Тема: как открутить болт
Тема: как открутить болт?
как открутить болт?
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Заблокирован Регистрация 25.10.2008 Адрес РФ Возраст 36 Сообщений 3,758
Спасибо: |
Получено: 2 Отправлено: 2 |
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Знатный Перец Клуба VW Passat B5! Регистрация 15.06.2007 Адрес Россия, Мытищи Возраст 38 Сообщений 7,758 Записей в дневнике 1
Спасибо: |
Получено: 17 Отправлено: 4 |
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Passat Регистрация 05.06.2007 Адрес Беларусь, Минск Возраст 51 Сообщений 1,893
Спасибо: |
Получено: 1 Отправлено: 0 |
Сообщение от пингвин
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Phaeton Регистрация 25.01.2008 Адрес Россия, Москва, СЗАО Возраст 57 Сообщений 3,773
Спасибо: |
Получено: 53 Отправлено: 4 |
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Passat Регистрация 23.04.2008 Адрес Россия, Санкт-Петербург Возраст 40 Сообщений 1,325
Спасибо: |
Получено: 9 Отправлено: 14 |
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Polo Регистрация 23.03.2009 Адрес Россия, Санкт-Петербург Возраст 43 Сообщений 252
Спасибо: |
Получено: 0 Отправлено: 0 |
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Знатный Перец Клуба VW Passat B5! Регистрация 15.06.2007 Адрес Россия, Мытищи Возраст 38 Сообщений 7,758 Записей в дневнике 1
Спасибо: |
Получено: 17 Отправлено: 4 |
завтра поеду греть. Грани сорваны, еле цепляется ключ.
Диски Веллингтон.
Блин одни расстройства. Летняя 205/60/15 смотрится убого после зимних подушек 195/65/15. Ехать менее комфортно+гул.
Хоть иди и покупай 16 диски + 205/60/16 резинку.
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Polo Регистрация 22.02.2007 Адрес Россия, Москва, СВАО Возраст 47 Сообщений 371
Спасибо: |
Получено: 0 Отправлено: 0 |
Не совсем понятно, что Вы собираетесь греть? Колесный диск, чтобы краска с него облупилась или ступицу, чтобы подшипник накрылся?
На самом деле всё гораздо проще — на сорванный болт насаживают головку на размер меньше и откручивают
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Phaeton Регистрация 25.01.2008 Адрес Россия, Москва, СЗАО Возраст 57 Сообщений 3,773
Спасибо: |
Получено: 53 Отправлено: 4 |
Сообщение от Dmitry_M1
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Записи в дневнике
- Просмотр статей
Polo Регистрация 22.02.2007 Адрес Россия, Москва, СВАО Возраст 47 Сообщений 371
Спасибо: |
Получено: 0 Отправлено: 0 |
Son@r, Если я Вас обидел — прошу прощения! Просто мне как представителю сервиса этот совет показался несколько забавным.
Для откручивания проблемных болтов действительно иногда применяют нагрев. При нагреве металл расширяется и резьбовое соединение ослабляется. Загвоздка в том, что нужно греть внешнюю резьбу — то есть ступицу, а как это сделать я даже представить не могу, так как ступица с изнутри закрыта поворотным кулаком, а с другой стороны — колесным и тормозным диском. То есть если греть снаружи, нужно прогреть металл суммарной толщиной около 25 милиметров, что на самом деле проблематично.
Для удаления болтов с сорванными гранями применяют 3 основных метода:
-метод насаживания головки меньшего размера
-метод приваривания гайки к неисправному болту
-высверливание (это на крайний случай, если первые 2 метода не дают результатов)
Как выкрутить секретку с колеса без специального ключа? Простые способы!
В этой статье рассмотрим, такой часто возникающий вопрос: как снять секретку с колеса без ключа. Очень часто автовладельцы теряют специальный ключ и тогда снять колесо, проблематично.
Зачем нужны секретки?
На «черном рынке» предлагаются колеса, которые злоумышленники снимают по ночам с автомобилей, с целью их перепродажи. Чтобы обезопасить колеса от кражи, придумали эффективное средство защиты, секретки – это болты и гайки, имеющие нестандартный крепеж.
Снимаются колесные секретки специальным ключом, без которого можно повредить литой диск, при снятии колеса.
В автосервисе откручивают секретки просто, наваривают болт, а это рискованная операция для литого диска.
Многие автовладельцы при потере ключа попадали в тупиковую ситуацию. Но выход есть всегда.
Придется побыть в шкуре ночного воришки, снимающего колеса с автомобиля. Разница в том, что он делает это под покровом ночи, опасаясь всех вокруг:
- срабатывания сигнализации;
- случайных прохожих;
- охранника стоянки;
- бдительных соседей, выглядывающих в окна по ночам.
Вы проделаете эту операцию при дневном свете, в окружении зевак, пытающихся помочь своими советами. Процедура не из легких. Понадобится время и хорошая физическая подготовка, но результат того стоит.
Как открутить секретку на колесе без ключа?
Первый способ
- Если секретка стоит недолго, а проблема лишь в потере ключа, то процесс пройдет быстро.
- Больше усилий потребуется, если секретка поставлена давно, от длительной эксплуатации она могла прикипеть.
1. Чтобы выкрутить секретку с колеса, необходимо сильнее закрутить другие гайки (болты) для снятия лишней нагрузки с проблемного болта. Поднять колесо домкратом и простучать секретку со всех сторон, опустить колесо.
2. Все болты (гайки) полностью выкрутить, чтобы осталась одна прикипевшая деталь. Приподнять колесо домкратом, мягко раскачать его на ступице.
Перед операцией стоит воспользоваться вэдушкой (WD-40), оставив обрызганную деталь на несколько минут.
3. Снова закрутить все болты (гайки), кроме секретки – произойдет ослабление нагрузки на нее.
Затяжку проводить симметрично, понемногу каждую, что исключит перекос диска. Затягивать нужно до предела!
Если сделать по этой инструкции, то секретный болт должен открутиться руками без особых усилий. Если деталь прикипела очень сильно, то процесс придется повторить несколько раз.
Но дело того стоит, в автосервисе сделают за деньги и не факт, что литой диск останется целым.
Второй вариант
Купить специальную торцевую головку в инструментальном магазине. Состоит она из смещенных конусов с острыми гранями (фото ниже).
Головку необходимо подобрать под размер проблемного болта.
Инструкция по удалению секреток с колес:
- головку набить тяжелым молотком на колесный болт-секретку;
- одеть вороток на головку;
- снизу под конструкцией для упора выставить домкрат;
- нажатием на вороток (усиленный трубой), открутить проблемную деталь.
Посмотрите видео-инструкцию, как открутить колесный болт-секретку описанным способом:
Если не получиться найти головку со смещенными конусами, то можно применить шестигранную!
А в этом видео показывается, как открутить с помощью простой головки:
Как снять секретку с защитным кольцом?
Если стоит секретный болт с защитным кольцом, то можно применить такой способ:
- Взять керн с молотком.
- Согнуть кольцо в нескольких местах.
- Вытащить искалеченное кольцо пассатижами.
Далее воспользоваться способом описанным выше.
Посмотрите видео, где показан метод снятия защитного кольца керном и секретки головкой:
Заключение
Чтобы не терять ключ, желательно купить для секретки кошелек. Он крепится к балоннику и всегда будет под рукой.
P.S. Поделитесь пожалуйста в комментариях своими способами снятия секреток с колес. Какие наборы инструментов используете?
Если вы действительно не можете найти оригинальный ключ-съемник для колесных секреток, то пришло время поработать молотком. Задача довольно проста. С помощью молотка вбить обычную торцевую головку на секретку и с помощью торцевого ключа открутить секретный болт.
Дело тут вот в чем, а именно, ваши секретные колесные болты какие бы они дорогие не были, обычно изготавливаются из мягкого металла. То есть, металл этих секреток более мягкий, чем обычные стальные колесные крепежные элементы. Так что у вас есть надежда, что их можно открутить с помощью обычного автомобильного инструмента.
От безысходности веришь во всякую чушь пытаешься повторить, но даже после 10 циклов болт не то чтобы руками, ударной отвёрткой не откручивается. Зря столько времени убил да ещё и диск покоцал.
Как снять секретку с колеса без ключа?
Установка болтов-секреток – достаточно эффективный способ защиты колёс автомобиля от злоумышленников. Чтобы открутить такой болт, необходим уникальный ключ, которым владеет только хозяин автомобиля. Но если оригинальный инструмент утерян или забыт дома, даже у владельца возникает проблема, как снять секретку с колеса без ключа. Не обязательно для решения этого вопроса обращаться в автосервис, где за услугу придётся заплатить довольно приличную сумму. Существует несколько способов самостоятельного выкручивания секретных болтов.
Что такое секретка, и зачем её устанавливают на колёса
Кража автомобильных колёс – самый настоящий бизнес, процветающий в современных условиях. Владельцам автомобилей приходится противостоять подобным «коммерсантам». Именно поэтому на рынке авто аксессуаров появились так называемые «секретки».
Без специального ключа злоумышленник не сможет снять колесо
Это набор гаек или болтов, которые с колеса скручиваются только специальным ключом, входящим в комплект. Болт с головкой необычной конфигурацией устанавливают на колесо вместо одного или нескольких стандартных. После его установки открутить колесо без оригинального ключа невозможно.
Разновидности
Отличие секреток от обычных колёсных болтов – нестандартный профиль головки. В зависимости от её формы все секретки делятся на четыре основных типа:
- Простые модели с профилем в форме неправильного многоугольника с количеством граней от 4 до 40.
- Модели с фигурным профилем, состоящим из нанесённых линий различной формы.
- Дырчатые – имеют несколько отверстий разной глубины и диаметра. Этот вид секреток считается более надёжным по сравнению с предыдущими вариантами в плане подбора к ним ключа.
- Комбинированные модели. Болты, обладающие максимальной надёжностью, соединяют в себе дырчатый и фигурный профили.
Общий вид болта-секретки на автомобиле Ауди
Методы снятия секреток
Открутить болт-секретку специальным съёмником – минутное дело: форма профиля и ключа идеально подходят друг другу. Но если ключ из приобретённого комплекта утерян, проблема со снятием колёс возникает уже у владельца автомобиля.
К болтам, купленным в обычном автомагазине, можно попытаться подобрать ключ. Недорогие китайские комплекты имеют всего несколько комбинаций, поэтому, перебрав несколько комплектов, можно найти подходящий ключ к стоящим на колёсах секреткам. Специалисты не рекомендуют использовать китайские болты для защиты колёс, ведь злоумышленник может приобрести несколько наборов и подобрать подходящий ключ.
Существует несколько методов снятия секретки без ключа, однако большинство из них ведёт к поломке самого болта
С комплектами, приобретёнными в зарубежных магазинах, такой фокус не пройдёт. Для снятия сложных моделей используют один из следующих способов.
Снятие с помощью перетяжки
Суть метода состоит в расшатывании секретки затяжкой и отпусканием остальных болтов. Последовательность действий:
- Все гайки на колесе затягивают как можно сильнее, чтобы снять нагрузку с секретки.
- Автомобиль приподнимают домкратом таким образом, чтобы колесо с секреткой не касалось земли.
- Секретку обстукивают со всех сторон, чтобы болт расшатался.
- Автомобиль опускают, чтобы колесо встало на землю.
- С колеса откручивают все болты, чтобы оно держалось только на секретке.
- Вновь приподнимают автомобиль домкратом.
- Колесо расшатывают руками до тех пор, пока оно не начнёт колебаться на ступице.
- Закручивают все болты, чтобы снять нагрузку с секретки и ещё больше расшатать её.
- Секретка после этих манипуляций откручивается руками. Если болт давно не откручивали, и он «прикипел», все манипуляции придётся повторить.
Это важно! Перед выкручиванием секретки нужно обработать её проникающим машинным маслом. Популярная у автолюбителей жидкость WD-40 для этих целей не подойдёт. Проникающее масло разъест ржавчину, удерживающую болт, и тогда он выкрутится без особых усилий.
