Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструктивные элементы трансформаторов

Конструктивные элементы трансформаторов

Элементы конструкции силовых трансформаторов

Трансформаторы высокого напряжения представляют собой сложное устройство, состоящее из большого числа конструктивных элементов, основными из которых являются: магнитная система (магнитопровод), обмотки, изоляция, выводы, бак, охлаждающее устройство, механизм регулирования напряжения, запретные и измерительные устройства, тележка.
Магнитопровод является конструктивной и механической основой трансформатора. Он выполняется из отдельных листов электротехнической стали, изолированных друг от друга.
Качество электротехнической стали влияет на допустимую магнитную индукцию и потери в магнитопроводе.
В настоящее время применяется холоднокатаная тектстурованная сталь марок 3405, 3406, т.е. сталь с определенной ориентировкой зерен, допускающая индукцию до 1,7 Тл с удельными потерями 0,9+1, 1 Вт/кг. Применение такой стали позволило значительно уменьшить сечение магнитопровода за счет большой допустимой магнитной индукции, уменьшить диаметр витков обмотки, уменьшить массу и габариты трансформаторов. Массы трансформаторов на единицу мощности снижены до 0,74 т/МВА.
Уменьшение удельных потерь в стали, тщательная сборка магнитопровода, применение безшпилечных конструкций, соединение стержней с ярмом с помощью косой шихтовки позволяют уменьшить потери холостого хода и ток намагничивания трансформатора. В современных мощных трансформаторах ток намагничивания составляет 0,5+0,6 % номинального тока трансформатора (/ном); потери холостого хода уменьшились вдвое.
Листы трансформаторной стали должны быть тщательно изолированы друг от друга. Первоначально применялась бумажная изоляция – листы оклеивались с одной стороны тонким слоем специальной бумаги. Бумага создает полную электрическую изоляцию между листами, но легко повреждается при сборке и увеличивает размеры магнитопровода. Широко применяется изоляция листов лаком с толщиной слоя 0,01 мм. Лаковая пленка создает достаточно надежную изоляцию между листами, обеспечивает хорошее охлаждение магнитопровода, обладает высокой нагревостойкостыо и не повреждается при сборке. Последнее время все шире применяется двухстороннее жаростойкое покрытие листов стали, наносимое на металлургическом заводе после проката. Толщина покрытия меньше 0,01 мм, что обеспечивает лучшие свойства магнитной системы. Стяжка стержней осуществляется стеклобандажами, ярм – стальными полубандажами или бандажами.
Магнитопровод и его конструктивные детали составляют остов трансформатора. На остове устанавливают обмотки и крепят проводники, соединяющие обмотки с вводами, составляя активную часть.
Обмотки трансформаторов могут быть концентрическими и чередующимися. В первом случае обмотки НН и ВН выполняют в виде цилиндров и располагают на стержне концентрически одна относительно другой (рис. 1 а). Такое выполнение принято в большинстве силовых трансформаторов. Во втором случае обмотки ВН и НН выполняются в виде невысоких цилиндров с одинаковыми диаметрами и располагаются на стержне одна над другой (рис. 1 б). В такой обмотке значительное число паек, она менее компактна и применяется для специальных электропечных трансформаторов или для сухих трансформаторов, так как обеспечивает лучшее охлаждение обмоток.
Обмотки трансформаторов должны обладать достаточной электрической и механической прочностью. Изоляция обмоток и отводов от нее должна без повреждений выдерживать коммутационные и атмосферные перенапряжения. Обмотки должны выдерживать электродинамические усилия, которые появляются при протекании токов КЗ. Необходимо предусмотреть надежную систему охлаждения обмоток, чтобы не возникал недопустимый перегрев изоляции. Для проводников обмотки используются медь и алюминий. Как известно, медь имеет малое электрическое сопротивление, легко поддается пайке, механически прочна, что и обеспечило широкое применение меди для обмоток трансформаторов. Алюминий дешевле, обладает меньшей плотностью, но большим удельным сопротивлением, требует новой технологии выполнения обмоток. В настоящее время трансформаторы с алюминиевой обмоткой изготовляются на мощность до 6300 кВА.
В современных трансформаторах для обмотки применяется транспонированный провод, в котором отдельные проводники в параллельном пучке периодически изменяют свое положение. Это выравнивает сопротивление элементарных проводников, увеличивает механическую прочность, уменьшает толщину изоляции и размеры магнитопровода.
Изоляция трансформатора является ответственной частью, так как надежность работы трансформатора определяется в основном надежностью его изоляции.
В масляных трансформаторах основной изоляцией является масло в сочетании с твердыми диэлектриками: бумагой, электрокартоном, гетинаксом, деревом (маслобарьерная изоляция).
Значительный эффект дает применение изоляции из специально обработанной бумаги (стабилизированной), которая менее гигроскопична, имеет более высокую электрическую прочность и допускает больший нагрев. В сухих трансформаторах широко применяются новые виды изолирующих материалов повышенной нагревостойкости на основе кремнийорганических материалов.
Активную часть трансформатора вместе с отводами и переключающими устройствами для регулирования напряжения помещают в бак. Основные части бака – стенки, дно и крышка. Крышку используют для установки вводов, выхлопной трубы, крепления расширителя, термометров и других деталей. На стенке бака укрепляют охладительные устройства – радиаторы.
В трансформаторах небольшой мощности бак выполняется с верхним разъемом: при ремонтах необходимо снять крышку трансформатора, а затем поднять активную часть из бака.
Если масса активной части более 25 т, то она устанавливается на донную часть бака, а затем накрывается колоколообразной верхней частью бака и заливается маслом. Такие трансформаторы с нижним разъемом не нуждаются в тяжелых грузоподъемных устройствах для выемки активной части, так как при ремонтах после слива масла поднимается верхняя часть бака, открывая доступ к обмоткам и магнитопроводу.
Для уменьшения потерь от потоков рассеяния стальные баки экранируются с внутренней стороны пакетами из электротехнической стали или пластинами из немагнитных материалов (медь, алюминий).
Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема масла при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе; при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. Масло очень гигроскопично, и если расширитель непосредственно связан с атмосферой, то влага из воздуха поступает в масло, резко снижая его изоляционные свойства. Для предотвращения этого расширитель связан с окружающей средой через силикагелевый воздухоосушитель. Силикагель поглощает влагу из всасываемого воздуха. При резких колебаниях нагрузки силикагелевый фильтр полностью не осушает воздух, поэтому постепенно влажность воздуха в расширителе повышается. Для предотвращения этого применяются герметичные баки с газовой подушкой из инертного газа или свободное пространство в расширителе заполняется инертным газом (азотом), поступающим из специальных эластичных емкостей. Возможно применение специальной пленки – мембраны на границе масло – воздух. Осушение воздуха в расширителе осуществляют термовымораживателями.
К баку трансформатора крепится термосифонный фильтр, заполненный силикагелем или другим веществом, поглощающим продукты окисления масла. При циркуляции масла через фильтр происходит непрерывная регенерация его.
Для контроля за работой трансформатора предусматриваются контрольно-измерительные и защитные устройства. К контрольным устройствам относятся маслоуказатель и термометры. Маслоуказатель устанавливается на расширителе, термометр – на крышке бака. К защитным устройствам относятся реле понижения уровня масла и газовое реле.
На мощных трансформаторах 330 – 750 кВ дополнительно применяется контроль изоляции вводов (КИВ) и манометры, контролирующие давление масла в герметичных вводах ВН.

Читайте так же:
Диагностика и ремонт статорных обмоток заключение

Системы охлаждения силовых трансформаторов.

система охлаждения трансформатора

При работе трансформатора происходит нагрев обмоток и магнитопровода за счет потерь энергии в них. Предельный нагрев частей трансформатора ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения.
Ниже приводится краткое описание систем охлаждения трансформаторов.

Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется путем естественной конвекции воздуха и частично лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название "сухих". Условно принято обозначать естественное воздушное охлаждение при открытом исполнении С; при защищенном исполнении СЗ;
при герметизированном исполнении СГ; с принудительной циркуляцией воздуха СД.
Данная система охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВА при напряжении до 15 кВ.
Естественное масляное охлаждение (М) выполняется для трансформаторов мощностью до 16000 кВ-А включительно. В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается окружающему маслу, которое циркулируя по баку и радиаторным трубам, передает его окружающему воздуху.
Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжается ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.
Масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещаются вентиляторы (рис. 2). Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов могут осуществляться автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100% номинальной, а температура верхних слоев масла не более + 55°С, также при минусовых температурах окружающего воздуха и при температуре масла не выше + 45°С независимо от нагрузки.
Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а, следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора мощностью до 80000 кВ-А.
Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители (ДЦ) применяется для трансформаторов мощностью 63000 кВА и более.
Охладители состоят из системы тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители.
Благодаря большой скорости циркуляции масла, развитой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Переход к такой системе охлаждения позволяет значительно уменьшить габариты трансформаторов.
Охладители могут устанавливаться вместе с трансформатором на одном фундаменте или на отдельных фундаментах рядом с баком трансформатора.
В трансформаторах с направленным потоком масла (НДЦ) интенсивность охлаждения повышается, что позволяет увеличить допустимые температуры обмоток.
Масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (Ц) принципиально устроено так же, как система ДЦ, но в отличие от последнего охладители состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло.
Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать + 70°С.
Чтобы предоставить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях должно превышать давление циркулирующей в них воды не менее чем на 0,02 Мпа (2 Н/смг). Эта система охлаждения эффективна, но имеет более сложное конструктивное выполнение и применяется на мощных трансформаторах (160 MB-А и более). Масляно-водяное охлаждение с направленным потоком масла (НЦ) применяется для трансформаторов мощностью 630 МВЛ и более.
Обозначение трансформаторов. Обозначение трансформаторов отражают информацию об основных конструктивных особенностях и технических параметрах.
Буквенные обозначения отражают следующую информацию:

  1. число фаз (для однофазных – О; для трехфазных – Т);
  2. вид охлаждения (С; М; Д; ДЦ; Ц);
  3. число обмоток (для трехобмоточных – Т);
  4. наличие устройства РПН (Н);
  5. обозначение автотрансформатора (А), ставится на первом месте (перед числом фаз);
  6. расщепление обмоток (Р), ставится после числа фаз.
Читайте так же:
Как проверить работает ли светодиод

После буквенных обозначений трансформатора указывается его номинальная мощность (кВА) и номинальные напряжения (кВ).

Активная часть трансформатора

активная часть трансформатора — Единая конструкция, включающая в собранном виде остов трансформатора, обмотки с их изоляцией, отводы, части регулирующего устройства, а также все детали, служащие для их механического соединения. Примечание.В некоторых типах трансформаторов с… … Справочник технического переводчика

бак трансформатора — Бак, в котором размещается активная часть трансформатора или трансформаторного агрегата с жидким диэлектриком, газо или кварценаполненного [ГОСТ 16110 82] EN tank the vessel in which the core, yoke and windings of a transformer or reactor are… … Справочник технического переводчика

Бак трансформатора — 6.6. Бак трансформатора Бак, в котором размещается активная часть трансформатора или трансформаторного агрегата с жидким диэлектриком, газо или кварценаполненного Источник: ГОСТ 16110 82: Трансформаторы силовые. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Бак трансформатора — English: Transformer tank Бак, в котором размещается активная часть трансформатора или трансформаторного агрегата с жидким диэлектриком, газо или кварценаполненного (по ГОСТ 16110 82 СТ СЭВ 1103 78) Источник: Термины и определения в… … Строительный словарь

ГОСТ Р 50030.5.1-2005: Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Глава 1. Электромеханические аппараты для цепей управления — Терминология ГОСТ Р 50030.5.1 2005: Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Глава 1. Электромеханические аппараты для цепей управления оригинал документа: (обязательное)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р МЭК 60870-5-103-2005: Устройства и системы телемеханики. Часть 5. Протоколы передачи. Раздел 103. Обобщающий стандарт по информационному интерфейсу для аппаратуры релейной защиты — Терминология ГОСТ Р МЭК 60870 5 103 2005: Устройства и системы телемеханики. Часть 5. Протоколы передачи. Раздел 103. Обобщающий стандарт по информационному интерфейсу для аппаратуры релейной защиты оригинал документа: 3.2 архитектура повышенной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 16110-82: Трансформаторы силовые. Термины и определения — Терминология ГОСТ 16110 82: Трансформаторы силовые. Термины и определения оригинал документа: 8.2. Аварийный режим трансформатора Режим работы, при котором напряжение или ток обмотки, или части обмотки таковы, что при достаточной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте так же:
Как правильно выбрать уровень строительный

масляный трансформатор — Трансформатор с жидким диэлектриком, в котором основной изолирующей средой и теплоносителем служит трансформаторное масло [ГОСТ 16110 82] масляный трансформатор Трансформатор, магнитная система и обмотки которого погружены в масло (МЭС 421 01 14) … Справочник технического переводчика

мощность — 3.6 мощность (power): Мощность может быть выражена терминами «механическая мощность на валу у соединительной муфты турбины» (mechanical shaft power at the turbine coupling), «электрическая мощность турбогенератора» (electrical power of the… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

потери — 3.8 потери: Разность между 100 и восстановленным общим объемом, в процентах. Источник: ГОСТ 2177 99: Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Электротехника Регулирование напряжения трансформаторов

Обмотки ВН понижающих трансформаторов снабжают регулировочными ответвлениями, с помощью которых можно получить коэффициент трансформации, несколько отличающийся от номинального, соответствующего номинальному вторичному напряжению при номинальном первичном. Необходимость в этом объясняется тем, что напряжения в разных точках линии электропередачи, куда бывают включены понижающие трансформаторы, отличаются друг от друга и, как правило, от номинального первичного напряжения. Вместе с тем, напряжение в любом месте линии может изменяться из-за колебаний нагрузки. Но так как напряжение на зажимах вторичной обмотки трансформатора во всœех случаях должно быть равно номинальному или незначительно отличаться от него, то возможность изменения коэффициента трансформации становится крайне важной. Регулировочные ответвления делают в каждой фазе либо вблизи нулевой точки, либо посœерединœе обмотки. В первом случае на каждой фазе делают по три ответвления (рис.1.42, а), при этом среднее ответвление соответствует номинальному коэффициенту трансформации, а два других — коэффициентам трансформации, отличающимся от номинального на ±5%. Во втором случае обмотку разделяют на две части и делают шесть ответвлений (рис. 1.42, б). Это дает возможность кроме номинального коэффициента трансформации получить еще четыре дополнительных значения, отличающихся от номинального на ±2,5 и ±5%.

Рис. 1.42. Схемы обмоток трехфазных трансформаторов с регулировочными ответвлениями

Переключать ответвления обмоток можно при отключенном от сети трансформаторе (переключение без возбуждения — ПБВ) или же без отключения трансформатора (регулирование под нагрузкой — РПН). Для ПБВ применяют переключатели ответвлений (рис. 1.43). На каждую фазу устанавливают по одному переключателю, при этом вал, вращающий контактные кольца переключателœей по всœем фазам одновременно, связан посредством штанги с рукояткой б на крышке бака трансформатора (см. рис. 1.13).

Рис. 1.43. Переключатель ответвлений ПБВ

Принцип РПН основан на изменении коэффициента трансформации посредством регулировочных ответвлений. При этом переключение с одного ответвления на другое осуществляют без разрыва цепи рабочего тока. С этой целью обмотку каждой фазы снабжают специальным переключающим устройством, состоящим из реактора Р двух контакторов с контактами К1 и К2 и переключателя с двумя подвижными контактами П1 и П2 (рис. 1.44, а).

Рис. 1.44. Последовательность переключения контактов под нагрузкой,

При весьма значительных мощностях трансформатора аппаратура РПН становится слишком громоздкой. В этом случае применяют регулирование напряжения с помощью волътдобавочного трансформатора, состоящего из трансформатора ПТ, включенного последовательно, и регулировочного автотрансформатора РА с переключающим устройством ПУ (рис. 1.45).

Рис. 1.45. Схемы включения вольтдобавочного трансформатора

Напряжение вторичной обмотки ∆U трансформатора ПТ суммируется с напряжением линии Uл1 и изменяет его до значения Uл2 = Uл1+ ∆U. Величина ∆U может изменяться посредством РА. При этом переключателœем продольного регулирования (ППР) можно изменять фазу ∆U на ±180°, так что одно положение ППР будет соответствовать увеличению напряжения Uл2 = Uл1 + ∆U, а другое — уменьшению напряжения Uл2 = Uл1— ∆U. Вместе с тем, возможны и другие способы фазового воздействия на ∆U, к примеру комбинация различных схемсоединœения трехфазных обмоток (звезда, треугольник) в вольтдобавочном трансформаторе, создающая фазовые сдвиги ∆U относительно Uл1 на углы 60, 120 и 90° (поперечное регулирование). В этих случаях изменение ∆U влияет не только на значение, но и на фазу напряжения Uл2.

Читайте так же:
Как проверить тестером обрыв провода

Контрольные вопросы

1. Каков принцип работы трансформатора?

2. Почему трансформаторы не работают от сети постоянного тока?

3. Из каких частей состоит активная часть трансформатора? Каковы их назначение и конструкция?

4. Каково назначение трансформаторного масла?

5. Как определить номинальные токи и номинальное вторичное напряжение трансформатора?

6. Почему с увеличением тока нагрузки трансформатора увеличивается ток в его первичной обмотке?

7. Что такое приведенный трансформатор?

8. Объясните порядок построения векторной диаграммы трансформатора.

9. При каких условиях и почему вторичное напряжение трансформатора становится больше ЭДС?

10. Чем объясняется несимметрия токов х.х. в трехфазном трансформаторе?

11. Как изменится отношение линœейных напряжений трехфазного трансформатора, если его обмотки переключить со схемы Л/Y на Y/ Л?

12. Будет ли изменяться ток х.х. и как при увеличении или уменьшении сечения стержней магнитопровода?

13. На что расходуется активная мощность, потребляемая трансформатором при опытах х.х. и к.з.

14. Как опытным путем определить напряжение к.з. трансформатора?

15. К какой обмотке целœесообразно подводить напряжение при опыте х.х., а к какой — при опыте к. з.? Объясните, почему.

16. Изменится ли основной магнитный поток и ток х.х., если трансформатор включить в сеть с частотой выше или ниже номинальной?

17. Объясните принцип регулирования напряжения под нагрузкой.

18. Каков порядок переключения контактов переключающего устройства при регулировании напряжения под нагрузкой?

19. Объясните назначение и принцип работы вольтдобавочного трансформатора.

Глава 2 • Группы соединœения обмоток и параллельная работа трансформаторов

Читайте также

Для нормальной работы потребителей необходимо поддерживать определенный уровень напряжения на шинах подстанций. В электрических сетях предусматриваются способы регулирования напряжения, одним из которых является изменение коэффициента трансформации. [читать подробенее]

Для нормальной работы потребителей необходимо поддерживать определенный уровень напряжения на шинах подстанций. В электрических сетях предусматриваются способы регулирования напряжения, одним из которых является изменение коэффициента трансформации. [читать подробенее]

Обмотки ВН понижающих трансформаторов снабжают регулировочными ответвлениями, с помощью которых можно получить коэффициент трансформации, несколько отличающийся от номинального, соответствующего номинальному вторичному напряжению при номинальном первичном. [читать подробенее]

Регулирование напряжения осуществляется за счет изменения коэффициента трансформации Если обмотки трансформатора выполнить с отпайками (ответвлениями), то можно изменять число витков (коэффициент трансформации) и вторичное напряжение. Переключение ответвлений. [читать подробенее]

Для нормальной работы потребителей необходимо поддерживать определенный уровень напряжения на шинах подстанций. В электри­ческих сетях предусматриваются способы регулирования напряжения, одним из которых является изменение коэффициента трансформации. [читать подробенее]

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ — Трансформаторы силовые масляные ТМ, ТМФ, ТМЗ

3.1. Трансформаторы состоят из следующих основных узлов:

  • бак с радиаторами (охладителями);
  • активная часть;
  • вводы;
  • маслорасширитель или маслоазоторасширитель;
  • термосифонный фильтр и арматура;
  • защитные устройства;
  • контрольные приборы.

3.2. Бак трансформаторов сварной. Баки трансформаторов мощностью 25—250 кВА имеют овальную форму, баки трансфор­маторов мощностью 400—2500 кВА прямоугольной формы. С целью увеличения поверхности охлаждения в трансформа­торах мощностью 63—2500 кВА применяются радиаторы. Они состоят из ряда вертикальных охладительных труб, образующих параллельные пути сверху вниз для масла, циркулирующего внутри них.

Баки трансформаторов типа ТМ мощностью 25—1000 кВА могут быть прямоугольной формы и изготовлены из гофрирован­ных (волнистых) стенок, обеспечивающих необходимую поверх­ность охлаждения.

На крышке бака трансформатора ТМ-1000, ТМ-1600, ТМ-2500 имеется кран для заливки масла.

В нижней части стенки бака имеется кран (пробка) для спуска масла, пробка для взятия пробы и болт заземления. Трансформаторы типа ТМ, ТМФ и ТМЗ имеют приваренную ко дну жесткую раму (швеллеры) с отверстиями для крепления трансформатора к фундаменту.

Трансформаторы типа ТМ мощностью 25-250; 400-2500 кВА снабжаются гладкими катками для продольного и поперечного передвижения.

Подъем бака н трансформатора в сборе осуществляется за крюки, расположенные под верхней рамой бака, обозначенные надписью па крышке «Крюк для подъема».

3.3. Активная часть состоит из остова, обмоток, высоковольт­ного переключателя.

Остов состоит из магнитопровода, верхнее и нижнее ярмо которого стянуты ярмовыми балками.

Магнитопровод трехстержневой, шихтованный из холодно­катаной электротехнической стали. Верхние ярмовые балки остова имеют ушко для подъема активной части.

Обмотки трансформаторов алюминиевые. Обмотки ВН транс­форматоров типа ТМ мощностью 25—63 кВА выполнены из мед­ного провода.

Читайте так же:
Автоматы для сварки в среде защитных газов

Расположение обмоток концентрическое. Регулирование на­пряжения осуществляется при помощи высоковольтного трехфаз­ного переключателя реечного типа со скользящим контактом.

В переключателях реечного типа осуществлен самоустанавливающийся линейный скользящий контакт, расположенный на под­вижной планке. Неподвижные контакты установлены на неподвижной планке, которая крепится к верхней консоли магнитопровода.

Концы регулировочных катушек обмоток ВН подключены к неподвижным контактам реечного высоковольтного переключа­теля. Вращение переключателя производится при помощи металлической вилки с концевиком, нижний конец которой соответ­ственно соединен через барабан и зубчатую рейку с подвижной планкой, а верхний конец выходит на крышку трансформатора. На концевик устанавливается колпак привода переключателя.

3.4. Вводы ВН и НН наружной установки, съемные, изоля­торы проходные фарфоровые (рис. 1, 2). При токе ввода 1000 А и выше к верхней части токоведущего стержня крепится специ­альный контактный зажим с лопаткой, обеспечивающий подсоединение плоской шины.

Вводы в трансформаторах ТМ расположены на крышке, а в трансформаторах типа ТМЗ, ТМФ – на узких стенках бака.

Вводы НН для трансформатора ТМ.-1600/10 (приложение 12) выполнены двумя параллельными шпильками МЗЗ на каждую фазу. При необходимости два параллельных ввода одной фазы могут быть соединены перемычкой сечением 800—1000 мм2, которая устанавливается на шпильках, перпендикулярно длинной оси трансформатора.

Вводы НН для трансформатора ТМ(3)-2500/10 (приложе­ние 33) выполнены двумя параллельными шпильками М 42 на каждую фазу. При необходимости два параллельных ввода одной фазы могут быть соединены перемычкой сечением 1800— 2000 мм 2 , которая устанавливается на шпильках вдоль верти­кальной оси трансформатора.

3.5. Трансформаторы типа ТМ и ТМФ снабжены маслорасширителем. Емкость расширителя обеспечивает наличие в нем масла при всех режимах работы трансформатора и при колеба­ниях температуры окружающего воздуха в соответствии с п. 1.2.

Для доступа к внутренней поверхности маслорасширителя при ремонте трансформатора одна из крышек расширителя съемная.

3.6. Для непрерывной очистки масла от продуктов, снижа­ющих его диэлектрические свойства, трансформаторы мощностью 1000 кВА и выше снабжаются термосифонными фильтрами. Фильтр заполнен поглощающим веществом — сорбентом (силикагелем) (приложение 3).

3.7. Для защиты масла от воздействия наружной атмосферы трансформаторы типа ТМ и ТМФ снабжены воздухоосушителем (приложение 2).

Воздухоосушитель заполнен сорбентом, который поглощает из поступающего в трансформатор воздуха пыль и влагу. Масля­ный затвор пропускает воздух через слой сорбента только во время изменения уровня масла в расширителе.

3.8. Трансформаторы типа ТМ-1000 кВА снабжены предохранительной трубой, срабатывающей при внезапном повышении внутреннего давления сверх 0,5 ати. При этом диск, закрывающий трубу, разрушается и газы выходят наружу.

ВНИМАНИЕ! Перед включением трансформатора снять упа­ковку с трубы предохранительной.

Рис. 1. Общий вид ввода на 10 кВ, 250 А.

Рис. 2. Общий вид вводов на 1 кВ: 1) на ток до 400 А; 2) на ток до 1600А; 3) на ток до 630А; 4) на ток до 1 000 А.

3.9. Для защиты герметизированных трансформаторов типа ТМЗ устанавливается предохранительная диафрагма или реле давления. При достижении в баке давления 0,75 ати устройство срабатывает и газы выходят наружу.

3.10. Трансформаторы типа ТМ-1600 кВА, ТМ-2500 снабжены газовым реле. Реле служит для защиты трансформатора при внутренних повреждениях, вызывающих выделение газа, и при понижении уровня масла в маслорасширителе.

3.11. Для защиты сети низкого напряжения трансформаторы с напряжением обмотки НН, равным 0,69 и менее, снабжаются по заказу потребителя пробивным предохранителем. Установка и осмотр предохранителя должны производиться при отключен­ном трансформаторе (в случае двухтрансформаторной подстан­ции — необходимо отключить оба трансформатора).

После каждого пробоя слюдяную пластину в пробивном предохранителе необходимо заменить пластинкой той же тол­щины, предварительно зачистив контактные поверхности.

3.12. Бак трансформатора должен быть обязательно зазем­лен. Для присоединения заземляющей шины в нижней части бака имеется бобышка с болтом, обозначенная условным знаком .

Перед присоединением шины контактную поверхность бобышки необходимо зачистить. Схема заземления частей трансформатора представлена в приложении 14.

ПРИМЕЧАНИЕ. В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отражен­ные в настоящем издании.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector