Как самостоятельно заменить щетки генератора
Как самостоятельно заменить щетки генератора?
Автомобильный генератор оборудован ротором с коллекторным узлом, позволяющим подводить напряжение возбуждения при помощи угольных подвижных контактов. При обгорании или износе деталей нарушается работоспособность источника тока. Проверка и замена щеток генератора не требует использования специального инструмента и проводится владельцем самостоятельно.
Когда пора менять генераторные щетки?
Основные признаки выхода из строя щеток на генераторе:
- самопроизвольное отключение электрических приборов при работающем двигателе;
- снижение яркости свечения или мигание контрольных ламп и штатной светотехники;
- падение напряжения в бортовой сети при работе силового агрегата;
- появление посторонних звуков (шуршания или писка) при работе генератора;
- включение контрольного индикатора отсутствия зарядки (лампа находится в комбинации приборов);
- быстрый разряд аккумулятора при движении автомобиля.
Расположение детали
Элементы подачи напряжения к обмоткам ротора находятся на задней части электрической машины. Щеточный блок крепится к корпусу генератора винтом или гайкой.
Подвижные графитовые стержни прижимаются к коллекторным кольцам, а выводы подсоединены к диодному мосту и к регулятору напряжения. Сверху электрические компоненты закрываются крышкой из пластика, предотвращающей попадание пыли и воды на контакты.
Способы замены щеток
Ремонт узла осуществляется по 2 методикам:
- со снятием оборудования;
- без проведения демонтажа.
Методика восстановления узла зависит от компоновки агрегатов в моторном отсеке и от состояния резьбовых соединений. Если на стальных элементах имеется налет ржавчины и окислов, то рекомендуется снять электрическую машину.
Детали обрабатываются специальной жидкостью, в противном случае происходит слизывание граней гаек или ломается тело болта.
Перед тем как заменить щетки на генераторе, необходимо подготовить:
- гаечные ключи или головки (размер и тип зависят от модели автомобиля);
- отвертки с плоским и крестообразным жалом;
- комплект новых деталей (подбирается по каталогу в зависимости от модификации электрической машины);
- баллон с жидкостью WD-40, позволяющей откручивать загрязненные или заржавевшие резьбовые соединения.
На снятом генераторе
Алгоритм обслуживания узла на примере автомобиля ВАЗ-2113 с 8-клапанным силовым агрегатом:
- Заглушить мотор, включить 1-ю передачу и затянуть рычаг стояночного тормоза.
- Открыть капот, от корпуса АКБ отсоединяется отрицательный кабель (идет на кузов машины).
- Ослабить затяжку болта в нижней опоре.
- Отсоединить коммутационные кабели.
- Отвернуть гайку регулятора натяжения приводного ремня, а затем с помощью монтажной лопатки аккуратно сдвинуть генератор в сторону блока двигателя.
- Удалить приводной ремень, отвернуть болт крепления кронштейна натяжения к блоку цилиндров.
- Выкрутить нижний болт, удерживающий электрическую машину на моторе.
- Уложить оборудование на верстак, демонтировать пластиковую крышку, которая удерживается на защелках.
- Демонтировать корпус регулятора напряжения, который крепится на винтах с крестообразной головкой. Узел крепится к обмоткам при помощи быстросъемной колодки.
- Снять щетки, детали подлежат замене при остаточной длине графитовых элементов менее 5 мм.
- Установить новые детали и произвести сборку в обратной последовательности. Отрегулировать натяжение ремня, а затем запустить силовой агрегат и проверить работу электрических приборов. Если на машине установлен бортовой компьютер, то прибор показывает напряжение в бортовой сети.
Снятие генератора на других автомобилях может потребовать демонтажа корпуса воздушного фильтра или воздуховодов. На некоторых машинах иностранного производства используются автоматические натяжные приспособления, корпус электрического прибора жестко прикручивается болтами к блоку цилиндров.
Владельцу необходимо ослабить натяжение ремня, а затем снять его со шкива. На автомобилях Toyota электрические компоненты закрыты металлическим кожухом, закрепленным гайками.
