Как определить, что аккумулятор в автомобиле пора менять
Как определить, что аккумулятор в автомобиле пора менять?
У каждой детали автомобиля есть свой ресурс. Касается это и аккумулятора. С годами эксплуации АКБ теряет свои характеристики, емкость батареи уменьшается, становится все сложнее завести машину зимой. Тем не менее некоторые водители могут долгое время не обращать внимания на проблемы с аккумулятором, пока машина не заглохнет на дороге или еще хуже на трассе. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно следить за временем жизни батареи и во время её заменить на новую. А как определить, что аккумулятор пора менять?
Содержание статьи:
- Периодичность замены аккумулятора в машине
- Проверка заряда аккумулятора
- Полная зарядка аккумулятора и проверка
- Проверка аккумулятора на емкость
- Заключение
Периодичность замены аккумулятора в машине
Считается, что аккумулятор следует менять через каждые 3-4 года эксплуатации. Именно так вы будете чувствовать себя уверенно зимой, будете знать, что не возникнет проблем с зажиганием, и вам не придется просить знакомых «прикурить». Тем не менее известно, что батареи известных производителей работают примерно 4-5 лет. Нужно помнить, что условия эксплуатации автомобиля могут быть разными, поэтому не стоит спешить в магазин. Лучше провести несколько тестов и проверок.
Помимо того, что диагностику аккумулятора вы можете произвести в специализированном сервисе или самостоятельно с помощью приборов, существуют признаки, по которым можно понять, что с АКБ что-то не так.
Какие проблемы взывает старый аккумулятор:
По этим признакам можно понять, что АКБ нуждается если не в замене, то хотя бы в серьезной проверке. Еще несколько признаков:
- Показанием к замене аккумуляторной батареи является низкий уровень плотности электролита в одной из банок, когда в других он нормальный или чуть сниженный.
Если автомобиль используется в такси или в маршрутном такси, то есть очень интенсивно, аккумулятор находится в режиме постоянного перезаряда и значительно изнашивается. Срок службы такой АКБ может быть всего 1-2 года. Однако, нужно понимать, что проблемы с аккумулятором не всегда говорят о необходимости его замены. Возможно батарея недостаточно заряжена.
Проверка заряда аккумулятора
Чтобы проверить заряд аккумулятора автомобиля можно использовать вольтметр или мультиметр. Проверка проста, но сначала стоит отключить батарею. Замерьте напряжение на клеммах и оцените результат. Оптимальное напряжения в аккумуляторе — 12,6 В. Это значит, что батарея полностью заряжена и работает исправно. Показатель в 12,2 В сигнализирует о незначительном разряде. Если напряжение ниже 12 В, то батарею следует срочно зарядить.
Полная зарядка аккумулятора и проверка
Прежде чем делать выводы о необходимости замены аккумулятора, стоит полностью его зарядить специальным устройством. Кстати, производители не рекомендуют эксплуатировать аккумуляторы в морозы, если они заряжены менее чем на 75%. Перед наступлением зимы, обязательно полностью зарядите АКБ, чтобы потом не заглохнуть на дороге.
Если вы полностью зарядили аккумулятор, а он не смог запустить двигатель автомобиля, значит дело серьезное и батарею следует заменить. Если конечно, проблема с зажиганием не состоит в чем-то другом, например, вышел из строя стартер.
Бывает так, что аккумулятор способен завести двигатель всего один или два раза подряд, а затем напряжение сильно падает на клеммах. Это говорит о том, что ресурс батареи исчерпан и следует задуматься о покупке новой АКБ.
Если вы сомневаетесь в качестве работы аккумулятора, то всегда можно обратиться к специалистам. Например, в магазинах, которые продают аккумуляторные батареи, встречаются также услуги и по проверке вашей АКБ. Случается, что виноват вовсе не аккумулятор, а генератор, который не дает необходимую зарядку.
Проверка аккумулятора на емкость
Емкость аккумулятора — очень важный показатель, который отражает длительность работы батареи без потери силы тока. Измеряется емкость в ампер-часах. Провести ее самостоятельно бывает непросто, поэтому лучше обратиться в СТО.
В жизни такой проверкой может стать включенный ближний свет, который случайно оставили на ночь. Хороший аккумулятор должен продержаться не меньше 12 часов.
Заключение
Старый аккумулятор, который нуждается в замене, может стать головной болью для любого автолюбителя. Трудности при запуске двигателя зимой — самая распространенная проблема. Поэтому не стоит надеяться на авось и ждать того времени, когда вы опоздаете куда-либо из-за ненадежного АКБ.
При этом б/у аккумулятор всегда можно продать скупщикам или сдать в магазин, чтобы получить хорошую скидку. Новая АКБ в этом случае обойдется дешевле и не подведет вас на дороге.
Как узнать что пора менять аккумулятор
Средний срок службы автомобильного аккумулятора составляет 3-4 года. Однако некоторые автовладельцы меняют АКБ через 4 года, другие через 1,5 года. Почему так происходит? Обо все по порядку.
Как понять что аккумулятор пора менять
Это достаточно просто понять, т.к. двигатель не запускается, приборы на панели приборов не загораются или светят очень тускло. Значит это только одно, что аккумулятор разрядился или вышел из строя. Разрядился — нужно зарядить, а вот если аккумулятор пора менять, то лучше понять причину почему «умирают» аккумуляторы раньше времени. И на то вот 7 распространённых причин.
Сульфатация
Это естественный процесс. Чтобы не было скучно, буду краток. В процессе химической реакции внутри АКБ образуется сульфат свинца. Чем сильнее разряжается АКБ, и чем дольше она находится в таком состоянии, тем больше кристаллов образуется. Этот процесс неизбежно приводит к выходу АКБ из строя.
Низкие и высокие температуры способны существенно уменьшить срок службы АКБ. Именно поэтому на многих машинах батарею пытаются убрать подальше от двигателя.
Манера езды
Если, к примеру, по несколько часов в день стоять в пробках, аккумулятор выйдет из строя, куда раньше заявленного срока. Когда машина долго простаивает, генератор не успевает справляться с обеспечением энергией потребителей, поэтому через определенный промежуток времени эту функцию на себя берет АКБ.
Любой аккумулятор рассчитан на определенное количество циклов «заряда-разряда». Попытайтесь меньше нагружать АКБ сторонними электроприборами. К примеру, отдыхая на природе и слушая музыку, можно «спустить» заряд АКБ в ноль. Что крайне негативно отразится на состоянии батареи.
Короткое замыкание
Говорить, что короткое замыкание способно вывести АКБ из строя, не буду. Однако вероятность перегорания перемычек между банками, а также осыпание активной массы с пластин все же возможно. В результате этого может уменьшиться емкость батареи.
Несоответствие аккумулятора автомобилю
Если зарядку АКБ не контролировать, если данный процесс будет проходить с помощью токов, сила которых в несколько раз выше номинальных, если зарядное устройство будет подобрано неправильно, то это со 100%-ой вероятностью выведет АКБ из строя.
Низкий заряд аккумулятора
О низком заряде аккумуляторной батареи первой нам сообщит бортовая панель. Если не обращать на это внимание, то в ближайшем будущем можно попрощаться с АКБ. К примеру, замена щеточек на генераторе обойдется куда дешевле, чем замена аккумулятора.
Грязь
Аккумулятор требует за собой регулярного ухода. Грязь, пыль, и масляные пленки могут стать проводником между клеммами АКБ. То есть, загрязнение может привести к замыканию, замыкание к разряду, а разряд к выходу АКБ из строя.
Обычная вода
Если аккумулятор обслуживаемый, ни в коем случае не добавляйте в него обычную воду вместо дистиллированной. Это с вероятностью в 100% приведет к гибели АКБ.
Аккумуляторная батарея (аккумулятор, АКБ) немаловажна для автомобиля, но большинство владельцев авто уделяют ей (мягко говоря) недостаточно внимания. Кто-то считает, что у него на это нет времени, кто-то — что уход за АКБ не нужен.
Понимание приходит позже, и зачастую с опозданием.
Как продлить жизнь аккумулятору
Вы забыли о нем? Он напомнит о себе сам, когда в самый неподходящий момент полностью разрядится, или (что еще хуже) придет в непригодность.
Чтоб избежать этого, периодически проверяйте АКБ, не забывайте о правилах эксплуатации — этим Вы сможете продлить срок службы аккумулятора и сможете избежать определенных неприятностей во время поездки.
Как следить за уровнем электролита
Важность электролита для АКБ сопоставима с важностью крови для нашего организма. Не забывайте следить за состоянием электролита и его уровнем. В жару — уровень электролита проверяйте не менее раза в неделю. Не забывайте и про плотность — она проверяется с помощью ареометра.
Электролит должен закрывать свинцовые пластины полностью. При необходимости — разбавьте его дистиллированной водой. Грязная АКБ намного чаще приводит к проблемам, нежели чистая. Любые загрязнения, а также продукты окисления вокруг аккумуляторных клемм быстро приведут к ее разрядке, а со временем — к раннему выходу из строя.
При таком состоянии клемм аккумулятор быстро стареет. Перед очисткой клемм отключите провода, а также наденьте защитные очки. Неплохо использовать также резиновые перчатки.
Зарядка аккумулятора
Срок службы батареи во многом определяется тем, как ее заряжают. К вопросу зарядки надо подходить с максимальной ответственностью. Иначе можно попросту загубить аккумулятор, а в лучшем случае — сократите срок его службы.
Кстати, вредные испарения от электролита могут повредить здоровью — старайтесь соблюдать правила зарядки. Несоблюдение этих правил также может привести к повреждению банок.
Содержание АКБ на длительном хранении
Если Вы решили, что долгое время не будете использовать машину — обеспечьте АКБ правильное хранение, чтобы она не теряла емкости и рабочего ресурса. Ставя АКБ на долгое хранение, необходимо:
Как определить что аккумулятор в автомобиле пора менять
Цель данной статьи — помочь автолюбителю определиться — стоит ли пытаться реанимировать АКБ автомобиля, подающую признаки выхода из строя, или все-таки пора менять аккумулятор. Забегая вперед, скажем, что в большинстве случаев придется принять решение в пользу новой батареи. Просто потому, что явные признаки неполадок с аккумулятором обычно проявляются, когда процесс уже стал необратимым.
Сразу сделаем важную оговорку — сказанное не относится к обслуживаемым АКБ, то есть таким, в которых нельзя произвести восстановление объема электролита. А в некоторых случаях — и ремонт внутренних компонентов аккумулятора. Но в наше время обслуживаемые аккумуляторы используются редко, обычно на специальной технике. А на рынке компонентов для легковых автомобилей давно преобладают необслуживаемые и неразборные батареи. Поэтому вопросы измерения плотности электролита в классических аккумуляторах и его пополнения здесь рассматривать не будем.
Благодаря использованию ряда технологий производители аккумуляторов сумели сделать так, что запаса электролита хватает на расчетный срок службы АКБ — при условии, что система ее зарядки в машине исправна. Дело в том, что зарядка аккумулятора до полной емкости, начиная с определенного ее процента, должна производиться исключительно малыми токами. Если это условие не соблюдается — вследствие неисправности генератора, реле-регулятора или диодного моста выпрямительного блока — аккумулятор «закипает». Результат — потеря электролита, разрушение положительных пластин, падение стартерной мощности аккумулятора и наконец — невозможность запуска двигателя.
Если аккумулятор вышел из строя неожиданно быстро, особенно при соблюдении условий эксплуатации, о которых будет сказано ниже, — перед установкой новой батареи надо обязательно проверить систему зарядки в авто на предмет корректных напряжений заряда. В норме это 13,9—14,5 В, и если напряжение заряда аккумулятора переваливает за 14,8 В при нормальных температурных условиях — имеет место проблема в системе зарядки. Визуальным признаком перезаряда может служить бурый налет в районе вентиляционных пробок.
Правда, есть нюанс — для авто с системой STOP-START, у которых нормой является постоянная глубина разряда аккумулятора 40—60% (в отличие от 15—30% у авто без стоп-старта) ввиду потребности сократить время заряда, нормальным может быть напряжение до 15,2 вольт. Поэтому в таких авто используются аккумуляторы, специально для них адаптированные: с увеличенным запасом электролита, кальций-кальциевой технологией изготовления пластин, системой AGM — сепараторами из пористого материала между пластинами и другими повышающими устойчивость к тяжелым условиям эксплуатации технологиями.
Признаки и причины выхода из строя АКБ
Если электрическая система автомобиля в порядке, причины отказа аккумуляторной батареи — в неправильной ее эксплуатации или тяжелых условиях. Производственный брак, равно как «врожденный» низкий ресурс и посредственную надежность дешевых аккумуляторов, рассматривать не будем — если бюджетное изделие прослужило 2—3 года, обычно это и есть его естественный потолок в плане ресурса. Говорить о преждевременном выходе из строя можно, если недорогой аккумулятор не прослужил и двух лет, а батарея премиальной марки начала сдыхать на третьем-четвертом году службы. Правда, надо отметить, что срок службы АКБ одной и той же марки может сильно различаться в зависимости от условий эксплуатации. Поэтому определенная периодичность замены автомобильного аккумулятора, как правило, не указывается — это компонент, который меняется по факту отказа или явных признаков приближения такового.
Признаки выхода аккумулятора из строя довольно очевидны:
- Проблемы с пуском двигателя
- Постоянно низкий заряд аккумулятора
- Малое время заряда / разряда аккумулятора
- Видимые механические повреждения аккумулятора
Видимые повреждения, такие как вздутие одной или нескольких аккумуляторных «банок» — однозначный приговор к утилизации. Под «банками» следует понимать секции АКБ, которых в легковых (и других 12-вольтовых) стартерных батареях по 6 штук — по сути, это отдельные аккумуляторы номинальным напряжением порядка 2,1 вольт (при полном заряде может достигать 2,5—2,7 вольта). Чтобы обеспечивать достаточное для пуска напряжение (обычно — чуть более 12 вольт), аккумуляторные секции соединены последовательно. При выходе из строя одной из них нормальная работа всей батареи уже невозможна. Теоретически, 5 полностью заряженных банок могут дать почти 12 вольт (для АКБ с максимальным напряжением полного заряда 14-14,5 вольт), и если аккумулятор имел изначально большой запас по емкости — то и достаточный пусковой ток… Но на практике альтернативы замене батареи все равно нет.
Явления же, указанные в первых двух пунктах, сами по себе могут свидетельствовать о том, что аккумулятор систематически недостаточно заряжается. То ли в виду поездок на короткие расстояния, когда генератор просто не успевает компенсировать потери энергии на пуск. То ли вследствие подключения большого количества потребителей энергии. Если поездки — достаточной длительности и потребление энергии в пределах разумного, а аккумулятор все равно не заряжается до нормального уровня, дело идет к его замене.
И снова, для того чтобы списывать аккумулятор в утиль, сначала надо исключить некоторые моменты, которые могут приводить к недозаряду еще работоспособного аккумулятора. А именно:
- Генератор выдает недостаточную мощность;
- Неисправен регулятор напряжения;
- Растянут ремень привода генератора (ремень ГРМ или навесного оборудования, в зависимости от конструкции двигателя);
- Окислены или неплотно прилегают клеммы подсоединения аккумулятора;
- Сильно загрязнен корпус аккумулятора;
- Проблемы с проводкой автомобиля (в т.ч. вследствие неправильного подключения дополнительного электрооборудования);
- Недостаточно электролита (необратимо для необслуживаемых аккумуляторов).
Если перечисленные выше симптомы умирающего аккумулятора не вызваны какой-либо из этих причин — с большой долей уверенности можно утверждать следующее:
- Имеет место глубокая сульфатация пластин-электродов;
- Осыпалась активная масса пластин (оголившихся вследствие испарения воды и роста плотности электролита из-за «кипения» аккумулятора);
- Произошло короткое замыкание в одной из аккумуляторных банок АКБ;
- Внутренние механические повреждения привели к потере работоспособности одной из банок аккумуляторной батареи.
Глубокая сульфатация является следствием систематических глубоких разрядок аккумулятора. Сам принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов построен на химических реакциях окисления и восстановления. При разряде происходит образование сернокислого свинца, а при заряде его кристаллы снова растворяются. При глубоких разрядах или систематических разрядах до половины фактической емкости аккумулятора и ниже образуются такие крупные скопления кристаллов сернокислого свинца, которые уже не растворяются и перекрывают доступ электролита к активной массе пластин.
В некоторых случаях умеренная сульфатация пластин может быть устранена, по крайней мере частично, с применением специального режима «десульфатации» — многократной разрядки-зарядки аккумулятора по специальному алгоритму. Такой режим обычно есть в профессиональных или продвинутых любительских зарядных устройствах для обслуживания автомобильных аккумуляторов (либо универсальных ЗУ для обслуживания аккумуляторов разных типов).
Пытаться проводить десульфатацию имеет смысл в тех случаях, когда:
- во-первых, по результатам проверки емкость аккумулятора составляет не менее 30—40% от номинальной;
- во-вторых, аккумулятор берет заряд до нормального напряжения, хотя и быстро разряжается.
По сути — это и есть тот единственный случай, когда есть возможность на какое-то время в некоторой степени реанимировать необслуживаемый аккумулятор. Короткое замыкание и механические повреждения, равно как осыпание пластин или необратимая сульфатация, означают, что назрела необходимость замены аккумулятора.
Резюме:
Если аккумулятор постоянно недозаряжен — попробуйте выполнить длительную поездку или воспользуйтесь зарядным устройством. Если поможет — аккумулятор еще жив, и причина в том, что вы совершаете только короткие поездки или много времени проводите в пробках (низкие обороты или остановка двигателя) с включенными световыми приборами. Постоянно пользуйтесь зарядным устройством (желательно с функцией десульфатации свинцово-кислотных аккумуляторов, периодически используя данный режим) либо совершайте чаще поездки, достаточные для полного заряда аккумулятора.
Если аккумулятор быстро заряжается до нормального напряжения (гаснет индикатор «низкий заряд аккумулятора»), но так же быстро и разряжается — попробуйте провести десульфатацию.
Если первое и второе не помогает — обращайтесь на СТО, чтобы исключить неисправности электросистемы. А если можете самостоятельно измерить с помощью мультиметра ток заряда и убедиться в исправности электросистемы — начинайте выбирать новый аккумулятор. Если при исправной зарядке батарея в принципе не заряжается выше, чем на 80% от максимального напряжения полного заряда АКБ данного типа (11,7 В при норме 14 В) — либо одна из аккумуляторных банок не работает, либо осыпалась большая часть активной массы, и батарею однозначно надо менять.
Как сохранить ресурс АКБ
В заключение — несколько простых советов по продлению ресурса аккумулятора автомобиля:
- Не допускайте глубоких (ниже половины емкости АКБ) разрядов — чем дольше батарея в таком состоянии, тем глубже сульфатация. Не используйте дополнительные потребители энергии, если их включение не дает зарядить аккумулятор.
- При отсутствии длительных поездок и длительном простое автомобиля пользуйтесь зарядным устройством.
- Помните, что зима — самое тяжелое время для АКБ. Не оставляйте автомобиль ночевать на морозе с недостаточно заряженным аккумулятором — быстрый саморазряд на холоде с последующим замерзанием электролита может вызвать разрыв банки.
- Следите за чистотой контактов и надежностью крепления клемм АКБ. Удаляйте с корпуса аккумулятора грязь, которая ввиду содержания в ней токопроводящих веществ может способствовать утечке тока с его клемм.
- Убедитесь в надежности крепления аккумулятора — дополнительная тряска может привести к обрыву пластин.
Если есть признаки необратимого повреждения необслуживаемой АКБ автомобиля — не верьте обещаниям восстановить любой, даже самый убитый аккумулятор. Скорее всего, вы просто выбросите деньга на ветер, и вам все равно придется покупать новую батарею. Зачастую такие обещания лишь служат цели завлечения клиента с проблемной АКБ для продажи ему новой — когда выяснится, что старый аккумулятор не подлежит реанимации.
Когда возникают проблемы с аккумулятором, выходящие за рамки недостаточного заряда по причине коротких поездок — оправляйтесь на проверенную СТО. Там либо найдут причину в системе зарядки или проводке, либо смогут провести десульфатацию (если на «проверенной» СТО нет способного на это электрика с подходящим прибором — возможно, стоит поискать другую станцию), либо скажут, что пора заменить аккумулятор в машине.
Подпишись на наш канал у Telegram и узнавай первым все новости мира автосервиса!
АКБ умирает: каковы признаки
Снижение яркости приборной панели, тусклый ближний свет, выключающаяся магнитола – это симптомы того, что дела уже обстоят худо. Однако шансы на один-два запуска теплого двигателя еще есть. Заметим – именно теплого. Если оставить батарею в таком состоянии на ночь, а уж тем более на выходные, то все попытки пуска холодного мотора обречены на провал.
В особых случаях на дохлый заряд указывают странные звуки при работе стартера. Стандартный вариант, когда щелкает втягивающее реле, указывает на разряженную АКБ или плохой контакт клемм с ее выводами. Приближение же к разрядке сопровождается иными звуками и двигатель в итоге заводится. Так, появляется скрежет стартера по венцу маховика после пару проворотов коленвала, а туда дальше начинает часто срабатывать втягивающее реле, но мотор при этом уже не запускается.
Признаки, что аккумулятор вышел из строя, и его нужно менять
Вернемся к напряжению. Далеко не секрет, что 12 В на табло вольтметра говорит о том, что заряд близок к нулю (примерно 25%). А вот 11,8 В свидетельствует о том, что АКБ села в ноль и обычное зарядное устройство ее не зарядит – необходимы серьезные аппараты с ручным управлением.
Совсем плохи дела, если при таком раскладе под нагрузкой напряжение просядет ниже 9 Вольт. Например, напряжение без нагрузки составляет 11,8 В, а после включения дальнего света и печки резко падает до 6 В. Тут вердикт один – АКБ не пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Нельзя забывать и о классических симптомах поведения аккумулятора, приближающегося к выходу из строя:
- Помутневший электролит. Отверните крышечки банок и загляните внутрь – жидкость должна быть прозрачной, различные включения не допускаются. Помутнение указывает на то, что обмазка осыпалась с пластин и скорей всего замкнула пластины в этой банке.
- Белые деформированные пластины. Если вы долго не обслуживали электротехническое изделие и вдруг решили подзарядить, загляните внутрь. Батарея может безвозвратно разрядится, на что укажут покоробленные пластины, между которыми будет набит плотный белый слой сульфата свинца (не путать с конвертами-сепараторами).
- Быстрое закипание электролита при зарядке. Если через 15-20 минут после подключения зарядного устройства электролит начинает кипеть, то попытки его восстановить будут безуспешными – на замену!
Веским основанием для замены аккумуляторной батареи служит неважное удержание заряда. Грубо говоря, вчера изделие было заряжено от стационарного ЗУ, отлично запускало двигатель, а сегодня попытки запуска напрочь безуспешны.
Если с бортовым оборудованием все в порядке, генератор успешно заряжает, токи утечки предельно малы, то вердикт один – АКБ настигла критическая сульфатация пластин, отчего ее емкость значительно упала. Если изделию не солидный срок вроде 6-7 лет, то можно попытаться восстановить его контрольно-тренировочными циклами. Если дела обстоят иначе, интересуйтесь, почему АКБ за ночь разряжается в ноль .
Как не убить новый аккумулятор?
Предпосылок для ускоренного выхода из строя даже новой батареи масса. Первым делом, бортовое напряжение. Проверьте генератор: соответствует ли вольтаж 14-14,4 В. Перезаряд так же вреден, как и недозаряд – выкипает дистиллированная вода, а на оголенных участках пластин прогрессирует сульфатация.
Негласное правило №1 . После покупки АКБ, зарядите его полностью от зарядного устройства 220 В.
Доливайте внутрь только дистиллированную воду и не забывайте периодически заряжать изделие до 100%. Например, перед началом холодов и весной. И помните, любой аккумулятор не любит разряда в ноль. Неизбежно теряется емкость со всеми вытекающими, какие бы ультрасовременные пиктограммы не были нанесены на корпус электротехнического изделия.
И не забывайте о способах экстренной подзарядки АКБ , особенно в зимнюю пору, период сложный для любой батареи.