Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля: виды аккумуляторов и особенности заряда
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля: виды аккумуляторов и особенности заряда
Аккумуляторная батарея — электронное сердце автомобиля, без которого ваша машина не сможет даже завестись. Грамотный выбор, зарядка и обслуживание аккумулятора — один из факторов комфортной езды.
Виды аккумуляторов для автомобилей
В последние годы на прилавках российских автомагазинов представлено два основных типа автомобильных аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Аккумуляторы, которые можно и требуется обслуживать представляют собой моноблок с одной или несколькими крышечками. Весомый недостаток этого типа аккумуляторов – содержащаяся в сплаве на положительном полюсе, сурьма из-за воздействия раствора постепенно переходит на отрицательный полюс. Такие реакции приводят к постепенному понижению на электродах, а это ведет к разложению молекул воды на составные части – водород и кислород. Владельцы таких аккумуляторов замечают это при перезарядке аккумуляторов по обширному выделению газообразований. Еще одним весомым недостатком обслуживаемых батарей остается протекание электролита на корпус батареи при движении по неровной дороге. В большинстве случаев это обстоятельство вызывает сильный саморазряд аккумулятора.
Необслуживаемые аккумуляторы, в свою очередь, делятся на гелевые и AGM. В гелевых АКБ кислоту электролита заменяет специальный гель, который почти не испаряется и не требует доливки. Кроме того, в гелевых АКБ существенно низкий уровень саморазряда и количество циклов заряд-разряд увеличивается по сравнению с обслуживаемыми АКБ. Еще один тип необслуживаемых аккумуляторов – AGM, представляет собой батарею в которой кислотой пропитывается специальное стекловолокно. Но такие аккумуляторы зависимы от исправности электросистем автомобиля. Неполадки электрооборудования в иных случаях влияют на состояние аккумулятора.
На следующие виды АКБ разделяются и по типу содержимого:
- Малосурьмянистые. В АКБ такого типа свинцовые пластины содержат малое количество сурьмы для увеличения прочности. Такой состав приводит к «выкипанию» воды содержащейся в электролите, что требует постоянного контроля и долива дистиллированной воды при необходимости.
- Кальциевые. Пластины таких АКБ содержат кальций, что уменьшает «выкипание» воды в составе электролита. Но такие батареи заметно чувствительны к сильным разрядам. Хватит 3-4 раз критического разряда аккумулятора, чтобы энергоемкость батареи сильно снизилась.
- Гибридные. В этих аккумуляторах удачно сочетаются характеристики кальциевых и малосурьмянистых батарей, так как используются пластины электродов сделанные по обеим технологиям. Отрицательные – малосурьмянистые, а положительные соответственно кальциевые.
Не все ли равно чем заряжать АКБ?
Как и прочие другие батареи автомобильные аккумуляторы подвергаются разряжению в силу времени, условий использования, погодных условий и иных обстоятельств. Время от времени перед каждым автолюбителем встает вопрос о зарядке АКБ и тут важно правильно определить как заряжать батарею. Исходя из типа батареи по химическому составу электролита и пластин, аккумуляторы делятся следующим образом. Разберемся, как заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях.
Как заряжать малосурьмянистые свинцово-кислотные аккумуляторы. Этот тип АКБ неприхотлив в обслуживании и устойчив к процессу разряда. Но и заряжаются эти аккумуляторы долго – не менее суток. Процесс зарядки осуществляется постоянным напряжением 14,5 Вольт (для АКБ 12 Вольт) или постоянным током, который составит 0,1-0,2 от емкости (как правило, указывается на корпусе АКБ. Важно учитывать, что при зарядке свинцовых аккумуляторов возможно выделение взрывоопасного газа. Поэтому процесс заряда рекомендуется производить в хорошо проветриваемом помещении и желательно при температуре около 20 °С.
Как заряжать кальциевые свинцово-кислотные аккумуляторы. Аккумуляторы по технологии Ca-Ca, это все современные батареи (Varta, Bosch, Mutlu, Topla, Аком и др.). Пластины данных аккумуляторов произведены из сложного , устойчивого к корозии сплава, в котором основным элементом является кальций. Такие аккумуляторы устойчивы к саморазряду, выкипание воды сведено к минимуму, но есть один минус – в силу значительной плотности пластин, сульфат при разряде выгнать из них сложнее, поэтому их требуется заряжать до напряжения вплоть до 16.2 вольт. Им подойдут трансформаторные зарядные устройства, или импульсные с ручным режимом.
Зарядка автомобильного аккумулятора требует некоторой подготовки. Желательно производить зарядку в хорошо проветриваемом помещении, с нормальной температурой и пониженной влажностью. Так же при подготовке потребуется ареометр и дистиллированная вода для обслуживаемых АКБ. Установив АКБ на ровной поверхности, при помощи ареометра проверяется плотность электролита. Если потребуется – долить воды. Затем необходимо выкрутить все пробки банок АКБ, чтобы улучшить газоотвод. Сами отверстия накрыть во избежание расплескивания электролита во время зарядки.
Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Правильно подготовив АКБ к зарядке, приступайте к самому процессу. Зарядное устройство подключаем к электросети, а зарядные клеммы к батарее, обязательно соблюдая полярность. Далее выставляем высшее возможное напряжение заряда. Но не стоит превышать напряжение более, чем на 10 % от емкости АКБ. Для сохранения качеств батареи, а так же наиболее глубокого заряда, максимальное напряжение не стоит превышать даже на 5%.
Заряд на скорость
Возможность правильно зарядить АКБ предоставляется в свободное время. Но если аккумулятор сел, а вам требуется срочно ехать, воспользуйтесь способами «быстрой зарядки». В таких случаях часть автомобилистов либо «прикуривают» от другого автомобиля, либо заводятся «на буксире». Это конечно экстренные меры зарядки АКБ генератором автомобиля в движении. Помните, что при таком процессе заряда АКБ пластины электродов подвергаются разрушению, что приведет батарею в негодность.
При наличии некоторого времени рекомендуем использовать ускоренный способ зарядки при помощи зарядного устройства. Не снимая АКБ с машины, на АКБ одеваются клеммы зарядного устройства и только затем з/у включается в электросеть. Регулятор мощности заряда в таких случаях выставляется на максимум, а время заряда не превышает 15-20 минут. Далее АКБ подзарядится генератором автомобиля в процессе поездки.
Меры предосторожности
При любом способе зарядки АКБ важно помнить о том что в первую очередь аккумулятор это емкость с кислотой и химическими реакциями. А значит и осторожность не будет лишней.
- Проверьте зарядное устройство — неисправности и повреждения недопустимы.
- При проверке плотности электролита обязательно используйте перчатки чтобы избежать химических ожогов.
- АКБ заряжайте только проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
- АКБ нельзя заряжать вблизи источников открытого огня.
Какой тип аккумулятора выбрать для автомобиля решать только вам. Обслуживаемые аккумуляторы подкупают сравнительно невысокой стоимостью, гелевые надежностью и простотой использования. Сколько времени та или иная батарея прослужит автомобилю зависит только от того насколько грамотно и как вовремя вы уделите внимание зарядке АКБ
Заряжаем аккумулятор! Инструкция для новичков и блондинок
Автомобильнлые аккумуляторы остаются заряженными благодаря использованию дополнительной мощности двигателя автомобиля. Большинство из них могут работать в течение пяти лет без необходимости замены или перезарядки. Но даже лучшие АКБ со временем разряжаются преждевременно, если вы оставляете свет включенным слишком долго. Очень неудобна ситуация, когда батарея неожиданно разрядилась. Но даже неопытный автолюбитель легко сможет подзарядить АКБ с помощью инструкции, которую подготовили для вас мы в 7vaz.ru.
Подготовительные работы
Наденьте подходящее защитное снаряжение
Безопасность имеет первостепенное значение всегда, когда вы обслуживаете или эксплуатируете свой автомобиль. Начните с того, что наденьте защитные очки, которые защитят вас от попадания искр или аккумуляторной жидкости. Также советуется использовать перчатки. Убедитесь, что помещение, в котором выполняются работы, хорошо проветривается и достаточно освещено.
Перчатки использовать не обязательно. Но они могут защитить вас от незначительных защемлений и порезов во время работы с автомобилем.
Убедитесь, что поблизости нет детей, пока вы подзаряжаете АКБ автомобиля, так как может возникнуть искра, если нечаянно соприкоснуться друг с другом «плюсовый» и «отрицательный» кабели.
Определите, какая у вас батарея
Чтобы правильно зарядить аккумулятор, вы должны сначала определить тип АКБ, который у вас есть. Обычно вы можете найти описание где-то на батарее. Иногда может понадобиться зайти на сайт производителя, если этикетка слишком изношена, чтобы прочесть на ней информацию.
Вам нужно также узнать напряжение аккумулятора на этикетке или в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Приобретите зарядное устройство для автомобиля
Выберите зарядное устройство, которое подходит для вашего АКБ. Большинство зарядных устройств универсальны и подходят для всех типов аккумуляторов, кроме гелевых. Существуют быстрые зарядные устройства, которые могут зарядить батарею быстро и даже обеспечат вам быстрый старт. Также бывают струйные зарядные устройства, которые заряжают медленно, но более качественно.
На многих современных устройствах установлен микропроцессор, позволяющий контролировать степень зарядки АКБ. Это очень удобно, так как процесс останавливается автоматически после того, как батарея полностью зарядилась.
Более простые и старые модели нужно останавливать вручную, чтобы не допустить опасной перезарядки. Не стоит оставлять их без внимания на долгое время в подключенном состоянии.
- Прочитайте инструкцию по эксплуатации вашего зарядного устройства, чтобы убедиться, что вы правильно его используете.
- Даже современные цифровые модели должны тщательно контролироваться в процессе зарядке, чтобы убедиться, что они функционируют должным образом и останавливаются перед перезарядкой аккумулятора.
Отсоедините и снимите АКБ
Важно отсоединить аккумулятор перед его подзарядкой. Часто обстоятельства позволяют зарядить батарею, не вынимая ее из автомобиля. Но многие автолюбители все же достают устройство из подкапотного пространства и относят его домой или в помещение, где есть электрическая розетка.
Внимание! Всегда сначала отсоединяйте «минусовую» клемму, а затем «плюсовую».
Очистите клеммы
Любая грязь на клеммах батареи может помешать зарядным кабелям установить прочное соединение с ее элементами, поэтому важно тщательно их почистить. Используйте пищевую соду и влажную ткань или наждачную бумагу, чтобы стереть грязь или ржавчину. Перед переходом к следующему шагу убедитесь, что металлические клеммы полностью очищены.
- Иногда вы можете обнаружить, что батарея полностью заряжена, но грязные клеммы просто препятствовали прохождению электричества.
- Не беритесь за клеммы голыми руками, особенно если на них виден белый порошок. Возможно это серная кислота, которая может обжечь кожу при соприкосновении с ней.
Как правильно зарядить аккумулятор
Поместите зарядное устройство на устойчивую поверхность
Никогда не ставьте зарядное устройство непосредственно на батарею, так как оно может соединить отрицательные и положительные клеммы, что приведет к повреждению батареи и зарядного устройства и, возможно, даже к пожару. Вместо этого поместите зарядное устройство на устойчивую поверхность настолько далеко от батареи, насколько позволяют кабели. Перед подключением зарядного устройства к стене убедитесь, что помещение хорошо проветривается. Откройте дверь гаража или окна, если вы находитесь в помещении.
- Убедитесь, что поверхность, на которой вы устанавливаете зарядное устройство, прочная, чтобы предотвратить его падение или отсоединение от клемм.
- Используйте всю длину кабелей, чтобы максимально дальше разместить АКБ от зарядного устройства.
Подключите зарядное устройство к аккумулятору
Подсоедините черный кабель от зарядного устройства с отрицательным знаком (-) к отрицательному выводу на аккумуляторе, отмеченному тем же символом. Затем подключите красный кабель с положительным знаком (+) к положительному выводу на АКБ с соответствующим символом. Обязательно проверьте соединения перед подключением или включением зарядного устройства, так как смешивание положительных и отрицательных клемм может привести к повреждению аккумулятора или даже к пожару. [8]
- Некоторые автомобили могут маркировать положительный терминал буквами POS вместо положительного (+) символа и NEG вместо отрицательного (-).
- Убедитесь, что кабели надежно подключены, чтобы обеспечить прохождение электричества от зарядного устройства к аккумулятору.
Настройте зарядное устройство
Цифровые зарядки могут показывать уровень напряжения в батарее и позволяют устанавливать желаемый уровень напряжения. Старые же модели позволяют лишь включать и выключать процесс зарядки.
Скоростные зарядные устройства также дают возможность выбирать скорость, с которой вы хотите зарядить батарею (часто изображается в виде черепахи для медленного заряда и кролика для быстрого).
Быстрая зарядка хороша для автомобильного аккумулятора, который недавно разрядился из-за того, что вы оставили свет включенным или что-то в этом роде. Если же аккумулятор разряжался на протяжении длительного времени, может потребоваться более долгий процесс зарядки, прежде чем его можно будет использовать.
- Если устройство позволяет установить желаемое напряжение батареи, поставьте значение, указанное на этикетке.
- Никогда не ставьте зарядное устройство в режим быстрой зарядки, если вы планируете оставить его без присмотра.
- Если выбран режим медленной зарядки, аккумулятор можно оставлять без присмотра на всю ночь.
Существует два режима зарядки: постоянным током или постоянным напряжением. Первый способ считается более эффективным, ведь он не требует контроля. Второй способ проще, но позволяет зарядить АКБ только до 80 процентов.
Некоторые дорогие модели зарядки дают возможность воспользоваться комбинированным методом, благодаря которому участие человека сводится к минимуму.
Как заряжать постоянным током
- Установить напряжение в 10 процентов от емкости АКБ и заряжайте до тех пор, пока напряжение не повысится до 14,4 В. Например, если емкость АКБ 60 Ач, то заряжают его током около 6 Ампер.
- Затем нужно уменьшить ток в два раза (в нашем примере до 3 Ампер), чтобы понизить степень кипения.
- Как только уровень напряжение станет равным 15 В, снова в два раза сокращаем ток и продолжаем процесс зарядки, пока значение тока и напряжение не перестанут меняться.
Как заряжать постоянным напряжением
Процесс зарядки протекает намного проще. Нужно только установить уровень напряжение 14,5 В и ожидать. Процесс зарядки может длиться до 24 часов, емкость батареи будет восполнена только до 80 процентов. Но зато не возникнет необходимости контролировать процесс и находиться рядом.
Проверьте АКБ
После того, как батарея зарядится, проверьте, работает ли она. Некоторые цифровые зарядные устройства дают информацию о том, правильно ли батарея держит заряд и нужно ли ее заменить. Часто это может быть указано в процентах. Например, значение 100% значит, что в аккумуляторе 100 процентов заряда.
Также вы можете воспользоваться вольтметром, чтобы измерить напряжение в батареи после ее отсоединения от зарядки. Для этого нужно прикоснуться к положительному и отрицательному кабелям от вольтметра к соответствующим клеммам. Если аккумулятор все еще находится на автомобиле, самый верный способ проверить его работоспособность – это подключить его снова и попытаться завести авто.
- Если вольтметр показывает количество вольт, которое соответствует батарее, зарядное устройство в порядке и им можно пользоваться для запуска транспортного средства.
- Если же вольтметр показывают, что аккумулятор быстро разряжается или автомобиль не заводится, это свидетельствует о других проблемах или о необходимости заменить батарею.
В некоторых случаях нет возможности ждать, и нужно запустить автомобиль как можно быстрее. В этом случае можно «прикурить» его от другого автомобиля. Как это сделать подробно описано в пошаговом руководстве на сайте 7vaz.ru
Устранение неисправностей батареи
Проверьте работоспособность аккумулятора в магазине автозапчастей
Если вы заряжали аккумулятор с помощью зарядного устройства или другого транспортного средства, но ваш автомобиль по-прежнему не заводится, извлеките аккумулятор (если вы этого еще не сделали) и отнесите его в местный магазин автозапчастей. Там можно зарядить батарею и проверить, нормально ли она работает, можно ли ее обслужить или лучше заменить на новую.
Если аккумулятор не требует технического обслуживания, вам придется заменить его в случае, если не держится заряд.
- Если батарея плохая, вам нужно будет приобрести замену.
- Если аккумулятор полностью заряжен и работает нормально, но автомобиль не заводится, проверьте кабели батареи, чтобы убедиться, что они не повреждены, и надежно подключите их к клеммам.
Проверьте генератор
Неисправный генератор переменного тока может помешать вашему автомобилю в достаточной степени заряжать аккумулятор, чтобы запускать авто снова. Иногда он не производит достаточного количества электричества, чтобы поддерживать даже движение автомобиля.
Вы должны проверить, нет ли проблем у генератора переменного тока. Для этого запустите автомобиль, а затем отсоедините положительную клемму аккумулятора. Работающий должным образом генератор будет производить достаточно электричества, чтобы поддерживать работу автомобиля без аккумулятора. Но если двигатель перестает работать, скорее всего генератор нуждается в замене.
- Иногда можно обнаружить проблему с генератором, обратив внимание на освещение салона. Если при нажатии на педаль газа освещение начинает светить ярче, а затем, когда вы убираете ногу, снова тускнеет, генератор работает плохо.
- Если снять генератор с автомобиля, то во многих магазинах автозапчастей могут его проверить и убедиться, нужна ли для него замена.
Прислушайтесь к звукам
Если автомобиль не заводится, но при попытке выдает слышимый щелчок, вероятно в аккумуляторе недостаточно заряда для запуска. Это может быть связано с тем, что он не заряжен должным образом или батарея слишком износилась, чтобы удерживать заряд. Попробуйте снова запустить авто или проверьте батарею.
- Убедитесь, что у вас хорошее соединение с аккумулятором во время зарядки, иначе батарея не сможет завести автомобиль.
- Щелчок указывает на то, что в батарее есть немного электричества, но его недостаточно для запуска двигателя.
Если автомобиль глохнет
Если автомобиль запускается после зарядки аккумулятора, но глохнет вскоре после запуска, это может быть связано с генератором переменного тока. Если он запустится снова или продолжит вращаться, но не сможет запуститься, проблема не в электричестве. Скорее всего проблемы возникли с доставкой топлива или воздуха.
- Чтобы двигатель правильно работал, к нему должно поступать не только электричество, но и топливо и воздух.
- Скорее всего нужно отвезти машину к механику, чтобы определить источник проблемы и устранить его.
Как зарядить аккумулятор автомобиля
Разряженный автомобильный аккумулятор – это проблема, без него вам не удастся завести двигатель или включить электрооборудование. В обзоре Aport.ru читайте – как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.
Аккумуляторная батарея – это химический источник электрического тока. Во время протекания химической реакции в одном направлении вырабатывается электричество и аккумулятор выступает в роли источника тока. Когда аккумулятор заряжается – химическая реакция идет в обратном направлении. Именно благодаря обратимости химической реакции аккумуляторные батареи можно разряжать и заряжать много раз.
Основной характеристикой аккумулятора служит его емкость, которую считают в ампер-часах (А*ч). Хотя термин “емкость” в данном случае применен неправильно, поскольку электрическая емкость измеряется в Фарадах. Технически более точно характеристику аккумулятора следует назвать “количество электричества” – которое он выдаёт при определённом токе разряда и определенном времени его прохождения. Например, батарея с характеристикой 60 А*ч может выдавать ток в 60 Ампер в течении 1 часа, или ток в 1 Ампер на протяжении 60 часов.
Для того чтобы заряжать автомобильный аккумулятор правильно в домашних условиях необходимо точно знать емкость конкретного аккумулятора.
Аккумуляторы разделяют на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые.
Необслуживаемые аккумуляторы не имеют в своей конструкции пробок, через которые электролит может испаряться. Благодаря этому, такая батарея более надежна, но и более дорогая. Цена на аккумулятор в 60 А*ч колеблется от 4 000 до 7 500 рублей. Полностью исключить испарение электролита не удастся из-за наличия дренажей. Поэтому, при падении уровня электролита ниже допустимого долить его не удастся. Это основной недостаток такого типа аккумуляторной батареи.
Обслуживаемые аккумуляторы более дешевые и требуют постоянного контроля за уровнем электролита. Правильная зарядка автомобильного аккумулятора данного типа только под постоянным наблюдением. Цена за такую батарею начинается от 3 000 рублей.
В зависимости от химического состава аккумуляторных батарей их разделяют на такие типы:
- Малосурьмянистые (обычная свинцовая батарея). Малосурьмянистые батареи не боятся глубоких разрядов, зато имеют самый высокий коэффициент выкипания электролита и саморазряда. Такого типа батареи лучше брать обслуживаемой группы.
- Кальциевые. Кальциевые батареи наоборот – боятся разрядов (достаточно сильный разряд может вывести батарею из строя), зато мало подвержены саморазряду и выкипанию электролита. Батареи такого типа, как правило, необслуживаемые. Правильно заряжать автомобильный аккумулятор такого типа проще всего –- не требуют контроля и дополнительных операций.
- Гибридные (с пластинами разного состава: плюсовая малосурьмянистая, минусовая свинцово-кальциевая или с добавлением серебра). Такие варианты аккумуляторов лишены недостатков выше названных типов. Такие батареи находятся в верхней ценовой категории.
Эксплуатация аккумуляторов
Для того, чтобы автомобильный аккумулятор отработал максимально долгий срок – его необходимо своевременно обслуживать и периодически заряжать с помощью зарядного устройства. Все аккумуляторы во время эксплуатации автомобиля теряют свой заряд. Это совершенно естественно, поскольку автомобильный генератор не в состоянии полностью восстановить заряд батареи. Чтобы генератор смог зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства, двигатель должен работать на высоких оборотах и без дополнительных потребителей в течении 10-15 часов. Основные потребители электричества в автомобиле: стартер, фары, климатическая установка, система зажигания и мультимедийные системы.
Падение емкости аккумулятора до 50% в теплое время года не представляет угрозы – вы все равно сможете завести автомобиль. Но вот зимой, с падением температуры падает плотность электролита – следовательно падает напряжение. Увеличивается вероятность того, что автомобиль не заведется.
Производителями аккумуляторов рекомендуется обязательно заряжать даже работоспособную автомобильную аккумуляторную батарею раз в год, перед наступлением холодов.
Проверить, заряжен ли ваш аккумулятор, можно разными способами:
- по плотности электролита (для обслуживаемых аккумуляторов с кислотным электролитом);
- по напряжению на выводах аккумулятора нагрузочной вилкой;
- по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой;
Плотность электролита измеряется с помощью ареометра. Помните – электролит это кислота! Будьте аккуратны! Для нейтрализации кислот используют пищевую соду, реакция нейтрализации проходят с выделением тепла (нагреванием).
Нагрузочная вилка – это вольтметр с подключенным сопротивлением 0,018-0,020 Ом (для аккумулятора емкостью 40-60 А•ч). Вилка подключается параллельно к выводам аккумулятора и через 5-7 секунд снимаются показания вольтметра. Данная методика позволяет достаточно точно определить степень заряда аккумулятора согласно данным в таблице.
Если под рукой нет нагрузочной вилки, то можно оценить степень заряда аккумулятора обычным вольтметром при запуске двигателя. При исправном стартере, во время запуска, напряжение не должно падать ниже 9,5 В. Иначе, следует считать что батарея сильно разряжена и нуждается в зарядке. Работает этот метод и в обратную сторону – если при правильно заряженном аккумуляторе напряжение падает ниже 9,5 В – значит ваш стартер неисправен.
Виды зарядных устройств
Зарядные устройства делятся на разные типы в зависимости от нескольких факторов.
По назначению зарядные устройства бывают:
- Пуско-зарядные – отличаются большой мощностью и способны кратковременно выдавать ток, необходимый для запуска двигателя (до 150 А). Такие устройства имеют большие размеры и высокую цену (6 000-12 000 рублей).
- Предпусково-зарядные – способны только заряжать аккумулятор, имеют малые габариты и стоят от 2 000 рублей.
В зависимости от элементной базы зарядные устройства делятся на:
- трансформаторные – отличаются надежностью, но имеют большие размеры и массу;
- импульсные – схема собрана на полупроводниках. Малый вес и габариты – вот достоинства данного типа устройства. А так же, легко доступная автоматизация процесса зарядки, однако цена на 10-15% выше, чем у трансформаторного аналога.
В зависимости от схемы зарядки устройства разделяют на такие группы:
- Постоянного тока – если правильно заряжать аккумулятор авто устройством указанного типа, то сможете полностью его зарядить. Однако эта группа требует постоянного контроля в процессе зарядки, поскольку могут перегреть электролит и вывести из строя батарею. Сравнительно дешевая группа зарядных устройств, цена начинается от 2 000 рублей. Процесс зарядки сравнительно быстрый, порядка 10 часов, возможна и экспресс-зарядка.
- Постоянного напряжения – не требуют контроля за процессом зарядки автомобильного аккумулятора. К недостаткам следуют отнести: не способны полностью зарядить батарею, длительный процесс (16-24 часа). Стоят от 3 000 рублей.
- Комбинированные – самый совершенный тип, способны полностью и правильно зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме. Цена начинается от 4 000 рублей.
Отдельно следует отметить зарядные устройства с автономным источником питания, которые представляют собой переносную аккумуляторную батарею. Преимущество такого устройства заключается в том, что не требуется электрическая сеть, чтобы зарядить севший аккумулятор. Даже в чистом поле вы сможете подзарядить свою батарею или запустить двигатель. Цена на подобные устройства начинается от 10 000 рублей.
Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше? Наиболее простое в эксплуатации комбинированное импульсное зарядное устройство. Если вы хотите зарядить свою батарею максимально быстро – тогда вам следует присмотреться к трансформаторному пуско-зарядному устройству.
Подготовка к зарядке
Для того, чтобы правильно зарядить авто аккумулятор необходимо выполнить ряд условий:
- Отключить клеммы аккумулятора от электросистемы автомобиля;
- Очистить клеммы от грязи;
- В обслуживаемом аккумуляторе: необходимо открыть заливные пробки, проверить уровень электролита (10-15 мм выше пластин батареи; проверять с помощью стеклянной трубки; доливать только дистиллированную воду);
- Правильная зарядка автомобильного аккумулятора допускается только в хорошо проветриваемых, пожаробезопасных помещениях. В процессе зарядки батареи выделяется взрывоопасный водород и ряд высокотоксичных веществ (сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурьмянистый водород (стибин), хлористый водород);
- Зажим зарядного устройства с меткой “+” соединяем только с аналогичной клеммой аккумулятора, отрицательную точно также – минус с минусом. Это очень важно для правильной зарядки автомобильного аккумулятора, иначе можно вывести из строя зарядное устройство, и даже саму батарею;
- Важна также, при правильной зарядке автомобильного аккумулятора последовательность включения: сначала соединяем клеммы зарядного устройства, потом включаем в сеть. Отключаем наоборот – сразу выключаем питание зарядного устройства, потом снимаем клеммы;
Зарядка аккумулятора
Зарядить автомобильный аккумулятор дома не сложно. Необходимо запомнить ряд простых правил.
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, если на вашем зарядном устройстве измерительный прибор – амперметр (на шкале прибора стоит буква “А”) – значит вы будете заряжать методом постоянного тока. Значение тока выставляем как 10% от емкости аккумулятора (например батарея 60 А*ч – значит выставляем ток 6 А). Во время зарядки ток будет падать, это нормально. Следует избегать бурного кипения и перегрева электролита. В таком случае величину тока следует уменьшить вдвое. Показателем того, что батарея заряжена –- постоянная величина тока на протяжении 2 часов. Приблизительно время зарядки – 10 часов.
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, если на вашем приборе установлен вольтметр (стоит буква В или латинская V) – вам доступен метод постоянного напряжения. Выставляем значение напряжения – номинал плюс 10% (12,6В +1,26В=13,9В) и, если доступно, ток 20-25А. Как правило величина тока регулируется автоматически. Такой метод зарядки не требует контроля. Аккумулятор будет полностью заряжен, когда ток упадет до нуля. Время полной зарядки 16-24 часа.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством комбинированного типа? Очень просто – подключите прибор и он все сделает в автоматическом режиме.
Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства? Возможно ли такое? Конечно, возможно. Для этих целей понадобиться блок питания от ноутбука и лампа от фары, мощностью 50 ватт. В рассечку любого провода ставим последовательно лампу и подключаем к аккумулятору. Подзарядить получится, правда очень долго (больше 36 часов). Обязательно учитывайте полярность.
Зарядным устройством от мобильного телефона зарядить аккумулятор не удастся – низкое напряжение не позволит этого сделать.
Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора выбрать? Самая бережная зарядка аккумулятора получается при постоянном напряжении, поэтому, если есть такая возможность – выбирайте именно такой тип зарядного устройства.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством?
Многим автолюбителям приходится сталкиваться с тем, что аккумулятор в авто разряжается в самый неподходящий момент. Причин тому может быть масса, но итог всегда плачевный – транспортное средство не заводится, отказываясь ехать хоть куда-то. Выход из положения один – зарядка с помощью специального зарядного устройства.
Основной задачей аккумуляторной батареи является подача тока на стартер для запуска двигателя
Проверка автомобильного аккумулятора
Если двигатель глохнет на этапе запуска или вообще не подает никаких признаков жизни, как и приборная панель, то первая приходящая в голову мысль о причинах такого явления – это разрядившийся аккумулятор. Проверить состояние батареи можно с помощью специальных приборов.
В первую очередь нужно проверить напряжение на клеммах с помощью вольтметра. При показаниях ниже 12,2 Вольт, АКБ не сможет прокрутить стартер и запустить двигатель. Если в аккумуляторе имеется доступ к электролиту, то следует проверить его плотность.
В случаях, когда она ниже значения 1,22 г/см3, батарея разряжена. При этом важно, чтобы значения были примерно одинаковыми внутри каждой банки. В противном случае можно говорить о выходе аккумулятора из строя.
Как правильно зарядить АКБ автомобиля зарядным устройством
Окончательно убедившись в том, что произошла критическая потеря емкости батареи, без восполнения которой дальнейшее движение является невозможным, возникает новый вопрос, касающийся самого процесса зарядки. Так, существует несколько вариантов для решения поставленной задачи.
Постоянным током
Один из самых простых методов зарядки заключается в использовании постоянного тока с ЗУ. Сам алгоритм действий в этом случае предполагает соблюдение следующей инструкции:
- В первую очередь, необходимо выставить вручную значение силы тока, которое не должно превышать десятой части от емкости АКБ (для батареи емкостью 60 А/ч этот показатель соответствует 5,5-6 А). Заряжать батарею в этом случае необходимо до тех пор, пока уровень клеммного напряжения не достигнет 14,4-14,6 В.
- Если речь идет о критическом разряде до нуля, то вместо номинального используется минимальное напряжение, не выходящее за пределы диапазона от 1,5 до 2 А. Это позволяет избежать опасного электролиза, постепенно увеличивая плотность электролитной жидкости.
- При достижении уровня напряжения в 14,5-15 В, сила тока снижается в два раза. После этого зарядка производится ровно до тех пор, пока все показатели не станут постоянными, составив в конечном итоге 0,2 A, эквивалентному самозаряду.
Полной считается зарядка, когда электрические параметры не меняются в течение 2 часов
На всем протяжении процесса зарядки необходимо обеспечивать полноценную вентиляцию, поскольку электролит при кипении выделяет взрывоопасный газ водород.
После зарядки не стоит забывать и о нейтрализации поверхности с помощью содового раствора. Такие меры предотвратят утечки электричества.
Постоянным напряжением
При желании можно использовать и постоянное напряжение для заряда АКБ. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:
- Вручную установить напряжение на ЗУ, соответствующее номинальному значению в 14,4 В.
- Производить контроль показателя силы тока во время зарядки, следя за тем, чтобы она не превышала 0,1 от емкости обслуживаемых аккумуляторов и 0,05-0,1 от необслуживаемых. Важно помнить, что превышение 20% от общей емкости опасно для автомобиля.
- Если же производится так называемый глубокий заряд, то восстанавливать батарею следует с напряжения, соответствующего 12-13 В при силе тока, не превышающей 5% от общей емкости АКБ (при повышении последнего показателя, необходимо обеспечить пропорциональное понижение второго).
За сутки с напряжением 14,4 В батарея зарядится на 75-80%
Главный недостаток этого метода заключается в том, что он требует большего времени для восстановления зарядного потенциала. И если произошел глубокий разряд, то на полное восстановление емкости батареи может уйти не менее трех суток.
Ускоренная зарядка
Возможным остается и вариант с ускоренной зарядкой, для обеспечения которой необходимо обеспечить силу тока в 10-15 А, соответствующую 20-25% от всей емкости батареи. Для того, чтобы завести автомобиль, достаточно 10-20 минут, хотя злоупотреблять такими ЗУ уж точно не стоит, поскольку они сильно сокращают срок службы аккумулятора.
Периодическая зарядка АКБ позволяет значительно продлить его срок службы
Перед длительным простоем автомобиля внутри гаража в зимнее время года лучше демонтировать аккумулятор и отнести его в теплое место. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы перед простоем заряд устройства находился на максимальном или близком к нему уровне.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор
Это зависит от того, где покупалась батарея. Нормальные современные продавцы чаще всего предлагают батареи, готовые к эксплуатации. При этом, перед продажей тщательно проверяются все электрические параметры АКБ и даже предлагается даже бесплатная проверка системы зарядки авто. С другой стороны, проблемы могут возникнуть при других обстоятельствах.
Почему-то после приобретения автомобиля в салоне многие новоиспеченные хозяева забывают о важности проверки состояния его аккумулятора, который также необходимо дозаряжать перед полноценной эксплуатации, обеспечив уровень в 95-100%, а в отдельных случаях и восстановив электролитный баланс. Обычно процесс занимает не больше четырех часов, что позволить увеличить срок эксплуатации АКБ.
Лучшие бюджетные модели зарядных устройств
Далеко не всегда доступная цена подразумевает низкое качество продукции, и зарядные устройства в этом плане не являются исключением из правил. Во всяком случае, существует как минимум пять бюджетных моделей, которые прекрасно справляются с поставленной задачей.
Серия Орион PW
Отличное компактное устройство, позволяющее заряжать батареи емкостью до 150 Ач и напряжением 12 В. При этом показатели тока в этом ЗУ попадают в интервал от 0,4 до 7 А с пиковым значением в 7 А. Что касается стоимости представителей этого модельного ряда, то она стартует от 970 рублей и выше.
Вымпел-30
Еще одна модель производства Орион, главным достоинством которой является бюджетность (в среднем цена превышает тысячу рублей). Довольно неплохими оказались и основные характеристики этого ЗУ.
Калибр ЗУИ-4
Это ЗУ является оптимальным для АКБ емкостью в 14-120 Ач с напряжением в 6-12 В. При этом само устройство потребляет 60 Вт, выдавая ток от 0,8 до 3,8 А.
Кедр Авто-10
Предпусковой режим в 10 А, номинальный ток в 5 А, гарантия на год, небольшой вес в 600 граммов – этой модели, действительно есть чем похвастаться. А если учитывать ее сравнительно невысокую стоимость, то это оптимальное решение для 12-вольтных АКБ.
Patriot BCI-10M
Данный вариант является наиболее дорогостоящим, реализуясь по цене от 3,5 тыс., однако, подобные расходы будут полностью оправданными, ведь шутка ли, пиковый ток в 400 А, которым может похвастаться модель. Удивительно, но емкость ЗУ оказалась минимальной, не превысив 8 Ач, при напряжении в 5 В.
Можно ли использовать блок питания от ноутбука
В случае, если под рукой не окажется специализированного устройства, можно воспользоваться такими подручными средствами, как любое пуско-зарядное или же самодельное приспособление. Кроме того, вполне реально пустить в ход последовательную схему блока питания от ноутбука, при условии, что подаваемое напряжение в нем не будет превышать 18 В.
Если необходимо быстрее зарядить АКБ, тогда следует уменьшить сопротивление
Помимо прочего, придется задействовать любой световой прибор, будь то автомобильная фара или какая-то другая лампа, используя ее в качестве своеобразного элемента сопротивления, ограничивающего силу тока до максимальных 2 А.
Что касается схемы подключения, то она подразумевает попарное соединение минусов и плюсов такого ЗУ с АКБ через световую оптику, в результате чего можно зарядить севшую в ноль батарею всего лишь за 9 часов.
Советы по зарядке АКБ от шуруповерта
Современные автолюбители умудряются зарядить севший аккумулятор даже от обычного шуруповерта, выполнив несколько припоев к платам. Если же нет времени, желания и сил этим заниматься, то можно попробовать запустить АКБ от зарядного блока шуруповерта напрямую, не прибегая к серьезному вмешательству в его устройство.
Для полной зарядки АКБ потребуется от 8 до 14 часов
В этом случае придется ограничиться слабыми токами. Конечно, это условие чревато тем, что для заряда потребуется гораздо больше времени, но зато и усилия придется прилагать минимальные.
Сам порядок действий подразумевает подключение блока к электросети и последовательное его соединение с аккумуляторными клеммами с соблюдением полярности. Далее рекомендуется ориентироваться на индикацию, и если одновременно загораются красная и белая лампочка, то это верный признак неисправности АКБ. Если же она начнет гореть красным, то это значит, что процесс пошел и восстановление заряда можно ожидать минимум через 30-40 минут.