С помощью торцевой головки
Для снятия болта этим методом понадобится:
- Торцевая головка немного меньшего диаметра, чем головка секретки;
- Динамометрический ключ;
- Молоток;
- Стандартный болт;
- Отвёртка.
Последовательность действий следующая:
- Торцевую головку диаметром на полмиллиметра меньше болта набивают на него молотком. Сделать это получается, поскольку секретки, как правило, делают из мягкого металла. В результате мягкая секретка принимает форму граней торцевой головки.
- Устанавливают на головку вороток-рычаг (динамометрический ключ) и начинают откручивать секретный болт. Согласно законам физики, рычаг помогает воздействовать на болт с большей силой. Здесь желательно не переусердствовать и крутить ключ медленно с периодическими остановками. Главная задача – сдвинуть секретку с места, тогда она легко открутится.
- На место секретки устанавливают обычный болт.
Выкрученная секретка остаётся в торцевой головке. Выбивают её большой отвёрткой или долотом, установленным в тиски. Можно вынуть секретку, слегка вкрутив её на прежнее место. Степень закручивания должна быть такая, чтобы потом можно было открутить болт руками. Торцевую головку в таком положении расшатывают и сдёргивают с секретки.
Это важно! Если на автомобиле стоят дорогие литые диски с секретками, установленными производителями, пытаться снять их самостоятельно не стоит. Снять такую секретку трудно, поэтому лучше обратиться к мастерам СТО.
С использованием внутреннего экстрактора
Конический экстрактор – инструмент для извлечения сломанных шпилек и болтов. Его также можно использовать для снятия секретных болтов. Порядок действий при использовании этого инструмента следующий:
- Чтобы вставить экстрактор, в секретке сверлят отверстие соответствующей формы и размера.
- В отверстие забивают экстрактор, и с его помощью выкручивают болт.
- Захватив экстрактор воротком, вращают его по часовой стрелке. Крутить необходимо плавно, без рывков, иначе резьба сорвётся, и без помощи специалистов снять колесо не получится.
Чтобы извлечь сломанную шпильку или болт, используется инструмент под названием экстрактор, который может помочь и в случае утерянной секретки
Главная проблема использования данного метода – подбор соответствующего материалу сверла. Если секретка сделана из сырого металла, подойдёт сверло для быстрорежущей стали. Для закалённой стали используют свёрла с победитовыми наконечниками. Чтобы во время сверления перо не сломалось, головку болта обильно смазывают.
Изготовление нового ключа
Данный способ подходит, если на примете есть высококлассный специалист, способный изготовить ключ по слепку. Работа достаточно сложная, но метод позволит использовать секретку в дальнейшем, а также полностью исключить риск повреждения диска, шины и ступицы колеса.
Для изготовления дубликата делают пластилиновый слепок с головки секретки. Чтобы пластилин не прилипал к головке болта, её нужно предварительно смазать машинным маслом. Полученный слепок нужно отнести мастеру, который изготовит по нему новый ключ.
Экзотический способы извлечения секретки
Самый необычный вариант извлечения болта – заморозка жидким азотом. Воздействие сверхнизкой температуры придаст металлу хрупкость, поэтому болт попросту разбивают молотком и извлекают по частям.
При выполнении заморозки азотом из баллончика придётся проявить сверхточность и попасть исключительно на головку секретки. На другие детали и диск азот распылиться не должен. После разрушения головки резьбовая часть болта легко выкручивается из колеса.
Как откручивают секретку в автомастерских
Мастера СТО используют для демонтажа секреток «дедовский» метод наваривания на неё болта или шестигранника подходящего размера. Для сохранения диска часто изнутри приваривают кусочек трубы, а к нему гайку, болт или шестигранник.
В СТО секретку чаще всего снимают при помощи сварки
При использовании этого метода важно правильно подобрать электрод, иначе шов при сварке получится хрупким и во время откручивания болта оторвётся. Не имея опыта, самостоятельно использовать подобный метод не рекомендуется. Минус такого метода состоит также в безвозвратной утере секретки, хотя если ключ потерян, нет смысла сохранять болт.
Это важно! Иногда секретки изготовлены из материала, к которому невозможно ничего приварить.
Видео: как открутить секретку без ключа
Распространённые ошибки автовладельцев
Пользуясь советами «народных умельцев», некоторые автовладельцы пытаются решить проблему радикально. Такие методы приводят к неприятным последствиям.
- Срубить болт зубилом. Секретка таким варварским способом будет снята, но при этом колёсный диск повредится.
- Свернуть газовым ключом. Иногда такой способ работает на штампованных дисках. Но большинство производителей секреток научились защищаться от попыток открутить болты газовым ключом. На болт устанавливают специальное вращающееся кольцо, препятствующее захвату.
Это важно! Неумелые действия при снятии секреток могут не решить, а только усугубить проблему. Если болт повредился, но не поддался, не стоит доламывать его. Лучше сразу обратиться к специалистам в автосервис.
Любую проблему с автомобилем легче предупредить, чем впоследствии искать способы её решения. Чтобы не пришлось снимать секретку с колеса без ключа, стоит придумать надёжное место для его хранения. Желательно приобрести специальный чехол, который крепится к баллонному ключу. Необходимый инструмент для откручивания секретки всегда будет под рукой.
Как открутить болт колеса с сорванными гранями
Столкнулся с такой проблемой: когда менял тормозные диски и нужно было открутить колеса, сорвал пару болтов. На одном болте вообще оторвал головку так, что резьба осталась в ступице, причем обломал когда уже закручивал болт обратно динамометрическим ключом (момент не превышал!). На другом просто слизало грани на головке. Видимо машина долго стояла, крепеж закис.
Так или иначе мне пришлось разобраться с этой проблемой, теперь делюсь опытом, может кому пригодится.
Обломанный болт, резьбовая часть шпильки которого осталась в ступице, выкручивается при помощи экстрактора ( наши мастера называют его "выкрутка").
Это сверло-болт с левой резьбой и крепежом под вороток. Направления вкручивания экстрактора совпадает с направлением выкручивания болта, а потому чем больше заглубляется экстрактор, тем сильнее он откручивает болт.
Пользоваться им просто:
1) В зависимости от размера обломанного болта или шпильки выбираем размер экстрактора. Маленький экстрактор может не справиться с болим болтом и просто сломаться, так что лучше брать самый большой из возможных экстракторов.
2) Высверливаем сверлом отверстие в обломанном крепеже. Глубина отверстия где-то 0,3-1 см, чтобы наметить экстрактором резьбу. Диаметр отверстия должен быть равен диаметру кончика экстрактора.
3) В полученное отверстие вкручиваем кончик экстрактора.
4) Накидываем на экстрактор вороток и крутим против часовой стрелки. Экстратор левой резьбой будет вгрызаться вглубь болта до того момента, пока усилия не хватит чтобы сам болт начал откручиваться.
Все, легко и просто.
Со слизанными гранями на колесном болте можно поступить аналогичным образом, использовав экстрактор. Так же можно набить на шляпку сорванного болта головку меньшего размера (головка 17, набиваем 16). Еще можно подвариться (болтом или просто железякой). Или, четвертый вариант, использовать головку-экстрактор. Алгоритм работытот же, что и у обычного экстрактора: головка имеет обатную сужающуюся острую резьбу внутри. Чем сильнее мы ее закручиваем, тем прочнее она вгрызается в болт и, соответственно, выкручивает его.
Такой головкой пользуются чтобы снять с колес секретки, от которых потеряны ключи.
Теперь о цене вопроса: набор экстракторов стоит от 200 рублей до 4 тысяч. Все зависит от бренда и марки используемой стали. Дешевый экстрактор сделан из мягкой стали, а значит легко обломится и ничем вам не поможет. Мне, например, помог набор за 300 рублей, но в моем случае болт обломился при закручивании, т.е. резьба болта была не закисшая и смазана, большого усилия для выкручивания не требовалось. Представьте, например, что ваши колеса год не откручивали и резьба болта потребует куда больших усилий для откручивания! Головка-экстрактор стоит около 400 рублей. Просто покупаете 1 головку под свой размер болтов на колесах и спите спокойно. Покупалось все это в Питерском магазине Aist Tools в районе Удельной. Отличный магазин, куча спец инструмента и редких вещей!
Все просто, и не слушайте ужасы про замену ступицы и попадос на кучу денег. Проблема плевая!
Ну и главное: все болты были заменены на новые! К старым доверия после такого нет!
Ну и главное, закручивать колеса динамометрическим ключом (120Нм+четверть оборота)
1200 руб. за фотоотчёт
Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:
Секретные болты закручивают дабы уберечь колеса от воров, но часто становятся сами же заложниками ситуации когда ломается ключ или слизывает грани. Тогда при потребности снятия колеса для замены шин или других сопутствующих процедур приходится много мучатся и выдумывать способ как открутить секретку. Кто-то откручивает по-варварски, приварив гайку или болт сверху, а кто-то ищет боле гуманные варианты откручивания секретного болта с сорванными гранями или поломанным секретным ключом (случается если сильно перетянуть болт).
Покажем наглядно и немного опишем как открутить секретку на колесе с сорванными гранями. И так, если грани секретного болта сильно повреждены (слизаны) вам нужно действовать следующим образом:
- затягиваем соседние болты по сильнее и обстучать секретку (чтобы снять с не напряжение);
- сделать упор рычагу от смещения с оси откручивания (можно как подложить деревянные бруски, так и воспользоватся домкратом);
- засыпать песок в сопряжение зацепив секретки, обстучать молотком для воздействия ключа с болтом;
- баллонный ключ должен стоять перпендикулярно колесу, применять большой рычаг и дергать без пристукивания не желательно вы просто его доламаете окончательно. Нужно постукивая пытаться прокручивать.
Песок позволяет поднять усилие в зонах воздействия сопряжения получившейся поверхности внутри секретной головки и сорванными гранями секретного болта.
В некоторых случаях очень может помочь так называемый "Жидкий ключ" — средство для откручивания заржавевших резьб и плотных соединений.
- STORM
- завсегдатай клуба
- Репутация: 0
- Реклама
- xutrez
- член клуба
- itet
- ветеран клуба
Я думаю у него как раз проблема с откручивание колеса.
- xutrez
- член клуба
- Bass
- ветеран клуба
STORM
В РЛД на бережковке езжай, рядом с ним армяне как раз этим занимаются.
- ТАРАБАР
- член клуба
- Репутация: 100
- Ferrum
- ветеран клуба
- Репутация: 315
- Bass
- ветеран клуба
- Репутация: 300
- STORM
- завсегдатай клуба
- Репутация: 0
- Bass
- ветеран клуба
STORM
Бережковская набережная 20.
- ZelHunter
- завсегдатай клуба
Продаю кофе Лювак ( Kopi Luvak ) дёшего.
- Реклама
- crackhead
- ветеран клуба
- Репутация: 2946
- Rich
- завсегдатай клуба
- Репутация: 0
- crackhead
- ветеран клуба
- Репутация: 2946
- ZelHunter
- завсегдатай клуба
Да ладно,просто морочиться не хотел Заехал к себе в гараж и по быстрому открутил-чем каким то ухарям 500 отдавать.Болт копейки стоит,а головок старых пол гаража валяется.
Продаю кофе Лювак ( Kopi Luvak ) дёшего.
- Bass
- ветеран клуба
- Репутация: 300
- ZelHunter
- завсегдатай клуба
Только возьмут в 10 раз дороже.
Продаю кофе Лювак ( Kopi Luvak ) дёшего.
- ZelHunter
- завсегдатай клуба
Продаю кофе Лювак ( Kopi Luvak ) дёшего.
- BlackFlash
- ветеран клуба
- Репутация: 1461
- nico_pol
- член клуба
- Репутация: 400
- инспектор26
- ветеран клуба
- Репутация: 200
- Реклама
- XyaH
- ветеран клуба
- Репутация: 500
- m.vadim
- член клуба
Лучшие предложения по отдыху для клубней ТУТ
Моя машина-это моё отражение! Моё отражение должно быть достойным
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 64