Безопасная заправка автомобиля газом
Безопасная заправка автомобиля газом
Газовое топливо отличается от бензина. Причины ЧП на газовых заправках чаще всего в том, что люди не знают правила эксплуатации.
Несчастные случаи на АГЗС, несмотря на высокую безопасность современного газового оборудования, к сожалению, случаются. И виной порою становится даже не халатное отношение автовладельца к процессу заправки, или нарушение правил техники безопасности сотрудника газовой заправки. Причиной ЧП на газовых заправках чаще всего становится банальная осведомленность, люди просто не в курсе как себя правильно вести на газовых заправках. Нет, я не хочу сказать, что на обычных АЗС чрезвычайных происшествий не случается, просто газовое топливо отличается от классических бензина и ДТ. Речь о совершенно иной технологии заправки и абсолютно другом состоянии этих типов топлива, я уже не говорю о воспламеняемости.
Как правильно заправить автомобиль газом самому без посторонней помощи
В этой статье я хочу рассказать о правилах безопасности на АГЗС, а также о том, как правильно заправлять авто газом самостоятельно, в случае возникновения такой необходимости.
Что нельзя делать на АГЗС
- Ну, прежде всего, конечно же, курить или использовать открытые источники огня. Думаю, здесь объяснять не нужно, все мы знаем, что такое газ и что происходит, если резко поджечь большое количество газа. Происходит взрыв невиданных масштабов, поэтому ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не нарушайте, это правило «№1».
- Заправлять автомобиль с работающим двигателем. Когда мотор работает топливная магистраль функционирует, поэтому есть высокая вероятность резкого повышения давления в топливной магистрали, что чревато повреждением клапанов и неисправностью редуктора и многих других не менее важных узлов газового оборудования.
- Выполнять заправку неисправного ГБО. Перед тем как заправить свой автомобиль газом, убедитесь, что клапаны, ВЗУ, в порядке. Баллон не имеет повреждений, а само газовое оборудование исправно и не имеет утечек.
- Начинать заправку без разрешения оператора АГЗС.
- Выполнять заправку при неправильно установленном «пистолете».
Как правильно заправлять газовый баллон на авто с ГБО?
Прежде всего вы должны запомнить одну вещь — заправлять свой автомобиль при наличии на АГЗС оператора или заправщика — запрещается! За такое нарушение работник может быть наказан или даже уволен, а вы, как минимум, получите предупреждение или возможно даже штраф! Все, что вам необходимо сделать — сообщить сотруднику место расположения выносного заправочного устройства.
Бывают правда исключения, когда заправщика нет или сама заправка предусматривает возможность самостоятельной заправки, в таком случае нижеизложенные советы помогут вам правильно заправиться газом на АГЗС.
Из личного опыта. Например, я однажды стал свидетелем просто вопиющего случая нарушения правил ТБ сотрудником газовой заправки. Оператор АГЗС в состоянии сильного алкогольного опьянения пытался подключить пистолет и не мог не то, что соединить его с ВЗУ, он на ногах еле стоял. Самое страшное было то, что спустя несколько минут после своих неудачных попыток, заправщик решил «с горя» закурить, держа при этом пистолет в своих руках. Скажу вам честно, я еще никогда не видел, чтобы люди так быстро садились по машинам и разъезжались кто куда. Смех смехом, а ведь все могло закончиться плачевно.
- Первое, что необходимо сделать — подъехать к колонке и заглушить двигатель.
- Выполнить визуальную проверку всех узлов ГБО на предмет исправности, хотя это лучше сделать до того, как вы собираетесь на заправку.
- Подсоедините переходник, если он предусмотрен конструкцией вашего ГБО и установите пистолет в ВЗУ.
- Включите подачу газа и контролируйте заполнение газового баллона. Здесь необходимо помнить, что в баллон может влезть лишь то количество газа, которое физически в него помещается, не стоит трясти машину, шатать с целью побольше закачать газа в свой баллон. Более детально об этом я писал в своей предыдущей статье: Про обман на газовых АЗС. Узнай, как «надувают» на АГЗС.
- После того как баллон будет заполнен, автоматика АГЗС перекроет подачу газа. Вы это заметите по тому, что цифры в полях «литры» и «рубли» остановятся. Хотя если вам не нужен полный баллон, вы можете остановить заправку в любой момент.
- Все, что вам осталось — это отсоединить «пистолет» и снять переходник, если вы его устанавливали.
После завершения заправки, не забудьте оплатить счет. Вот собственно и вся процедура, как видите ничего сложного, самое главное — несколько раз попробовать сделать это самостоятельно.
Домашняя газовая заправка
Как советуют эксперты, для того, чтобы снизить расход топлива, необходимо всего лишь выработать, так называемый, экономный стиль езды. Проще говоря, это значит, что нужно с педалью газа обращаться осторожно, то есть плавно нажимать для разгона и тормозить за счет двигателя , при котором перекрывается подача бензина. Это действительно поможет снизить расход топлива. Но процент экономии будет подниматься не выше 10%.
Некоторые АЗС предлагают просто переходить на более дешевые виды горючего, которые содержать больший процент этанола. Но это может сказаться на работе двигателя, а так же системе топлива. В прочем данная проблема может коснуться только отдельных марок автомобилей.
В последнее время среди водителей стал очень популярным метод использования так называемого «супер прибора» . Его принцип работы заключается в том, чтобы разбивать сгустки молекул бензина за счет магнитного резонанса, и тогда сгорание бензина происходит с меньшими отходами. Так вот, эксперты категорически не советуют использовать этот метод, поскольку это всего лишь выкачивание денег.
На самом деле заметной экономией может быть дополнительная установка в автомобиль газобаллонного оборудования. Расходы на установку такого технического девайса могут обойтись в среднем от 700 долларов до 1000, в зависимости от марки автомобиля. Но этот способ может быть выгодным только при большом пробеге машины , поскольку в обратном случае установка ГБО будет окупаться очень долго. Обязательно нужно учитывать тип двигателя, потому что не все моторы нормально функционируют с газом.
Самым смелым способом сэкономить — можно назвать домашнюю газозаправку . На вид она напоминает настенный газовый котел, доступ к которому есть в любое время. Поскольку стоимость природного газа для населения составляет примерно 5 рублей и если учитывать, что 1 кубометр газа равен 1 литру бензина, то получается, что такого рода заправки дают экономию в 5-6 раз .
Но во всем этом есть огромный минус. Домашний вариант газовой заправки будет стоить около 5 тысяч евро — это минимум, плюс к этому добавить установку газобаллонного оборудования, которое приспособлено под природный газ. Мощность компрессора для закачки газа не высока, по этому заправка может занимать несколько часов времени. И в довершении, необходимо постоянно возить с собой в багажнике 80 литровый газовый баллон.
Для ускорения заправки автомобиля, владелец может устроить ресиверную станцию. Что это значит? Сначала закачивать газ в стационарный баллоны, а потом заправлять машину непосредственно с них. Такая процедура укоротится до 20 минут.
Но если у водителя в наличии малолитражный автомобиль, то установка домашней АЗС невыгодна . Более рентабельной она может быть для владельцев газелей или джипов, в которых очень высокий коэффициент потребления топлива и может составлять до 20 литров на 100 километров.
Порядок заправки газом
Перед въездом на территорию АГНКС водитель должен при наличии пассажиров попросить их покинуть кабину.
Перед началом заправки автомобиля КПГ водитель обязан:
— отключить бортовую электрическую сеть (массу);
— включить стоячный (ручной) тормоз;
— извлечь ключ из замка зажигания;
— отвинтить и снять пробку с наполнительного вентиля, предварительно очистив вентиль от грязи и масла;
— покинуть территорию заправочного бокса.
Находиться во время заправки автомобиля газом в боксе водителю категорически запрещается.
Перед началом заправки рабочий-наполнитель обязан:
— проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке; при этом вентили подачи газа и дроссель должны быть открыты, вентиль «на свечу» закрыт и давление газа равно нулю;
— подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля (по указанию рабочего-наполнителя эту операцию может выполнить водитель, но обязательно под наблюдением рабочего-наполнителя);
— открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;
— подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке.
Оператор, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен произвести заправку баллонов автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).
При ручном способе заправки автомобиля рабочий-наполнитель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (магистральный вентиль закрыт) обязан:
— проверить остаточное давление газа в газобаллонной установке автомобиля;
— открыть вентиль на газозаправочной колонке и произвести заправку баллонов автомобиля газом;
— по окончании заправки (давление газа в баллонах автомобиля при этом должно быть 19,6 МПа) закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;
— закрыть наполнительный вентиль на газобаллонной установке автомобиля;
— открыть вентиль «на свечу»;
— убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа равно нулю;
— отсоединить заправочный шланг от наполнительного вентиля автомобиля;
— закрыть вентиль «на свечу»;
— поставить в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа;
— убедиться в выезде автомобиля из бокса АГНКС.
По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля обязан:
— произвести расчет с АГНКС за отпущенный газ;
— убедиться, что баллоны заполнены и давление в них стабилизировалось;
— навернуть пробку на наполнительный вентиль;
— включить бортовую электрическую сеть (массу);
— открыть магистральный вентиль (электронный газовый клапан);
— убедиться (на слух) в герметичности газовой аппаратуры и правильности работы контрольно-измерительных приборов;
— пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.
При заправке баллонов компримированным природным газом в целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:
— не наполнять газом баллоны, не прошедшие очередного освидетельствования и не имеющие соответствующего клейма;
— не наполнять баллоны газом при обнаружении нарушения герметичности в газопроводах, соединениях или газовой аппаратуре;
— герметично присоединять наконечник шланга к наполнительному вентилю автомобиля;
— не производить заправку баллонов газом при открытом магистральном вентиле;
— не стоять во время наполнения баллонов около наполнительного шланга;
— не отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;
— не подтягивать гаек и соединений под давлением;
— не производить какой-либо текущий ремонт и регулировку газовой аппаратуры;
— не стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимся под давлением;
— при случайной разгерметизации наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля.
В случае аварийной ситуации независимо от режима заправки необходимо нажать кнопку «Авария» на газораздаточной колонке (такая же кнопка имеется и на пульте управления в операторской).
При нажатии кнопки «Авария» прекращается подача газа к колонке и осуществляется его сброс из технологической линии станции.
Как правильно заправлять баллон ГБО?
Сразу необходимо отметить, что заправка газом немного отличается от заправки автотранспорта бензином. Дело в том, что в газовом баллоне присутствует давление, и оно дает возможность заправить баллон газом примерно на 80%. К примеру, если стоит газовый баллон на 40 литров, то задуть газа получится 33-35 литров. Но если есть на баллоне контролирующий отсекатель, то он автоматически закрывает клапан при полном заполнении баллона. Если же по какой-либо причине этот отсекатель отсутствует, то баллон практически представляет собой очень опасное взрывное устройство. Использовать газ, в отличие от бензина, можно до полного опустошения баллона, при этом мотор автомобиля не заглушится сразу, а продолжит работать на остатках газовых паров, которые останутся в баллоне.
На более современном ГБО есть автоматическое переключение с бензина на газ и обратно, поэтому можно не бояться, что газ закончится при обгоне другого автотранспорта, при движении на крутой подъем и машина заглохнет. Но если установлено более старое поколение газового оборудования, то необходимо следить за наличием газа в баллоне, так как датчик на газ не такой точный, как на бензин. Если заправка происходит в очень жаркий день, и баллон при этом сильно нагрелся, то заправить его будет очень сложно и утомительно, потому что в нем существующее давление при нагреве увеличивается. Но есть небольшая хитрость на этот случай. Можно при заправке раскачивать автомобиль поперек из стороны в сторону, при этом получится, что баллон будет раскачиваться вдоль и охлаждаться газом. Практически на всех газовых АЗС непосредственно заправкой занимается обученный оператор-заправщик. Он должен свободно достать до клапана баллона и, если нужно, применить переходник. Рекомендуется задувать газ при выключенном двигателе автотранспорта, так как в таком случае все клапаны находятся в закрытом положении. Этим можно защитить редуктор от перепада температур. Как правильно выполнить переход на газ.
Если на автомобиле стоит газовое оборудование с автоматическим переключением, то электроника выполнит все операции по переходу с одного топлива на другое сама. В случае отсутствия автоматического перехода следует помнить, что охлажденный двигатель надо заводить на бензине. Когда двигатель наберет определенную температуру, тумблер надо переместить в нейтральное положение. Затем, когда мотор начнет глохнуть, переключить на газ, а при переключении с бензина на газ – сразу на бензин, минуя нейтральное положение. Если же ГБО только установлено на автомобиль, то при первой поездке нужно ехать со средней скоростью, так как машина будет вести себя немного не так, как на бензине, и к этому надо привыкнуть. Для чего желательно наличие бензина в баке при работе двигателя на газу.
Вполне вероятно, что ГБО может и поломаться, поэтому, чтобы не застрять посреди трассы вдалеке от населенного пункта, нужно иметь запас бензина в баке. Также рекомендуется пару раз в 6-7 дней прогревать двигатель, особенно карбюраторный, на бензине или при редких выездах с перерывами более трех дней. Таким образом, происходит своеобразная встряска двигателя. К тому же, с бензином идет промывание всей системы вместе с клапанами, жиклерами, форсунками. Возвращаясь к карбюраторным двигателям, надо отметить, что глушить рекомендуется его на бензине, дабы последующий запуск был беспроблемным. А при остановке мотора на газу переключатель необходимо поставить в положение нейтрали, чтобы весь газ вышел из редуктора, тем самым продлив свою жизнедеятельность и газового клапана.
Какое ГБО выбрать: пропановое или метановое? Если сравнивать плюсы и минусы этих двух газовых установок, то сразу можно сказать, что газ метан заметно дешевле и бензина, и пропана. Но, пожалуй, что на этом все плюсы метана и заканчиваются, так как его установка тяжелее, цена ее в разы больше. А также весомым фактором является преимущественное количество пропановых заправок над метановыми. Баллоны для пропана легче, чем для метана, потому что у них толщина стенок меньше. Метан сжимается для заполнения в баллон, а пропан сжижается. Из-за этого в баллон одинакового объема пропана поместится больше, чем метана. Следовательно, автомобиль проедет больше расстояние на пропане.
Правильный ремонт и обслуживание
Для более качественного технического обслуживания лучше проводить ремонт на СТО. Но, к примеру, самостоятельно можно проверить систему на утечку газа. Для этого необходимо мыльным раствором намазать в местах соединения шланг на предмет появления пузырей. Один раз в течение двух лет нужно сдавать баллон на периодическую проверку. А со временем (4-4,5 года) рекомендуется менять уплотнители, мембраны.