Под крышкой находятся щеточный блок, диодный мост и блок управления зарядкой (оснащается алюминиевым радиатором). После снятия щеток осматриваются коллекторные кольца, если на деталях имеется выработка, то потребуется снять ротор для исправления дефекта. После сборки и установки проводится проверка напряжения в бортовой сети при заглушенном и заведенном двигателе.
Непосредственно в авто
Замена щеточного узла без демонтажа генератора возможна при условии свободного доступа к задней крышке электрической машины. Подобная конструкция встречается на автомобилях отечественного или импортного производства с атмосферными моторами простой конструкции (с 2-мя клапанами на цилиндр). Например, чтобы поменять узел на «классических» машинах ВАЗ, потребуется снять провод с минусовой клеммы аккумулятора, а затем демонтировать кабели от корпуса генератора.
При помощи короткой отвертки отвернуть винт крепления и вынуть изношенный узел. Проблемой является коррозия резьбовых соединений, нанесение жидкости WD-40 ситуацию не исправляет, поскольку из-за стесненного пространства невозможно приложить усилие к инструменту. Кроме того, на установленном генераторе невозможно корректно проверить состояние коллекторных колец. Новые щетки при контакте с поврежденным коллектором изнашиваются за 500-1000 км пробега, после чего генератор вновь выходит из строя.
На некоторых автомобилях доступ к генератору возможен со стороны днища машины (например, на Лада «Калина» с 16-клапанным мотором). Владельцу необходимо демонтировать защитные щитки, работы производятся из смотровой ямы или на подъемнике. После демонтажа проводов и защитного экрана требуется отвинтить крепления регулятора напряжения, а затем извлечь щеточный узел. Для замены колец коллектора требуется снятие генератора.
Подбор и поиск подшипника для генератора автомобиля
Многие автолюбители, эксплуатирующие возрастные автомобили с пробегом более 100 000 км, наверняка сталкивались с необходимостью ремонта или планового обслуживания генератора. А наибольшему износу во всей конструкции генератора, как известно, подвержены подшипники. Диагностировать выход из строя подшипника генератора, зачастую, совсем не сложно. Если при работе двигателя появился посторонний гул, усиливающийся при возрастании количества оборотов, то одним из источников его происхождения может быть подшипник генератора. Для более точной диагностики необходимо ослабить натяжитель ремня генератора, затем снять ремень и освободить шкив генератора. Далее запускаем двигатель и, если гул исчез, то причина ясна. Необходимо заменить подшипник генератора.
Замена подшипников генератора – это хоть и трудоемкая, но в меру сложная техническая операция. Поэтому многие автомобилисты проводят ремонт и обслуживание генератора самостоятельно, не прибегая к услугам автомастерских. У такого решения есть как плюсы, так и минусы. Главный плюс заключается в том, что самостоятельная замена подшипников генератора позволяет сэкономить определённую сумму денег. Из всех затрат на плечи автолюбителя лягут только расходы на приобретение подшипников. К минусам же можно отнести тот факт, что при производстве работ непременно потребуется специальный инструмент, например гидравлический пресс и различные съёмники, без которых придётся изрядно попотеть и проявить смекалку. Ещё одним важным моментом является правильный выбор подшипника на генератор. И специалисты компании DAS LAGER помогут вам разобраться в этом нелёгком вопросе.
- Снять генератор с автомобиля;
- Открутить все крепёжные элементы, отсоединив статор, ротор, диодный мост и т.д.
- Демонтировать передний и задний подшипники генератора;
- Идентифицировать подшипники по нанесённому на них обозначению. Если маркировка не сохранилась, то выполнить идентификацию посредством снятия установочных размеров;
- Приобрести нужные подшипники у проверенного поставщика;
- Установить новые подшипники в посадочные места и собрать генератор в рекомендованном порядке.
И если процесс разборки и сборки генератора не вызывает особых вопросов, то подобрать нужный подшипник бывает не так просто. Ниже мы приведём наиболее распространенные варианты подшипников, применяющихся в генераторах различных автомобильных марок. Итак, в конструкцию стандартного генератора заложены два подшипника – передний и задний. Передний подшипник генератора, как правило, является более мощным. Это связано с тем, что именно на передний подшипник приходится вся основная нагрузка. Эта нагрузка появляется вследствие воздействия натянутого приводного ремня на шкив генератора. Шкив передаёт нагрузку на вал, а вал, в свою очередь, воздействует на подшипник. Различные производители при производстве генераторов используют различные подшипники. Мы выявили наиболее популярные из общего числа. В российские модели генераторов часто устанавливаются следующие подшипники:
6302-2RS имеет размеры 15х42х13. Его отечественный аналог обозначается как 180302 или просто называется 302й закрытый. Этот подшипник применяется как передний подшипник на генераторах более старого образца. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 и ВАЗ2112.
6303-2RS имеет размеры 17х47х14. Его отечественный аналог обозначается как 180303 или просто называется 303й закрытый. Этот подшипник применяется как передний подшипник на генераторах более нового образца. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 и ВАЗ2112.
6202-2RS имеет размеры 15х35х11. Его отечественный аналог обозначается как 180202 или просто называется 202й закрытый. Этот подшипник применяется как задний подшипник на генераторах более нового образца. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 и ВАЗ2112.
6203-2RS имеет размеры 17х40х12. Его отечественный аналог обозначается как 180203 или просто называется 203й закрытый. Этот подшипник применяется как задний подшипник на генераторах более нового образца. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 и ВАЗ2112.
6003-2RS имеет размеры 17х35х10. Его отечественный аналог обозначается как 180103 или просто называется 103й закрытый. Этот подшипник применяется как задний подшипник генератора. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 и ВАЗ2112.
62202-2RS имеет размеры 15х35х14. Его отечественный аналог обозначается как 180502 или просто называется 502й закрытый. Этот подшипник применяется как задний подшипник генератора. Одним из мест его установки являются генераторы автомобилей ВАЗ2110 ВАЗ2112 ВАЗ2115.
На импортных автомобилях распространены генераторы фирмы BOSCH. Подшипники в них варьируются в зависимости от характеристик самого генератора. Так например, в распространённом генераторе Bosch 14V 53-98A 8200 43 81 48 0124 415 038 (установлен на многие иномарки эконом класса) применяются подшипники 6003-2RS (задний) и 6303-2RS (передний). Эта пара подшипников встречается во многих генераторах импортного производства. Также бывают вариации, где задний подшипник имеет обозначение 6000-2RS, а передний 6203-2RS.
Специалисты едины во мнении, что при замене подшипников генератора необходимо делать выбор в пользу качественных импортных подшипников. Оптимальным вариантом будет подшипник фирмы DAS LAGER Germany. Эти подшипники и работать будут долго и стоят приемлемо. Если есть сложность в подборе нужного подшипника, то смело звоните нашим менеджерам – они обязательно помогут.
Ремонт и техническое обслуживание генератора
К неисправностям генератора относится отсутствие зарядного тока при работе двигателя, а также повышенная или пониженная сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам, к которым относятся амперметр, вольтметр, контрольная лампа. Оно может быть вызвано неисправностью самого генератора, разрывом или растяжением ремня привода генератора, а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения. После выполнения вышеуказанных мероприятий необходимо снова проверить напряжение. Если выполненные действия не принесут положительного результата, то возможно, что неисправность кроется в регуляторе напряжения, который следует заменить на другой, заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то необходимо снять генератор с автомобиля и провести более детальную проверку его состояния и заменить вышедшие из строя детали на новые.
Пониженная сила зарядного тока приводит к недозаряду аккумуляторной батареи, в результате чего снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженной силы зарядного тока могут быть нарушение работы щеточно-коллекторного узла, пробуксовка ремня привода генератора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока, обрыв или межвитковое замыкание одной из фаз обмотки статора.
Для того чтобы определить неисправность, необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, а также надежность контактов проводов. После этого снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, а также износ щеток и их заедание. Если после принятых мер напряжение не восстанавливается, то генератор снимают с автомобиля для проведения детальной проверки и замены вышедших из строя деталей.
Повышенная сила зарядного тока приводит к перезаряду аккумуляторной батареи. Кроме этого на больших оборотах двигателя стрелки контрольных приборов начинают зашкаливать, а электролит закипает и выплескивается из аккумуляторной батареи. Причиной повышенной силы зарядного тока может быть неисправность аккумуляторной батареи или регулятора напряжения. В этом случае для выявления неполадки нужно проверить напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправную аккумуляторную батарею или регулятор напряжения.
Ремонт генератора заключается в проверке его технического состояния, разборке, проверке технического состояния его деталей, замене неисправных деталей на новые и в последующей сборке.
Проверка технического состояния генератора осуществляется на специальном контрольно-измерительном стенде, который оборудован электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора, амперметром, разгрузочным реостатом и тахометром. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой. Кроме этого на стенде проверяют величину тока нагрузки и регулируемого напряжения.
Разборку генератора проводят в следующей последовательности:
1) отвернуть крепления, снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
2) извлечь стяжные болты, снять крышку генератора вместе со статором;
3) отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, снять крышку выпрямительного блока;
4) отвернуть гайку крепления шкива вентилятора, снять шкив с вала ротора;
5) при помощи съемника снять переднюю крышку генератора;
6) если необходимо заменить передний подшипник, то нужно отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.
Сборка генератора осуществляется в последовательности, обратной его разборке. Проверка технического состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, обмоток статора, а также проверку диодов выпрямительного блока.
Обмотка возбуждения ротора проверяется при помощи амперметра. Для этого присоединяют щупы амперметра к кольцам якоря и по величине сопротивления определяют отсутствие обрывов или замыканий в обмотке возбуждения. Кроме этого обрыв обмотки можно определить при помощи индикатора, для этого через него подключают к контактным Кольцам обмотки возбуждения аккумуляторную батарею. Такая проверка может быть выполнена без снятия генератора с автомобиля, для этого только необходимо снять с генератора щеточный узел.
Проверка обмоток статора на короткое замыкание или на обрыв проводится при помощи индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание осуществляется при помощи омметра, если обмотки статора исправны, то их сопротивление не должно отличаться более чем на 10%.
Диоды выпрямительного блока проверяют при помощи лампы и аккумуляторной батареи. Исправный диод способен пропускать ток только в одном направлении. Неисправный диод может пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания) либо не пропускать ток вообще (в случае обрыва цепи). Если в выпрямительном блоке поврежден один диод, то весь выпрямительный блок меняется на новый.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого необходимо отсоединить провода от генератора и аккумуляторной батареи, а также отсоединить вывод от регулятора напряжения и генератора. Проверку можно проводить при помощи индикатора и аккумуляторной батареи или при помощи омметра. Если при проверке загорается контрольная лампа, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание и выпрямительный блок является неисправным.
При техническом обслуживании генератора следует обращать внимание на его чистоту. Работа генератора с отсоединенной от зажима клеммой « + » аккумуляторной батареи не допускается, потому что при такой работе может возникнуть кратковременное перенапряжение на зажиме « + » генератора, что, в свою очередь, может привести к повреждению регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.
Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо подтягивать крепления генератора на двигателе. Кроме этого также необходимо проверять натяжение приводного ремня и при необходимости его подтягивать.
Через каждые 60 000 км пробега необходимо снимать генератор, разбирать его, прочищать и протирать все его детали, а также продувать их сжатым воздухом, затем нужно продуть внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости зачистить кольца мелкозернистой шкуркой или проточить их. Кроме этого если щетки выступают из щеткодержателя более чем на 5-8 мм, их надо заменить.
Неисправности и ремонт генератора
В следующей статье мы рассмотрим практические советы по диагностированию и ремонту генераторов, которые установлены на автомобилях марки ВАЗ, узнаем как ремонтировать генератор самому.
Самые распространенные неисправности генераторов мы рассмотрим далее:
1. Наблюдается разрядка аккумуляторной батареи, что может возникать в следствие полной не работоспособности генератора.
2. Происходит повышенное потребление электроэнергии, что является признаком того, что генератор не справляется с нагрузкой, и соответственно напряжение бортовой сети находится на уровне меньше, чем 12 Вольт.
3. Генератор вырабатывает большое напряжение (при нормальном вырабатывании энергии напряжение должно соответствовать 14 Вольт), что приводит к перезарядке аккумулятора. Вследствие повышенного вырабатывания напряжения происходит высыхание электролита.
Для проверки подзарядки необходимо проверить напряжение аккумулятора. Во время проверки необходимо удерживать обороты двигателя от 2000 до 3000 об.мин. Как было сказано выше напряжение должно соответствовать примерно 14 В.
Если напряжение ниже:
- Проверить заземления силового агрегата и аккумуляторной батареи.
- Проверить предохранители.
- Проверить работоспособность обмотки якоря.
- Если ничего не обнатужили не обходимо снять генератор и проверить диоды генератора (диодный мост).
- Осмотреть обмотку стартера.
- Проверка подшипников генератора.
Ремонт генератора, подробнее..
Изучив данную тему, Вы научитесь выполнять проверку и ремонт электрооборудования в процессе изучения работы генератора автомобиля.
Снимите приводной ремень, затем снимите с автомобиля генератор.
Снимите с генератора шкив, затем извлеките ротор, выпрямитель и обмотку возбуждения.
Проверьте неразрывность цепей ротора, выпрямителя и т. д.
Соберите разобранные ротор, выпрямитель и обмотку возбуждения.
Установите генератор и отрегулируйте натяжение приводного ремня.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Отсоедините провод и разъем электрооборудования генератора
(1) Приводной ремень
Отсоединение провода от отрицательной (–) клеммы аккумуляторной батареи
Перед тем как отсоединить провод от отрицательной (–) клеммы аккумуляторной батареи, запишите информацию, содержащуюся в памяти ЭБУ и других электронных приборов и систем, на внешний носитель.
• Диагностические коды неисправностей (DTC — Diagnostic Trouble Code) • Настройка радиостанций • Положение сиденья (для сидений с системой запоминания положения) • Положение рулевого колеса (для рулевого управления с системой запоминания положения)
Отсоединение провода генератора
(1) Отверните гайку крепления провода генератора.
(2) Отсоедините провод генератора.
Провод генератора присоединен непосредственно к аккумуляторной батарее, и на его клемму надета крышка для защиты от короткого замыкания.
Отсоединение разъема электрооборудования генератора
Отсоедините фиксатор разъема, удерживая разъем за корпус, и отсоедините его.
Снятие генератора
(1) Отверните болты крепления генератора и снимите приводной ремень.
Если для смещения генератора потянуть за приводной ремень, ремень можно повредить.
(2) Отверните все болты крепления генератора и снимите генератор.
Так как на установочных деталях генератора имеются распорные втулки, генератор закреплен прочно.
Для того чтобы снять генератор, следует покачать его вверх и вниз.
Тип без натяжного шкива (без регулировочного болта)
В механизмах без натяжного шкива (без регулировочного болта) натяжение приводного ремня регулируется путем перемещения навесного агрегата с помощью рычага.
Для двигателей 1NZ-FE
1. Снятие приводного ремня
(1) Ослабьте болты и крепления генератора, используемые для регулировки натяжения приводного ремня.
(2) Вручную сместите генератор к двигателю, затем снимите приводной ремень.
Если для смещения генератора потянуть за приводной ремень, ремень можно повредить.
Снимите шкив генератора
Снимите щеткодержатель генератора в сборе.
(1) Изолятор клеммы генератора
(3) Задняя крышка
Снимите регулятор напряжения в сборе
Снимите выпрямительный блок генератора
Извлеките ротор генератора в сборе.
(3) Задняя половина корпуса
При ослаблении контргайки шкива она будет проворачиваться вместе с валом. Для отворачивания гайки удерживайте ее при помощи специального инструмента (SST), вращая вал.
1. Снятие шкива генератора
(1) Установите SST1-A и SST1-B на наконечник вала шкива.
Затяните SST1-A и SST1-B с номинальным крутящим моментом и удерживайте инструментом SST1-A вал шкива.
Момент затяжки: 39,2 Н·м (400 кгс·см)
(2) Зажмите инструмент SST2 в тисках и, установив на генератор инструменты SST1-A и SST1-B, вставьте контргайку шкива в шестигранную часть специального инструмента.
Вращайте инструмент SST1-A по часовой стрелке, чтобы ослабить контргайку шкива.
Если удерживать SST2, то при вращении SST1-A по часовой стрелке контргайка шкива отворачивается.
Снимите генератор с SST2 и, удерживая SST1-B, вращайте SST1-A по часовой стрелке, чтобы ослабить сам инструмент, после чего снимите с генератора SST1-A и SST1-B.
Снимите гайку шкива и шкив генератора.
Так как задняя половина корпуса генератора соединена с подшипником ротора, их следует разъединить при помощи специального инструмента (SST).
Снятие задней половины корпуса
Закрепите захват специального инструмента (SST), чтобы снять заднюю половину корпуса.
Извлечение ротора генератора в сборе
Извлеките ротор из статора, постукивая по ротору молотком.
При выбивании из статора ротор падает, поэтому следует заранее подложить под узел ткань.
1. Проверьте ротор генератора в сборе.
2. Проверьте выпрямительный блок генератора.
3. Проверьте щеткодержатель генератора.
Визуальный осмотр
Проверьте, нет ли на контактных кольцах грязи или следов подгорания.
• Контактные кольца соприкасаются со щетками при вращении ротора и обеспечивают передачу электрического тока. • Образующиеся при прохождении тока искры и угольная пыль от щеток приводят к загрязнению и подгоранию кольца. • Загрязнение и подгорание препятствуют протеканию тока и приводят к ухудшению рабочих характеристик генератора.
При помощи ткани и щетки очистите контактные кольца и ротор. При значительном загрязнении и пригорании замените ротор в сборе.
Проверка неразрывности цепи между контактными кольцами
С помощью электрического тестера проверьте неразрывность электрической цепи между контактными кольцами.
• Ротор представляет собой вращающийся электромагнит с обмоткой внутри. Оба вывода обмотки присоединены к контактным кольцам. • Проверка неразрывности цепи между контактными кольцами позволяет выявить разрыв в обмотке. • Если при проверке неразрывности цепи выявляется неисправность, ротор необходимо заменить.
Проверка наличия разрыва цепи между контактным кольцом и ротором
При помощи тестера убедитесь в наличии разрыва электрической цепи между контактным кольцом и ротором.
Между контактным кольцом и ротором существует разрыв электрической цепи, поэтому ток между ними не протекает. • Если обмотка ротора коротко замкнута, между обмоткой и ротором будет протекать электрический ток. • Проверка наличия разрыва цепи между контактным кольцом и ротором может быть использована для определения наличия короткого замыкания в обмотке. • Если при проверке неразрывности цепи выявляется неисправность, ротор необходимо заменить.
Измерение наружного диаметра контактного кольца
Штангенциркулем с нониусом измерьте наружный диаметр контактного кольца.
• Если износ контактного кольца превышает предельно допустимый, необходимо заменить ротор. • Контактное кольцо соприкасается с щеткой при вращении ротора и обеспечивает передачу электрического тока.
Поэтому если наружный диаметр контактного кольца становится меньше предельного номинального значения, контакт между контактным кольцом и щеткой нарушается, что может привести к нестабильности передачи тока.
В результате может снизиться производительность генератора.
Тестирование диода в выпрямителе
(1) Включите электрический тестер в режим тестирования диодов.
(2) Проведите измерение между выводом B выпрямителя и всеми выводами с P1 по P4, затем измените полярность измерительных щупов тестера и убедитесь в том, что электрический ток протекает через диод только в одном направлении.
(3) Переключитесь с вывода B на вывод E. Порядок проверки аналогичен описанному выше.
• Генератор создает переменный ток, но поскольку в автомобилях используется постоянный ток, необходимо преобразовать переменный ток в постоянный. • Такое преобразование осуществляется так называемым выпрямителем. Выпрямитель преобразует переменный ток в постоянный при помощи диодов. • Диод пропускает ток только в одном направлении. Поэтому при проверке его тестером или пробником ток следует направлять от встроенной батареи питания тестера на диод, что позволяет проверить состояние диода по силе пропускаемого им тока.
На иллюстрации приведена цепь зарядки аккумуляторной батареи
Проверка щеткодержателя генератора
Измерьте длину щетки с помощью штангенциркуля.
• Длину следует измерять посередине щетки, так как в этом месте ее износ максимален. • Контактное кольцо соприкасается с щеткой при вращении ротора и обеспечивает передачу электрического тока. Поэтому если длина щетки становится ниже предельного номинального значения, контакт между контактным кольцом и щеткой нарушается, что может привести к нестабильности передачи тока. В результате может снизиться производительность генератора. • Если износ щетки превышает предельно допустимый, необходимо заменить щетку со щеткодержателем. •