Как проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром
Как проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром
Каждому автолюбителю не помешают знания о методах проверки работоспособности аккумулятора. Времена, когда двигатель можно было запустить путём вращения ручного стартера, давно ушли в прошлое. АКБ (аккумуляторная батарея) в современном автомобиле, помимо запуска двигателя, ответственна за питание систем безопасности, сигнализации, электроприводов замков. Хорошее состояние батареи — важнейший фактор правильной эксплуатации транспортного средства.
Случаев, когда требуется проверка работоспособности АКБ, может быть множество. Например, машина долго простояла без эксплуатации, или на улице установились сильные морозы, которые увеличивают нагрузку на батарею, или планируется дальняя поездка в отпуск. Проверить надёжность этого прибора можно, измерив три основных параметра: напряжение, ёмкость и плотность электролита.
Измерительные приборы
Для проверки работоспособности аккумулятора используют несколько приборов и выполняют ряд нехитрых манипуляций:
- Мультиметр — доступный и удобный прибор, позволяющий с приемлемой точностью определить состояние АКБ.
- Нагрузочная вилка — устройство, позволяющее имитировать стартовую нагрузку на аккумулятор при запуске двигателя и одновременно производить замер просадки вольтажа на клеммах батареи.
- Ареометр служит для проверки плотности электролита в банках батареи.
- Специализированное окошко на корпусе АКБ — цветовой индикатор состояния зарядки необслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторов. Зелёный цвет обозначает 100% заряд, белый — малый уровень электролита, а чёрный говорит о необходимости зарядки.
Проверка АКБ мультиметром
Методика того, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, интересует многих автолюбителей. Мультиметр (другое название — тестер) является самым легкодоступным и универсальным прибором для всех замеров, связанных с электричеством. Применяется в электрике и электронике. Отлично подойдёт для тестирования автомобильных электрических цепей. Им можно измерить основные параметры, такие как сопротивление, напряжение, сила тока. Как следствие, возможен замер ёмкости АКБ. Это сможет сделать любой человек, знакомый с первичными основами в области электричества. Проще говоря, с задачей легко справится ученик старших классов школы.
Проверку аккумулятора автомобиля мультиметром можно условно разделить на два этапа:
- Проверка зарядки по напряжению в батарее.
- Проверка ёмкости АКБ.
Эти два важнейших параметра измеряются достаточно просто, но требуют внимательности при подключении измерительного прибора, так как аккумулятор обладает мощной силой тока несмотря на невысокое напряжение, что при неверном подключении может вывести тестер из строя.
О том, как проверить зарядку аккумулятора мультиметром, в интернете написано много статей. Но все они сводятся к одному простому методу — замеру напряжения на клеммах. Метод позволяет определить уровень заряда батареи, а также установить, нуждается ли батарея в обслуживании. Делается это следующим образом:
- Отключить клеммы питания автомобиля от АКБ.
- Установить предел измерений мультиметра на значение от 0 до 20 V постоянного тока. Важно не перепутать: мультиметр должен быть включён на режим измерения напряжения, измеряемого в вольтах, а не в положение замера силы тока, измеряемого в амперах.
- Подключить мультиметр к клеммам батареи, соблюдая полярность.
- Запомнить показания.
По полученным показаниям можно легко понять, в каком состоянии находится АКБ:
- Заряженная на 100% батарея будет выдавать напряжение 12,7 V и выше, на некоторых моделях АКБ напряжение может равняться даже 13 V.
- Напряжение ниже 12,7 V говорит о разрядке устройства. Чем оно ниже, тем больше разряжена батарея. Например, если мультиметр показывает напряжение 12,2 V, батарея разряжена примерно на 50%.
- Показатель в 11,8 V говорит о критическом разряде, и аккумулятору требуется незамедлительная зарядка. Запустить двигатель он, скорее всего, не сможет.
- Если показания ниже 11 V, АКБ лучше заменить, иначе она может нанести вред электрическим цепям автомобиля, вывести из строя генератор или контроллер зарядки.
Для получения более точных сведений о состоянии заряда устройства измерения следует производить спустя минимум четыре часа после отключения клемм питания автомобиля.
При проверке состояния аккумулятора нелишним будет тест на возможные избыточные токи утечки.
Возможность утечки напряжения
Советы о том, как проверить тестером аккумулятор автомобиля на избыточный ток утечки, помогут сберечь драгоценный заряд для запуска двигателя после долгой стоянки или в морозное время года.
Сразу нужно отметить, что в современных автомобилях существует штатная утечка. Она возникает из-за постоянного потребления питания охранными системами автомобиля, контроллерами управления замками и т. п. Такая утечка не должна превышать 75 миллиампер в час, иначе батарея будет быстро разряжаться. В реальности электрическое потребление при постоянном питании устройств значительно меньше.
Но бывают и нештатные, избыточные утечки. Они могут происходить как через корпус самой батареи, так и в электрических цепях и схемах автомобиля, приводя к преждевременной разрядке АКБ.
Утечка через корпус аккумулятора
Микротоки по корпусу батареи могут проходить через различные подтёки (например, подтёки электролита) и загрязнения. Для определения мест прохождения микротоков необходимо:
- Отключить батарею от систем автомобиля.
- Поставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в пределах от 0 до 20 V.
- Подключить плюсовой щуп мультиметра к плюсу батареи.
- Минусовым щупом медленно водить в местах подтёков и загрязнений.
Любое отклонения от нуля в показаниях прибора говорит о наличии микротоков на корпусе батареи.
Устраняются такие утечки легко. Корпус аккумулятора необходимо обработать раствором соды (одна столовая ложка соды на стакан воды). Батарея тщательно протирается от подтёков и загрязнений, а затем высушивается. Если тестирование не выявило утечек, но на батарее имеются подтёки и загрязнения, их всё равно необходимо удалить, так как рано или поздно загрязнения приведут к утечкам и саморазряду устройства.
Надостаток заряда в цепи
Утечки заряда батареи могут происходить в электрических цепях автомобиля. Чтобы определить, в какой именно цепи происходит повышенное электропотребление, необходимо:
- Отключить все источники потребления электричества: свет фар, магнитолу, свет в салоне
- Установить мультиметр в положение измерения силы тока до 10 ампер.
- Отсоединить плюсовую клемму от аккумулятора.
- Подсоединить минусовую клемму тестера к контактной клемме АКБ, плюсовую клемму мультиметра подключить к плюсовой клемме автомобиля.
- Примерно через минуту снять показания (охранные системы автомобиля включаются, как правило, через минуту).
Если показания прибора по току утечки превышают 75 миллиампер, необходимо произвести следующие действия:
- Вынуть поочерёдно предохранители и реле для последующего наблюдения за показаниями прибора.
- После того как показания утечки придут в норму, определить, в какой из цепей происходит утечка.
Зная, в какой из цепей авто находится неисправность, её гораздо легче найти и исправить.
Дальнейшее устранение утечек такого рода — повод обратиться к профессиональному автоэлектрику. Проверка даёт возможность понять, что АКБ полностью работоспособна, а саморазряд происходит по вине внутренней электрики автомобиля и не имеет отношения к аккумулятору.
Проверка ёмкости
Существует множество способов, как проверить ёмкость аккумулятора автомобиля, но наиболее простыми являются два метода измерений мультиметром, а именно:
- проверка ёмкости АКБ под нагрузкой;
- проверка ёмкости аккумулятора методом контроля разряда.
Тестирование под нагрузкой
Простейшим способом проверки ёмкости аккумулятора под нагрузкой является подключение обыкновенной автомобильной фары мощностью от 40 до 45 ватт. Нагрузку подключают напрямую к клеммам аккумулятора. Фара должна поработать в течение трёх минут в качестве нагрузки. Затем её отключают и производят замер мультиметром в режиме измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 V.
Если ёмкость АКБ в норме, то напряжение на клеммах будет превышать 12,4 V. Любые проблемы с запуском двигателя кроются не в батарее, а в электрике автомобиля.
Если показания прибора ниже 12,4 V, это говорит о потере ёмкости аккумулятором, а значит в скором времени нужно готовиться к приобретению новой батареи.
Стоит отметить, что если при подключении фары к АКБ лампочка через несколько десятков секунд начинает блёкло гореть, производить дальнейшие замеры не имеет смысла, а батарея подлежит замене.
Тест методом контролируемого разряда
Перед проверкой необходимо полностью зарядить батарею и иметь паспорт проверяемого аккумулятора.
К клеммам устройства подключают нагрузку, соответствующую штатной нагрузке, указанной в техническом паспорте батареи. Нагрузку можно собрать из автомобильных ламп различной мощности. В цепь включается тестер в режиме измерения силы тока до 10 ампер.
Далее необходимо зафиксировать время разряда аккумулятора по силе тока ниже 50%. Полученные данные следует сравнить с данными, указанными в техническом паспорте АКБ. Если временной показатель приближается к номинальному значению, указанному в паспорте, батарея в порядке. При существенном различии показаний аккумулятор подлежит замене.
Замеры нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка — это прибор, который позволяет осуществить замер напряжения при имитации нагрузки на батарею вовремя включения стартера и запуска двигателя. Такие измерения наиболее точны, но сам прибор можно найти только в автосервисе, поэтому плановые проверки АКБ, как правило, производят мультиметром.
Измерение плотности электролита
Проверка заряда аккумулятора будет неполной, если не произвести замер плотности и уровня электролита. Для этого понадобится прибор — ареометр.
Из банки АКБ закачивают электролит в колбу прибора, в которой также находятся измерительные поплавки. Смотрят, на какой отметке шкалы остановятся поплавки ареометра. Прибор прост в использовании и для того, чтобы правильно ориентироваться в показателях, необходимо знать следующее:
- Максимально заряженная АКБ имеет плотность электролита 1,24—1,27 г/см.
- 1,20 г/см 3 — соответствует 75% заряду.
- 1,16 г/см 3 — заряд на уровне 50%.
- 1,08—1,10 г/см 3 — критический разряд.
Этот способ проверки непопулярен, потому что современные АКБ, в основном, необслуживаемые, и у них нет возможности открыть банки и замереть плотность электролита.
Замеры работоспособности аккумулятора удобнее и доступнее производить с помощью мультиметра. Своевременные проверки АКБ позволят вовремя заметить утечки и потерю ёмкости. Это даст возможность вовремя принять меры для устранения неисправностей аккумулятора, а также значительно продлит срок эксплуатации устройства.
Как мультиметром проверить аккумулятор автомобиля на амперы
Каждый свинцово-кислотный аккумулятор со временем теряет свою максимальную ёмкость и эксплуатационные свойства, на пластинах образуется налет из солей сернокислотного свинца — сульфатация. Количество кислоты на процент электролита становится меньше и естественно плотность электролита уменьшается.
Как можно проверить аккумулятор?
- Плотность электролита, это самый старинный и популярный метод, но в современных герметичных аккумуляторах нет отверстий для проверки таким способом. Этим методом можно лишь немногое узнать о общем состояние аккумулятора и его ближайшем будущем.
- С помощью нагрузочной вилки. Она представляет собой ручку с двумя клеммами-щупами которые на 1 сек. подключаются к контактам аккумулятора. В составе устройства есть шкала вольтметра и нагрузка которая рассчитана на определенной емкости аккумулятор (автомобильный). Устройство показывает напряжение под нагрузкой и в зависимости от показаний его стрелки можно было судить о исправности аккумулятора.
- Тестер свинцово-кислотных аккумуляторов — электронное устройство способное за несколько секунд (до 3 сек.) показать много параметров аккумулятора, основные это: ток, напряжение, ёмкость, прогноз по сроку службы аккумулятора.
- Контрольный разряд — ну недостаток в том что аккумулятор надо полностью зарядить и проверять его работу (разрядку) по заведомо известной нагрузкой длительное время. Это занимает много времени и тратит ресурс аккумулятора.
Проверка аккумулятора подручными средствами
Перед проверкой аккумулятор обязательно надо полностью зарядить.
Для проверки нужна нагрузка соответствующая половине ёмкости аккумулятора (в ампер-часах)
Например: у нас есть герметичный аккумулятор 12 вольт 7A/h — значит нам нужна нагрузка в 3.5 ампера. При 12 вольт (3.5 * 12 = 42 ) это 42 Ват
На некоторых моделях указывается еще меньший параметр тока (например такая надпись — Initial current less than — 2.1А) исходя из этого берем эту цифру 2.1 * 12вольт = 25Ват — это рабочая нагрузочная мощность аккумулятора.
Теперь нам нужна нагрузка средняя между рабочей и половиной от максимальной ёмкости, это примерно 35 Ват, если рабочий ток не указан, можно взять и 40 Вт.
В качестве нагрузки лучше всего подойдет лампочка (но можно и другую аналогичную нагрузку по току) на 12 вольт и мощностью в 35-40 Вт.
Итак, подключаем лампочку к клеммам аккумулятора на время в 2 минуты и смотрим не меняет ли лампочка яркости, если свет потускнел за такое время то аккумулятор неисправен.
Если же все без изменений то по достижению 2 минут свечения, подсоединяем к светящейся лампочке вольтметр (мультиметр) и смотрим напряжение:
- больше 12.4вольт — аккумулятор сохранил свою номинальную ёмкость и полностью исправен.
- 12-12.4вольт — аккумулятор исправный но уже подуставшый
- меньше 12вольт — 50% от номинальной ёмкости аккумулятор уже утратил и его лучше заменить.
Следует быть уверенным что аккумулятор был полностью заряжен, лучше всего заряжать его на протяжении суток или минимум 6 часов соответствующим времени током.
Как проверить аккумулятор мультиметром?
Для этих целей имеется особый прибор, который называется – мультиметр. Для замера всех показателей тестер переводят в режим систематического тока. Тут немедля необходимо вас уведомить, что силу тока 12-вольтной аккумуляторной батареи мультиметром, рассчитанным на 10 ампер, вымерить не выйдет. Он просто непросто сгорит. Для того чтобы испытать автомобильный источник питания мультиметром, понадобится более сильный прибор.
ОБОЗНАЧЕНИЕ:
Мультиме́тр (от англ. multimeter), те́стер— это комбинированный электроизмерительный агрегат, соединяющий в себе пару функций.
В наименьшем наборе включает функции вольтметра, амперметра и омметра. Как правило выполняется мультиметр в облике токоизмерительных клещей. Также, ммеются цифровые и аналоговые мультиметры.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ЕМКОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ?
Безусловно, емкость автомобильного источника питания, это крайне немаловажный показатель. Это все зависит от плотности электролита, какой измеряется особым прибором – ареометром, однако никак не мультиметром. Все из-за того, что емкость меряется ампер-часами и как правило помечется как Ah. Также есть в науке такое понятие, как ампераж.
Автомобильный источник питания при синтетической нагрузке обязан выдать назначенный ток за обозначенное время. Вот, скажем, классический автомобильный источник питания. Его емкость составляет 60 Ah (ампер часов). Если ему дать нагрузку в 1 Ампер, нормально функционирующий и абсолютно заряженный автомобильный аккумулятор будет функционировать приблизительно 50 часов. В соответствии дав натугу в 2 Ампера, источник питания будет функционировать 25 часов. Как вы, наверное, заметили, емкость миллиметром вымерять невозможно. Можно только обусловить объем тока или остаток напряжения.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЗАМЕР ЕМКОСТИ МУЛЬТИМЕТРОМ
Если у вас имеется рядом мультиметр, без проблем можно попытаться ориентировочно узнать емкость вашего источника питания. Однако есть одно условие –источник питания обязан быть абсолютно заряжен. Необходимо знать, что обычное напряжение источника питания под нагрузкой приблизительно 12–12,5 Вольт. Контроль емкости осуществляют в такого порядка:
1. Для того чтоб снизить час измерения емкости нужно создать нагрузку от сильного потребителя. Скажем, 12-вольтная лампочка силой 60 Вт производит нагрузку 5 ампер. Хороший источник питания емкостью 60 Ампер часов сядет примерно за двенадцать часов. Для того чтобы форсировать процесс измерения, можно подсоединить поочерёдно 2 или 3 подобные лампочки.
2. Далее снаряжается цепь с последующим соединением источника питания, тестера, потребителя и подается нагрузка. Иногда контролируют показания мультиметра. В момент, когда показатель понизится ниже 12 Вольт – начнется разряд автомобильной аккумуляторной батареи. С того момента взять значение прошлого времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Одержанный результат и будет ориентировочной емкостью источника питания.
Измерение емкости нужно вырабатывать только тогда, когда источник питания стала стремительно лишаться заряда. В момент, удержания измерения меньше паспортных данных изделия, аккумуляторную батарею необходимо заменять или чинить.
Правильная проверка автомобильного аккумулятора мультиметром
Мультиметр – практически универсальное устройство для проверки аккумулятора автомобиля: напряжения, силы тока, ёмкости. Причём совсем не важно, какой прибор у вас есть: новый или старый, цифровой или аналоговый – подойдёт любой, главное, чтобы он хорошо работал. Далее вы узнаете, как его использовать.
Как измерить напряжение мультиметром
Начнём с того, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром:
- Поставьте переключатель в положение DC (V) – это означает, что вам нужны замеры постоянного тока. Иногда параметр обозначается другими буквами: V- В- или U -, и под чертой изображено ещё три точки.
- На этом же поле выберите напряжение (подходящий вольтаж), которое соответствует вашей АКБ. Будьте внимательны, чтобы не перепутать с сопротивлением.
- Присоедините чёрный проводок к минусу аккумулятора, а красный – к плюсу.
- Посмотрите на дисплее значение.
Таким тестером можно как определить в целом работоспособность батареи и её соответствие требованиям, так и проверить заряд аккумулятора. Вот критерии значений:
- 12,72В – 100%;
- 12,50В – 75%;
- 12,35В – 50%;
- 12,10В – 25%.
Теперь вы знаете, как проверить зарядку аккумулятора, используя мультиметр.
Измерение силы тока
Теперь попробуем проверить силу тока:
- Установите рычажок на отметке A – (также могут быть обозначения DCA или I -), поскольку нам нужно знать величину постоянного тока.
- До того, как проверить ампераж аккумулятора с помощью мультиметра, нужно обязательно подыскать третий объект электрической цепи – проще всего для этих целей взять обычную лампочку 24 Вт. Без неё ни в коем случае нельзя обойтись, иначе вы получите короткое замыкание.
- Металлический наконечник с красным проводом присоединяется к ветви, ведущей к плюсу АКБ, а с чёрным — к минусу.
- Теперь можно проверить амперы на дисплее.
Этот метод также подойдёт, если вы искали способ, как измерить силу тока обычных батареек – мультиметр прекрасно справляется с этой задачей.
Как измерить ёмкость
С помощью мультиметра можно также проверить ёмкость аккумулятора. Для этого снова понадобится лампочка, такая же, как описано в предыдущем разделе. Последовательность действий:
- Полностью зарядите АКБ.
- Измерьте напряжение.
- Создайте электрическую цепь с лампочкой и засеките время.
- Как только напряжение снизится вполовину, уберите лампочку.
- Умножьте силу тока на количество потраченного времени (в часах), и вы получите показатель ёмкости.
Теперь вы понимаете, как измерить ёмкость мультиметром, если у аккумулятора нет специальной шкалы.
Проверить внутреннее сопротивление
Если АКБ стала хуже работать, нелишним будет проверить внутреннее сопротивление:
- К аккумулятору нужно подключить лампочку 12 Вт.
- Как только она загорится, померяйте напряжение в зажимах батареи.
- Уберите лампочку и снова проверьте то же самое.
- Умножьте сопротивление на первую цифру и вычтите произведение сопротивления и второй цифры, а затем разделите полученное на значение напряжения без лампочки – должно получиться не более 0,05 Вт, в противном случае аккумулятор считается неисправным.
Техника замера утечки тока
С помощью мультиметра можно также проверить, нет ли утечки тока. Вообще-то определённая часть заряда расходуется, даже когда аккумулятор не служит источником питания, а просто стоит, это нормально. Но иногда сырость, плохая изоляция, неисправности в бортовой сети и другие факторы заставляют АКБ тратить ещё больше энергии в состоянии покоя. Это не только неприятно, но и опасно, поскольку достаточно небольшой искорки от спички во время курения или активации какого-то прибора, чтобы в машине начался пожар.
Посмотрите на самом аккумуляторе показатели допустимого расхода и сравните с результатами своих измерений. Как их произвести: