? Вызывать мастера-сварщика с его аппаратурой, надолго перекрывать отопление?

В этом случае домохозяину на помощь придет холодная сварка для батарей.

Меняем батарею отопления в квартире

О том, как правильно заменить батареи отопления, есть подробная инструкция на нашем сайте.

Что делать, если потекла батарея, смотрите статью по ссылке: http://remontspravka.com/potekla-batareya-chto-delat/

Холодная сварка для батарей отопления

Собственно, это не сварка как таковая, а клей на основе эпоксидной смолы с наполнением из металлического порошка и упрочняющими добавками. Применение такой холодной сварки для батарей отопления элементарно просто:

Mastix холодная сварка

1. 2. 3. 4.

Надо помнить, что холодную сварку нельзя использовать при температурах ниже +5°С. При работе с этими смесями надо использовать резиновые перчатки, защитные очки для глаз.

Холодной сваркой ремонтируем трубу

Один из наиболее популярных видов таких клеев — холодная сварка для батарей Mastix. Она реализуется в упаковке «порциями» по 55 грамм. Стоимость одного блистера – около 60 руб. Эксперты считают главным достоинством этого вида «сварки» краткий период полной полимеризации: уже через 2,5 часа склеенное «Мастиксом» изделие можно подвергать механическим нагрузкам.

При этом надо учитывать, что холодная сварка – это всё-таки не сварка в непосредственном смысле этого слова. Это – временное решение. После окончания отопительного сезона лучше вызвать мастера-сварщика, который заварит в соответствии с требованиями всех норм сколы, свищи, протечки ваших чугунных батарей.

Изделие из чугуна после сварки холодного типа

Некоторые читатели интересуются, можно ли при помощи «Мастикса» осуществлять, допустим, сварку аккумуляторных батарей, в т.ч. – для ноутбуков.

Прямо скажем: при разработке этого клея никто не рассчитывал, что ему придётся работать в химически агрессивных и проводящих ток средах. Поэтому для починки аккумуляторов лучше использовать более традиционные методы. Например, точечную сварку.

Ремонт чугунной батареи: способы устранения течи, восстановление чугунного радиатора холодной сваркой

Срок эксплуатации чугунных радиаторов отопления настолько длительный, что жильцы воспринимают их работу, как должное, поэтому в случае появления течи или свища в стенке устройства, не знают, что им делать. Особенно неприятно, если поломка произошла в разгар холодов, но и в межсезонье нельзя оставлять отопительные элементы без внимания. Как правило, профилактические работы, проводимые работниками теплосети, могут выявить наличие загрязнений или протечек в устройстве.

Читайте так же:
Как проверить нулевое положение штангенциркуля

На этот случай есть простые способы, как устранить течь в чугунной батарее отопления.

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Первые признаки неполадок

Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:

  • Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
  • Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
  • Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.
Читайте так же:
Как зарядить щелочной аккумулятор в домашних условиях

Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.

Ликвидация свища

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Заключение

Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.

Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector