Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить емкость аккумулятора

Как проверить емкость аккумулятора?

Стоимость скупки и приема аккумуляторов на сегодня 12.12.2021

Категория металлаРозница (цена за 1 кг)Опт (цена за 1 тонну)до 100 кг100 до 500 кг500 — 1000 кгот 1 тонныПРИЕМ аккумуляторов

Цена на приём старых аккумуляторов по емкости

Емкость – это параметр, который определяет количество отдаваемой энергии за определенное время. Он применим ко всем АКБ, начиная от телефонных и заканчивая автомобильными. Зная, как проверить емкость аккумулятора, можно предупредить серьезные проблемы с запуском и использованием техники. Но этот параметр не стоит путать с напряжением, значения которого указывают в вольтах.

Естественный износ батареи и, как следствие, потеря емкости – это естественный процесс. Но если АКБ не держит заряд вовсе, лучше сдать автомобильный аккумулятор на лом, получив компенсацию, чем надеяться на чудо и подвергать себя риску.

Компания «Керамет» скупает отработанные батареи оптовыми или розничными партиями по предварительной заявке. Если у аккумулятора поврежден корпус, слейте электролит и продайте его по выгодной цене. Для сдачи АКБ в лом работоспособность не имеет значения.

Что такое емкость АКБ?

Данный показатель указан в Ампер-часах. Емкость – это параметр, который определяет потенциал аккумулятора. Она помогает определить, сколько энергии может дать батарея, заряженная полностью. Зная, как проверить емкость аккумулятора автомобиля, можно определить, насколько слабое свечение фар или запуск стартера со щелканьем связано с потерей вместительности АКБ. На батареях некоторых современных транспортных средств установлены индикаторы.

Емкость АКБ бывает номинальной и реальной. В первом случае говорится о том, какое значение установил производитель батареи.

Факторы определения реальной емкости:

  • величина нагрузки, которую прилагаем;
  • температурный режим работы;
  • длительность эксплуатации АКБ.

Емкость батареи определяет способ и условие измерения данного параметра. Стоит учитывать условия работы и техническую документацию, использовать специальные приборы.

Быстрая проверка емкости любых аккумуляторов

Использование тестера – это способ оперативного измерения батареи. Устройство работает автоматически. Не нужно проводить расчеты, изучать информацию дополнительно, просить помощь. Подключите тестер к аккумулятору, нажмите кнопку, получите результат.

Быструю проверку используют для сравнения остаточной и заявленной емкости. Если измерение показывает, что эти данные отличаются на 50% и более, батарею использовать нельзя. Для этих случаев компания «Керамет» организовала прием АКБ в Москве. Избавляйтесь от непригодного источника питания без вреда личному доходу и экологии города.

как проверить емкость аккумуляторакак определить реальную емкость АКБ

Приборы для проверки емкости АКБ

Новые и используемые аккумуляторы имеют разный пусковой ток. Измерять емкость стоит с учетом данной особенности.

Приборы для проверки:

  • нагрузочная вилка (измеряет емкость автомобильной батареи);
  • ареометр (определяет плотность электролитов);
  • мультиметр (измеряет ток, сопротивление, напряжение).

Перед тем, как проверить емкость автомобильного аккумулятора с помощью нагрузочной вилки, необходимо полностью заряжать батарею. Помните, что повышение температуры электролитов ведет к изменению данного показателя.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Использование универсального прибора позволяет узнать о сопротивлении, токе, напряжении автомобильной батареи. До того, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, обязательно зарядите АКБ и выключите зажигание.

  • подключение проводов прибора;
  • выставить мультиметр в режим проверки напряжения (20 В);
  • приложить металлические щупы проводов к клеммам батареи;
  • посмотреть показания;
  • проанализировать полученные данные.

Если напряжение меньше 11,7 В, аккумулятор разряжен и не сможет запустить двигатель транспортного средства.

Процесс проверки емкости

Метод полного заряда и разряда помогает установить остаточную вместимость, проанализировать динамику изменений, спрогнозировать замену АКБ. Тест стоит проводить неоднократно.

Зная, как проверить остаточную емкость аккумулятора, можете своевременно заменить батарею. Так вы не допустите проблемы с работоспособностью автомобиля. Можно менять АКБ спустя 4-5 лет эксплуатации или отслеживать потерю вместимости.

Узнаем как проверить емкость аккумулятора мультиметром? Способы проверки

В современном мире наличествуют разнообразные разновидности аккумуляторов. Такие приборы позволяют оборудованию работать автономно, обеспечивают комфорт пользователя. От того, насколько полноценно работает батарея, зависят и функциональные характеристики прибора. Поэтому контроль аккумулятора является важным условием правильной эксплуатации техники.

Пользователям электронных приборов, механизмов, транспортных средств и прочих агрегатов периодически приходится прибегать к помощи специального оборудования для проведения замеров. Как проверить емкость аккумулятора мультиметром , нужно изучить подробнее. Для этого существует определенная инструкция.

Особенности измерительного оборудования

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

Изучая, как проверить емкость аккумулятора телефона мультиметром ( внешнего, автомобильного или прочих разновидностей батарей), необходимо начать с основных характеристик оборудования для замера. Оно включает в себя функции омметра, амперметра и вольтметра. Мультиметр называют универсальным измерителем.

При помощи представленного прибора можно оценить целостность проводки, напряжение в сети, проверить функционирование электроприборов бытового типа. Также мультиметр позволяет проверить уровень заряда батареи любого типа. Сюда относятся аккумуляторы мобильных гаджетов, ноутбука, электроинструмента, автомобильные и прочие разновидности.

Прибор для проверки емкости аккумулятора применяется для измерения постоянного, переменного тока, а также его непрерывности подачи по сети. Мультиметр отражает информацию о сопротивлении электрических элементов. Именно благодаря такой универсальности и широкому спектру применения представленный измеритель часто применяется в быту.

Разновидности измерителей

Как проверить емкость аккумулятора 18650 мультиметром

Задаваясь вопросом, как проверить емкость пальчикового аккумулятора мультиметром , а также любой другой разновидности автономных источников электричества, необходимо рассмотреть существующие разновидности подобных приборов.

В продаже сегодня представлены аналоговые, цифровые устройства. Первая разновидность приборов имеет циферблат и стрелку. Она показывает результат замеров. Это недорогая разновидность мультиметров. Однако этот вариант оборудования сегодня применяют все реже. Аналоговый мультиметр постепенно вытесняется цифровыми приборами. Они имеют меньшую погрешность при проведении замеров.

Читайте так же:
Как проверить электродвигатель тестером на исправность

Цифровым мультиметром проще пользоваться. Полученный результат он выводит на дисплей. Информация в этом случае точная, представлена в понятном для пользователя виде.

Принцип работы мультиметра

Вникая в методику, как проверить остаточную емкость мультиметром , нужно рассмотреть устройство этого прибора. Конструкция имеет циферблат или цифровое табло. При выполнении теста сюда выводится результат замеров. Для аналогового мультиметра важно правильно понимать значение его делений. Эта информация представлена в инструкции.

Как проверить емкость аккумулятора телефона мультиметром

Измерительный прибор обязательно имеет кнопку функций или переключатель. Он позволяет управлять выбором режима замера, а также его масштабом. Рычаг при хранении обязательно устанавливают в выключенное положение. Для проведения измерения ручку поворачивают в требуемое положение.

Корпус мультиметра имеет входы для подключения щупов. Положительной полярностью характеризуется красный зонд, а отрицательной – черный элемент оборудования. Эти элементы конструкции обязательно имеются в любом измерительном приборе представленного типа.

Виды батарей

Как проверить емкость пальчикового аккумулятора мультиметром

Чаще всего пользователей интересует вопрос, как проверить емкость аккумулятора 18650 мультиметром. Этот тип автономных источников электричества часто применяется в бытовых маломощных приборах. Его принято называть «пальчиковыми» батарейками. Такие аккумуляторы применяются в пультах, медицинском оборудовании и т. д. Чтобы техника работала полноценно, необходимо контролировать уровень заряда.

При использовании представленного оборудования можно контролировать емкость аккумуляторов для мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков или прочей подобной техники. При этом можно легко установить исправность автономного источника питания. Если после зарядки мультиметр показывает уровень емкости отличный от заявленного показателя, это говорит о неправильном функционировании батареи. Ее скоро придется поменять.

Замеру подлежат батареи, применяемые в электроинструментах. Также определенными особенностями отличается процесс определения уровня зарядки автомобильного аккумулятора.

Существующие разновидности аккумуляторов могут различаться по типу вещества, который применяется для их создания. Этот фактор обуславливает условия эксплуатации подобных приборов. Мультиметр в некоторых случаях позволяет определить, правильно ли используется аккумулятор.

Процесс замера бытовых батарей

Прибор для проверки емкости аккумулятора

В первую очередь необходимо определить, как проверить емкость аккумулятора шуруповерта мультиметром , а также батарей телефона, ноутбука, съемных приборов (power bank),прочих подобных бытовых разновидностей.

Для проведения измерения прибор необходимо включить. Для того необходимо установить рычаг управления режимами в положение «постоянный ток». При такой процедуре максимальный диапазон должен определяться между 10 и 20 мА.

Щупы необходимо поднести к контактам автономного прибора питания. Зонд с положительной полярностью соединяют с «минусовым» выходом батареи и, наоборот. Далее на экране оценивают полученный результат. Его сравнивают с номинальным значением, которое установил производитель. Например, для аккумулятора типа 18650 это значение может составлять от 0 до 1,5.

После проведения операции прибор можно выключить. Если полученный результат не совпадает с заявленным уровнем, необходимо найти причину отклонений. Возможно, батарею придется заменить.

Аккумулятор автомобильного типа

Как проверить емкость автомобильного аккумулятора мультиметром

Отвечая на вопрос о том, как проверить емкость внешнего аккумулятора power bank , батарей электроинструмента, различных бытовых, мобильных устройств, необходимо уделить особое внимание автомобильной разновидности автономных приборов питания (АКБ). При этом необходимо учесть несколько нюансов.

АКБ может иметь в своей конструкции специальный датчик. Он показывает изменение емкости и заряда. Если же его нет, поможет определить основные характеристики работы аккумулятора обычный мультиметр.

Для этого на клеммах АКБ необходимо произвести замер напряжения. Заряженный прибор выдает показания на уровне 12,6 В. При получении значения на уровне 12,2 В, можно свидетельствует о разрядке АКБ. Пользователь должен ее зарядить. Если же уровень заряда снизится до 11 В, аккумулятор больше работать не сможет. Его невозможно будет восстановить. В этом случае необходимо приобрести новый АКБ.

Проверка АКБ

Как проверить остаточную емкость мультиметром

Многих водителей интересует, как проверить емкость автомобильного аккумулятора мультиметром. Такой контроль позволяет продлить работу источника электропитания, избежать появления неполадок в системе электроснабжения машины. Если возникают определенные неполадки, после проверки их можно будет устранить.

АКБ необходимо отключить от электросистемы. Можно не доставать весь аккумулятор. Достаточно отсоединить только контакт с отрицательной полярностью. Далее включается мультиметр. Режим замера устанавливается между 0 и 20В.

Зонды прибора подводят к контактам АКБ. Красный щуп необходимо подсоединить к клемме положительной полярности и наоборот. Далее на экран мультиметра поступает информация о результате замера.

Определение емкости АКБ

После проверки автономного прибора питания, необходимо оценить его емкость. Этот тест позволяет сделать вывод о правильности работы прибора. Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, позволит понять специальная методика.

Для замера применяется несколько способов. Метод контрольного разряда используется достаточно редко. Чаще емкость замеряется при нагрузке, которая берет на себя половину всего тока батареи.

При этом собственник учитывает плотность, которой на данный момент характеризуется электролит АКБ. Если батарея заряжена, он должен быть на уровне 1,24 г/см³. При разрядке на 25% этот показатель опустится до уровня 1,2 г/см³. При большем снижении автомобиль будет тяжело заводиться. Особенно четко это станет определяться при уровне разрядки до 1,16 г/см³.

Приведенные выше показатели должны оставаться на заданном производителем уровне. Это позволит батарее функционировать полноценно и эффективно.

Проведение замера

Зная в теории, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо выполнить этот процесс на практике. Для этого нужно подготовить измерительный прибор. На АКБ в процессе проверки должна подаваться нагрузка. Она заберет половину аккумуляторного тока. Если, например, батарея имеет емкость 7 А/ч, то нагрузка должна подаваться в размере 3,5 В. Для этого можно подсоединить автомобильную лампочку для фары.

Читайте так же:
D sub разъем фото

После подачи нагрузки необходимо подождать пару минут. По работе лампочки можно выявить низкий заряд АКБ. Если она издает тусклый свет, аккумулятор больше эксплуатироваться не будет. При ярком свечении лампы производят последующий замер.

Если после подключения щупов мультиметра оказалось, что напряжение на клеммах составляет 12,4 В, это исправный АКБ, который можно сразу же использовать для электросистемы автомобиля.

Зная, как проверить емкость аккумулятора мультиметром , можно сделать выводы о правильности работы автономного источника питания практически любого типа.

Как узнать реальное состояние своего аккумулятора
и не ждать сюрпризов?

Среди множества узлов и деталей автомобиля аккумулятору нет равных по умению подкинуть неприятный сюрприз! Только вчера он бодро крутил стартер, и ничто не предвещало беды, а сегодня вы уже бежите на автобусную остановку и опаздываете на работу… А ведь вроде бы совсем недавно проводили профилактическую подзарядку…

Источник: Колёса.ру

0

Аккумулятор как никто другой способен на неприятные сюрпризы. Уж слишком темный и непрозрачный во всех смыслах этот элемент… Принято считать, что для надежной работы батареи достаточно периодически проводить ее полную дозарядку внешним зарядным устройством в гараже или дома (и это действительно правильная тактика), но такого ухода порой бывает недостаточно. Факторов, способствующих неожиданной смерти батареи – полно. От разряда невыключенными габаритами, о котором вы уже позабыли, до банального неумения вашего зарядного устройства работать с современными кальциевыми технологиями, требующими повышенного напряжения.

В бытовых условиях АКБ можно протестировать на жизнеспособность разве что нагрузочной вилкой, которая продается в любом автомагазине. Но большинство вилок обеспечивают ток в 100 (реже – в 200) ампер – такая нагрузка позволяет лишь выявить явный производственный брак в покупаемой новой батарее. А вот в полной мере оценить степень износа поработавшей батареи и ее реальный остаточный ресурс нагрузочная вилка не в состоянии.

2

Впрочем, способ «заглянуть в черный ящик» есть. У любой батареи имеется такой параметр, как внутреннее сопротивление. Оно растет в процессе старения и износа аккумулятора и косвенно показывает реальную оставшуюся емкость и пусковой ток.

Измерение внутреннего сопротивления батареи – теоретически очень простой процесс, для которого нужен, по сути, вольтметр, амперметр, лампочка в качестве нагрузки и бумажка с карандашом для элементарных расчетов по закону Ома. Но на практике проделать это в домашних или гаражных условиях крайне сложно – бытовые мультиметры, имеющиеся у многих автовладельцев, не работают со столь малыми величинами, как миллиомы и микровольты. А измерять придется именно их.

3

Впрочем, существуют специальные приборы – цифровые аккумуляторные тестеры, которые с высокой точностью измеряют внутреннее сопротивление батареи, а их программный алгоритм с небольшой погрешностью высчитывает из сопротивления реальную оставшуюся емкость и пусковой ток. Многие автосервисы в рамках комплексной диагностики (которую часто предлагают в виде акции перед зимой) проводят обследование батареи таким тестером – прибор часто даже распечатывает результат в специальном диагностическом чеке или отправляет его в виде файла на почту или в мессенджер. В продаже есть гаджеты и для профессионального, и для любительского, гаражного применения. Новинка сезона – тестер-анализатор, встроенный непосредственно в зарядное устройство! Так сказать, и зарядил, и продиагностировал! Ознакомиться с подобным прибором мы решили на примере BERKUT BCA-10.

BCA-10 – многофункциональное автоматическое зарядное устройство со встроенным микропроцессорным анализатором аккумуляторных батарей. Корпус прибора – влагозащищенный и противоударный, крокодилы – мощные, с отличным контактом даже к загрязненным или окисленным клеммам батареи. Зарядник может служить как в переносном варианте, так и в стационарном: на корпусе имеются ушки под шурупы для крепления на стену. Но едва ли это рационально – для тестирования ресурса аккумуляторов или оценки исправности генератора удобно не подгонять машину или тащить батарею к заряднику, а наоборот – взять прибор с собой под капот. Тем более, что в этом режиме подключать вилку в розетку 220 вольт не нужно.

4

Главным органом контроля и управления прибором служит крупный 3,8-дюймовый ЖК-дисплей с голубой подсветкой и защищенными от влаги и пыли мембранными клавишами.

5

Клавиша «MODE» выбирает режим работы:

Режим заряда мотоциклетных свинцово-сурьмяных батарей малым током /Режим заряда автомобильных свинцово-сурьмяных батарей большим током.

Форсированный зимний режим и режим для AGM-батарей.
Режим заряда кальциевых батарей.
Режим источника питания 12 вольт/10 ампер с защитой от короткого замыкания (для замены аккумулятора, чтобы избежать сбоя настроек, а также проверки электрооборудования при ремонте и питания каких-либо иных 12-вольтовых устройств).
Клавиша «TEST BATT» определяет степень заряженности батареи в процентах и текстовой бегущей строкой – «Full/Middle/Low». Фактически выполняет роль удобного вольтметра, интерпретируя вольты в проценты заряженности и текстовую оценку.

Клавиша «ALTERNATOR» – по сути, такой же вольтметр, как и в режиме «TEST BATT», но критерии оценок там иные, поскольку измеряется напряжение с учетом того, что запущен двигатель. Розетка 220 вольт не нужна – BCA-10 просто подключается клеммами к аккумулятору, двигатель заводится, а на устройстве нажимается кнопка «ALTERNATOR». Дисплей покажет, в норме напряжение генератора или нет. Можно посмотреть напряжение и на холостом ходу, и на любых оборотах. А также, что важнее, на холостом ходу с включенными мощными потребителями – печка, фары, различные обогревы. Это ответит на вопрос: справляется ли ваш генератор на холостом ходу с зарядкой батареи или энергобаланс отрицательный. На современной исправной и свежей по возрасту машине должен справляться! На фото – надпись «GOOD» и 14,5 вольт при включенном ближнем свете, обогреве лобового и заднего стекол, вентиляторе печки.

Читайте так же:
Как называют единицу индуктивности

7 6

Режим тестирования аккумулятора

Ну а теперь самое интересное – ради чего все и затевалось! А именно – клавиша «CCA TEST» – главный режим оценки состояния батареи! В этом режиме BERKUT BCA-10 определяет ток холодной прокрутки (максимальный пусковой стартерный ток), который способна выдать батарея в текущем состоянии, а также показывает ее внутреннее сопротивление в миллиомах и «здоровье» в процентах SOH (State Of Health).

Клавиша «CCA TEST» снабжена стрелочными кнопками «плюс/минус» – после выбора режима тестирования с помощью этих кнопок нужно внести в память устройства паспортный номинал тока холодной прокрутки, указанный на шильдике батареи. По такому принципу (предварительного ввода данных о батарее) работают все приборы – и профессиональные, и любительские, которые анализируют батарею на основе измерения внутреннего сопротивления и интерпретации результатов в прочие параметры.

8

Важный момент! Ток холодной прокрутки указывается на всех батареях без исключения, но порой в разных стандартах. Например, если производитель обозначил ток холодной прокрутки в 550 ампер по европейскому стандарту, то пишется EN 550. Чаще всего встречается европейский стандарт EN, несколько реже – американский SAE/CCA, немецкий DIN, международный IEC. В разных системах измерения одна и та же батарея покажет разные цифры. Поэтому надо помнить, что программное обеспечение измерительного модуля в BERKUT BCA-10 использует АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТ SAE/CCA! А для удобства производитель снабдил прибор таблицей пересчета из стандарта в стандарт.

Итак, берем для проверки новую батарею из магазина. Батарея качественная, дорогая, системы Ca/Ca емкостью 65 ампер-часов и максимальным пусковым током 650 ампер, обозначенным как EN 650. По таблице переводим европейские 650 в американский стандарт – получаем 710. Заносим эту цифру стрелочными кнопками в зарядное устройство и жмем на кнопку «тест».

Результат: реальный ток холодной прокрутки – 682 ампера. Это опять же по американскому стандарту. Переводим его в европейский – получаем 630 ампер. То есть, батарея способна отдать несколько меньше, чем обещано. Это нормально – во-первых, собственно, меньше всего на 3%. Во-вторых, часть из этих 3% – допустимая погрешность измерений (ведь BERKUT BCA-10 – это не сертифицированный прибор стоимостью сотни тысяч рублей, а бытовой измеритель!). В-третьих, многие батареи выходят на номинальные показатели через некоторое время после начала реальной работы, а наша батарея под капот автомобиля еще не ставилась.

Внутреннее сопротивление батареи – 5,0 миллиом. Это хороший показатель. Абсолютно точных эталонных цифр нет, но для большинства исправных и неизношенных аккумуляторов, применяющихся в легковых автомобилях, внутреннее сопротивление не должно превышать 4-6 мОм.

Ну и 96% SOH (цифры State Of Health) или «степени работоспособности аккумулятора» означают комплексный показатель его здоровья. Величина эта условная, не соответствующая напрямую никакому физическому параметру, но используется повсеместно и принята в качестве простой и понятной характеристики ресурса.

9

Подключаем прибор к другой батарее – старой, свинцово-сурьмяной емкостью 55 ампер-часов. На ней нам ничего пересчитывать не придется, ибо, согласно наклейке на корпусе, ток холодной прокрутки заявлен как раз в американском стандарте CCA – 450 ампер (что соответствует 420 по стандарту EN). Батарея, как говорят в Штатах, «повидала разного дерьма» и с трудом тянет стартер жигуленка, на котором стоит. Результат – предсказуем… Внутреннее сопротивление выросло до недопустимых 10.2 миллиом, а пусковой ток упал до 336 ампер – это около 310 ампер по стандарту EN. Летом этот аккумулятор еще кое-как справлялся, но перед зимой ему пора в утиль – подведет!

10

Зарядка батарей

Мы рассмотрели работу BERKUT BCA-10 в качестве аккумуляторного анализатора, но фактически не затронули основную функцию – собственно, зарядки! А ведь у прибора имеется ряд очень интересных характеристик, отличающих его от аналогов.

Во-первых, максимальный зарядный ток довольно высокий – он составляет 10 ампер поэтому устройство справится даже с самыми мощными АКБ емкостью до 200 A*ч. Процесс зарядки протекает в автоматическом режиме и включает 9 этапов/стадий, устройство самостоятельно подбирает силу тока, исходя из проведенной диагностики и текущей стадии зарядки.

Во-вторых, у BCA-10 очень низкий порог напряжения батареи, которую можно заряжать. Многие устройства просто блокируют заряд, если батарея сильно посажена. Да, будем откровенны – после глубокого разряда АКБ, скорее всего, уже не жилец и в любой момент подведет. Но даже на нем можно какое-то время осторожно поездить в теплый период и как минимум добраться до магазина, чтобы купить новый. И BERKUT BCA-10 позволит его зарядить: минимальный порог остаточного напряжения аккумулятора, при котором начинается зарядка – всего 2 вольта!

В-третьих, BCA-10 качественно наполняет современные кальциевые батареи, которые обычные универсальные устройства недозаряжают. Если на корпусе аккумулятора написано «Ca/Ca», то одноименный режим выбирается кнопкой «MODE». Батарея получит необходимое ей напряжение, а автоматическое отключение сработает именно с учетом кальциевой сущности ее начинки.

В процессе зарядки BERKUT BCA-10 показывает на дисплее ток в амперах, напряжение в вольтах, количество ампер-часов, «залитых» в батарею, и время в часах, оставшееся до конца процесса. Сам же процесс дублируется привычной по сотовым телефонам пиктограммой – мигающей линейкой заряда в верхнем правом углу:

Читайте так же:
Домкрат гидравлический дгс предназначен

11

Кстати, еще одно из полезных свойств BERKUT BCA-10 – память режима работы. Что это такое? Дело в том, что почти все современные зарядные устройства с кнопочной активацией после подключения к АКБ и сети требуют ручного нажатия кнопок для выбора режима и начала зарядки. BCA-10 – тоже. Но после исчезновения электропитания в розетке (что, к примеру, в гаражах не редкость) большинство устройств требуют повторного запуска процесса заряда вручную. И если вы оставили батарею на ночь заряжаться, вам жизненно важно зарядить ее к утру, а в процессе отключалось электричество, то вас ждет неприятный сюрприз… BERKUT BCA-10 в этом смысле умнее – после появления в розетке напряжения 220 вольт он самостоятельно запустит процесс заряда заново!

Как проверить утечку тока на автомобиле обычным мультиметром

Каким мультиметром проверить утечку тока

Расход энергии бортовой системой автомобиля даже при выключенном зажигании – нормальная ситуация для современного «умного» оборудования. Но если наутро или через неделю стоянки практически новый аккумулятор садится «в ноль», то самое время обратиться в сервисный центр или решить проблему самостоятельно, предварительно разобравшись, как мультиметром проверить утечку тока на автомобиле.

Что такое утечка и как она проявляется

Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:

  • неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
  • ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.

Применение мультиметра

К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.

Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.

Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.

Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.

Поиск и устранение неисправности

Самостоятельно проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром несложно. Для этого совсем не обязательно обращаться в сервисный центр, поездка в который потребует и времени, и денег. Для проверки бортовой сети своими силами понадобится лишь гаечный ключ на 10 и мультиметр, способный измерять токи величиной не менее 3-5 А. Таким пределом измерения обладают если не все, то большинство авометров (тестеров), включая китайские.

Особенности использования мультиметра

Эти приборы могут измерять постоянный ток до 10 А (слева) и 3 А (справа).

Измерение общего тока

Как проверить аккумулятор мультиметром

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром производится путем измерения потребляемого от аккумулятора тока оборудованием авто при отключенном зажигании. Для этого необходимо произвести все манипуляции, которые выполняются при постановке автомобиля на стоянку: отключить потребители (фары, обогреватели, кондиционеры и пр.), выключить зажигание, активировать систему охраны, если она есть, и плотно закрыть все двери. Перед этим, конечно, нужно открыть крышку моторного отсека, где установлен аккумулятор. Дополнительно стоит опустить стекло в одной из дверей на случай, если манипуляции с АКБ вызовут случайное срабатывание дверных замков.

Прежде всего, необходимо правильно настроить мультиметр. От этого будет зависеть не только успех операции, но и жизнь измерительного прибора. Тестер включается в режим измерения постоянного тока, при этом предел измерения выбирается максимальным:

Показания мультиметра

Этот тестер имеет максимальный предел измерения тока в 10 А, его и нужно выбрать.

Далее от АКБ отсоединяется одна из клемм, между сброшенным проводом и клеммой включается уже настроенный мультиметр. Чтобы не держать щупы тестера руками, их можно оснастить зажимами «крокодил». После подключения мультиметра включать какое-либо бортовое оборудование нельзя, поскольку ток, потребляемый этим оборудованием, может превысить максимальный предел измерения тестера. В результате тестер просто сгорит.

Как определить точку утечки тока

Зажимы типа «крокодил», надетые на щупы тестера, оставляют руки свободными.

На фото выше прибор показывает 0,33, что на пределе измерения 10 А соответствует току 0,33 А или 330 мА. Теперь самое время выяснить, какой ток утечки вообще допустим. Согласно рекомендациям специалистов, нормальным током утечки в автомобиле считается:

  • до 50 мА — авто со штатным электрооборудованием;
  • до 80 мА — авто с дополнительным оборудованием (сигнализация, магнитола, навигатор и пр.).

Так, 330 мА, которые отображает прибор, очень много. При таком токе утечки 60-ти амперный аккумулятор с трудом провернет стартер после выходных и полностью разрядится менее чем через неделю стоянки.

Теперь нужно оставить все как есть и, не отключая прибор, подождать минут 5-10. Дело в том, что современное оборудование авто достаточно интеллектуально, некоторые узлы его могут переходить в режим пониженного энергопотребления не сразу после выключения зажигания. Прошло 10 минут, но ток не уменьшился? Похоже, с током утечки проблемы, и причину придется искать.

Читайте так же:
Каким цветом обозначается провод фазы

Поэтапное отключение потребителей

Определение утечки тока

Прежде чем начинать разносить автомобиль на куски, имеет смысл проверить нештатное оборудование – то, что было установлено не на заводе-изготовителе. Это могут быть магнитолы, обогреватели, навигаторы, охранная система, дополнительные осветители и пр. Для локализации проблемы все нештатное оборудование поочередно отключается, при этом показания мультиметра постоянно контролируются.

Почему имеет смысл начинать поиск именно с нештатного оборудования? Просто потому что для него чаще всего не предусмотрено штатных мест подключения, а значит, каждый мастер «прикручивает» его туда, куда считает нужным. Прикрутили, к примеру, обогрев сидений или навигатор до замка зажигания и получили проблему. Соединили основное питание магнитолы с дежурным, питающим часы той же магнитолы, – еще одна проблема.

Но все нештатное оборудование отключено и проверено, а утечка есть. Придется продолжать поиски, но теперь надо отключать оборудование, установленное производителем. Работа довольно кропотливая, но необходимая. Впрочем, если знать, как проверить потребление тока на автомобиле без серьезных монтажных работ, то можно обойтись «малой кровью».

Оказывается, проще всего это сделать при помощи колодки предохранителей, которая есть в каждом автомобиле. Конечно, колодки на различных авто выглядят по-разному, но принцип работы у них один. Каждый из предохранителей отвечает за несколько вполне определенных потребителей. Каких конкретно, можно узнать, взглянув на электрическую принципиальную схему нужной модели авто.

Утечка тока в автомобиле

Вот так выглядит предохранительная колодка у LADA Kalina.

Определив, снятие какого предохранителя устраняет утечку, остается выяснить, какие узлы к этому предохранителю подключены и проверить исправность каждого из них. При этом нужно иметь в виду, что неисправность может крыться не только в самих узлах и оборудовании, но и в проводке (перетерлась о кузов изоляция проводов, соединительные колодки забиты пылью или залиты, ослаблены винтовые колодки и пр.).

Другие причины разрядки АКБ

Что делать, если водитель замерил потребляемый ток, и он не превышает нормы? Как было сказано выше, затрудненный пуск после длительной стоянки может быть вызван совсем не токами утечки. Среди самых распространенных причин этой проблемы могут быть:

  1. Большой саморазряд АКБ.
  2. Неисправность генератора.

Тестирование аккумулятора на саморазряд

Показатели на мультиметре

Для выяснения состояния батареи ее нужно снять с автомобиля, начисто вытереть ветошью, смоченной сначала в растворе пищевой соды, потом в воде. Если батарея обслуживаемая, необходимо проверить плотность и уровень электролита в каждой секции (их всего 6). Затем аккумулятор полностью заряжается сетевым зарядным устройством до нормального напряжения (12,7 В без нагрузки).

Осталось оставить неподключенный аккумулятор на несколько суток и затем снова померить напряжение на клеммах. Если потеря напряжения составит более 0,2 В, то проблема в аккумуляторе. Придется покупать новую батарею или попытаться восстановить испорченную хотя бы на время, обратившись к соответствующим специалистам. Если же АКБ «держит», то либо проблема устранена (к примеру, была долита в полусухие банки вода), либо вопрос в другом.

Проверка работоспособности генератора

Проблема может оказаться и в генераторе, который просто не заряжает батарею при запущенном двигателе. Конечно, практически каждый автомобиль имеет аварийный индикатор, который загорается, если батарея не заряжается. Но он может и обмануть, если, к примеру, ток зарядки есть, но он слишком мал. В этом случае АКБ не в состоянии восполнить энергию, затраченную на пуск мотора, а при включении мощной нагрузки (фары, обогреватели и т.п.) может даже начать разряжаться.

Для проверки исправности генератора понадобится все тот же тестер (мультиметр), но теперь работающий в режиме вольтметра постоянного тока.

Способы определения утечки тока

Переключатель мультиметра нужно установить на постоянное напряжение, предел измерения – не ниже 20 В.

Прежде всего, необходимо замерить напряжение на клеммах АКБ при выключенном зажигании. Для примера пусть оно будет равно 12,7 В (батарея полностью заряжена).

Выбор мультиметра

Напряжение на АКБ при выключенном зажигании (используется мультиметр другого типа).

Теперь нужно запустить двигатель на холостых оборотах, а все потребители (фары, магнитола, обогреватели и пр.) выключить. Напряжение на клеммах аккумулятора должно подняться до 13,8 – 14,5 В (зависит от степени заряженности батареи).

Использование мультиметра

Напряжения на батарее достаточно для ее зарядки при отключенных потребителях.

Теперь нужно подключить энергоемкие потребители – фары, печку/кондиционер, обогрев стекол/сидений, магнитолу и т. д. напряжение на клеммах АКБ должно «просесть» до отметки 13,5-13.7 В.

Правила использования мультиметра

Генератор справляется с нагрузкой и продолжает заряжать АКБ.

Если оно ниже, то генератор не справляется с нагрузкой, и придется заняться его ремонтом. Но это уже совсем другая история.

Никогда не проверяйте исправность генератора отключением АКБ при запущенном двигателе. Этот метод годился лет 30 назад, когда все электрооборудование машины состояло из километра провода и пяти реле. Современная электроника автомобиля такого эксперимента не простит. Кроме того, простое «скидывание» клеммы не укажет на неисправность, если генератор работает, но его напряжения недостаточно для зарядки аккумулятора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector