Мечи древности
Мечи древности
До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком — бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.
Бронза — довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % — более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка — из более мягкой).
Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств — выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча — не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно — современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.
Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой — сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.
На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.
До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.
Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.
Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400—2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.
Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации — так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.
Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700—1400 г.г. до н. э.
Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..
Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.
Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое — железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) — меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.
В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.
Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе — подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.
Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия — из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.
Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся — так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).
Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:
-Ксифос
Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;
-Гладиус
Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;
-Акинак
Скифский меч — с VII до н. э.;
-Миция
Меотский меч — с V по II век. до н. э.
Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять — длинная (от 15 см), навершие — в форме кольца.
Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие — массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.
В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров — как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» — англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.
Валирийская сталь
Валирийская сталь — сплав особого рода, создавать который умели только мастера древней Валирии. Из валирийской стали делают оружие непревзойденной остроты и прочности, прежде всего мечи. Если верить легендам, валирийские кузнецы плавили металл в драконьем огне [1] и закаляли его заклинаниями [2] . Мечи из валирийской стали необычайно прочны, легки и прекрасно сохраняют остроту [3] .
Валирийская сталь и во времена Валирии стоила дорого, а теперь, когда секрет ее изготовления утрачен, она поистине бесценна. Многие кузнецы впоследствии пытались собственноручно создать подобную сталь, но все они терпели неудачи. Некоторые мастера, однако, умеют работать со старой валирийской сталью, перековывая ее; так, Тобхо Мотт хвастался умением ковать валирийскую сталь, которому он выучился в Квохоре [4] .
Содержание
Производство
Валирийская сталь не встречается в природе, это искусственный материал [5] . Рассказывают, что валирийцы выучились ковать железо у ройнаров — первой цивилизации в Эссосе, освоившей это искусство — и со временем превзошли своих учителей [6] .
Мартин подтверждал, что производство валирийской стали не обходилось без магии, и что обычный кузнец не смог бы создать ее, даже зная, как это делается и имея в наличии самые лучшие материалы [7] . Валирийцы использовали для создания стали железо из руды, добытой в рудниках Четырнадцати Огней [8] . Мартин отвечал отрицательно на вопрос, делали ли валирийскую сталь из драконьей кости: нет, не делали [9] .
Кразнис мо Наклоз говорил, что валирийскую сталь закаляют и куют годами, пока она не станет крепче всех металлов на свете [10] ; Тирион Ланнистер также думал про себя, что валирийскую сталь закаливают и перековывают несколько тысяч раз до готовности [11] . Эта перековка делается для того, чтобы удалить и сбалансировать примеси, присутствующие в металле [8] .
Мейстер Пол, проживший некоторое время в Квохоре — единственном месте в мире, где из старой валирийской стали делают новые клинки — утверждал, что квохорские кузнецы втайне занимаются кровавыми человеческими жертвоприношениями, в том числе детскими, надеясь с их помощью выковать сталь, не уступающую валирийской [12] .
Особенности
Ничто не держит заточку так хорошо, как валирийская сталь; говорят «нет меча острее, чем валирийский» [2] . Даже случайно притронувшись к острию, нетрудно порезаться до крови [13] . Дозорный Жаба шутливо утверждал, что однажды некто сделал себе бритву из валирийской стали и отрезал себе голову, пытаясь побриться [3] .
Валирийская сталь почти всегда темно-серая, почти черная, и на поверхности у нее виден узор в виде волнистых разводов — следствие многократной перековки. Даже у хорошо отполированной валирийской стали матовая, словно подернутая дымкой поверхность. Тирион Ланнистер также вспоминал выражение «Валирийская сталь всегда подернута дымом, ибо душа ее темна» [14] . Тобхо Мотт, перековывая валирийскую сталь по приказу Тайвина Ланнистера, пытался придать металлу красный цвет — что ему удалось, однако сталь стала темно-красной.
Валирийская сталь почти всегда бывает темно-серая, до черноты. Эта тоже такая, но при этом отливает густо-красным. Цвета не смешивались, и каждая извилина на стали выделялась четко, словно волны крови и тьмы накатывали на берег.<. >
Валирийская сталь упряма. Говорят, будто эти старые мечи наделены памятью, и их не так легко изменить. Я много раз старался сделать красный цвет поярче, но он всегда темнел, словно клинок выпивал из него солнце. Буря мечей, Тирион IV
«Драконова» сталь и Иные
Сэмвелл Тарли находил в библиотеке Черного замка упоминания о том, что во времена Долгой Ночи некий герой убивал Иных мечом из «драконовой» стали: хотя для обычной стали они неуязвимы, против «драконовой» устоять не могут, как и против обсидиана. Сэмвелл и Джон Сноу, обсуждая это открытие, сразу вспомнили о валирийской стали [15] . Джон саркастически заметил, что для спасения мира достаточно уговорить вестеросских лордов расстаться со своими валирийскими мечами, и подумал про себя, что это «не труднее, чем уговорить их расстаться с замками и монетой» [16] .
Эта информация пересекается с преданиями об Азоре Ахае и его мече Светозарном — возможно, Азор Ахай и был тем самым героем, и это может значить, что Светозарный был валирийским мечом. В преданиях об Азоре Ахае утверждалось, что пронзенное клинком чудовище (было оно Иным или нет) словно бы сгорело изнутри — «кровь бестии закипела, из пасти повалил дым, глаза вытекли и все тулово вспыхнуло будто факел» [17] . Это описание также сильно напоминает гибель Иного от обсидианового кинжала [18] — возможно, «драконова сталь» и обсидиан оказывают на Иных одинаковое действие.
В книгах у Джона не было возможности испытать свой валирийский меч Длинный Коготь на Иных, но в телесериале HBO есть сцена с поединком Джона и одного из Белых Ходоков. Длинный Коготь не ломается при соприкосновении с ледяным мечом, в отличие от обычного оружия, а при ударе валирийским клинком Белый Ходок вместе с доспехами рассыпается в мелкую ледяную крошку. Точно так же в сериале была оформлена и смерть от обсидианового кинжала.
Наиболее распространенные изделия из валирийской стали — это мечи. В мире их насчитывается несколько тысяч, в одних Семи Королевствах штук двести [11] . Архимейстер Тургуд насчитал в Семи Королевствах 227 валирийских мечей, но этот счет уже успел устареть ко временам основной саги [8] .
Каждый лорд и рыцарь Вестероса желает обладать подобным клинком — это показатель знатности, богатства и силы дома. В древности валирийские мечи доставлялись прямо из Валирии — со времен строительства Драконьего Камня за 200 лет до Рока Валирии они начали просачиваться в Семь Королевств [8] . В современные времена богатые и влиятельные, но не столь древние дома стараются всеми силами заполучить такой меч — например, выкупить у более бедного дома. Некоторые лорды или герои, мечтающие о славе, отправлялись прямо на дымящиеся руины Валирии, чтобы там попытаться добыть валирийский меч [11] .
Если верить преданиям, меч Леди Отчаянье использовал сначала андальский король из дома Корбреев, а потом король Первых Людей Робар Ройс во время андальского завоевания Долины Аррен от двух до четырех тысяч лет назад [19] . Если это действительно так, Леди Отчаянье — древнейший известный валирийский меч в Вестеросе и во всем мире.
Список мечей
В Вестеросе известны следующие мечи из валирийской стали:
- , фамильный меч Старков, очень длинный и широкий, почти в человеческий рост. Позже был перекован на два одноручных меча, Вдовий Плач и Верный Клятве.
- , один из двух мечей, выкованных изо Льда Старков. Был подарен Джоффри Баратеону и после смерти последнего остался его брату Томмену. , один из двух мечей, выкованных изо Льда Старков. Был подарен Джейме Ланнистеру, а тот подарил его Бриенне Тарт.
Меч Рассвет, принадлежащий дому Дейнов, возможно, также сделан из валирийской стали или очень похожего на нее материала. Он обладает всеми свойствами валирийской стали — невероятной прочностью, легкостью и остротой — но заметно отличается внешне: сталь Рассвета бледная, точно молочное стекло, и словно светится изнутри.
Доспехи
Доспехи из валирийской стали поистине уникальная вещь, были в ходу до Рока Валирии. Если за меч из валирийской стали можно нанять армию, то доспех стоит целое королевство. Единственные известные валирийские доспехи принадлежат Эурону Грейджою, которые он нашел на руинах Валирии. Данные доспехи имеют темный цвет, легки как шелк, исписаны валирийскими иероглифами [20] .
Другие предметы
Кроме мечей, из валирийской стали делают и другие предметы. Мартин в переписке с читателями отвечал утвердительно на вопрос о том, существуют ли столовые приборы, украшения и тому подобные вещи, сделанные из валирийской стали. Однако, он подчеркивал, что всё же большинство предметов из валирийской стали — это мечи [21] .
Один кинжал из валирийской стали и с рукоятью из кости дракона, принадлежащий Петиру Бейлишу, сыграл свою роль в повествовании — с его помощью убийца в Винтерфелле покушался на жизнь Брана Старка, что стало одной из причин Войны Пяти Королей. Несколько других валирийских кинжалов Эурон Грейджой, побывавший на руинах Валирии, вместе с прочими сокровищами подарил капитанам Железных Островов.
У Селтигаров есть боевой топор из валирийской стали, хранящийся в их замке на Клешне [22] . Наемнику Кагго, капитану из отряда Гонимых Ветром, принадлежал черный аракх (кривая сабля), выкованный из валирийской стали. Подобное оружие большая редкость — известны сотни мечей из валирийской стали, но лишь несколько аракхов, выкованных из этого благородного материала [23] .
Валирийская сталь шла и на изготовление других предметов, помимо оружия. Так, например, Эйгон Завоеватель носил корону из валирийской стали, которая перешла к его потомкам; последним ее носил Дейрон I. Неизвестно, что с ней стало, вероятно, она пропала в последнем дорнийском походе, когда Дейрон I был разгромлен и погиб.
Мейстеры Цитадели, прошедшие курс «тайных наук», получают звено из валирийской стали, которое вплетают в нашейную цепь — знак их принадлежности к ордену. Такое звено было у мейстера Лювина. «Тайные науки» не слишком популярны среди мейстеров, так что только у одного мейстера из сотни есть такое звено [24] . Архимейстер, специализирующийся в этой области, носит маску, кольцо и жезл из валирийской стали [25] .
Драконий рог Эурона Грейджоя был окован кольцами из червонного золота и валирийской стали [26] .
Согласно дополнительным материалам к третьему сезону телесериала, в роду Болтонов от отца к сыну передавался свежевальный нож из валирийской стали.
За кулисами
Мартин называл ближайшим аналогом валирийской стали из реального мира дамасскую сталь, но подчеркивал, что валирийская сталь — металл магический, созданный при помощи волшебства [5] .
С точки зрения металлургии дамасская сталь является композитным материалом (переплетение стальных полос с разными физическими свойствами), поэтому в случае перековки такая сталь теряет все свои свойства. Ближайший аналог из реального мира — это булатная сталь, рецепт выплавки которой был несколько раз утерян и вновь открыт. Из-за крайней чувствительности к пропорциям и примесям получить более пуда булата за один раз проблематично; по этой причине материал был дорогим и редким.
Как делают самурайский меч катана
Японцы знают толк в хороших машинах, высоких технологиях и вкусно приготовленных морепродуктах. А еще Япония известна как страна с самым прочным в мире холодным оружием.
Попробуем разобраться, в чем секрет удивительных качеств катаны и как они производятся.
Кендзюцу и самураи. Искусство владения
Умение владеть боевой катаной считается почетным в Японии. Правда, сегодня таких мастеров не так много. Жители «Страны восходящего солнца» давно сменили мечи на белые воротнички, а породистых скакунов – на «Тойоты» и «Ниссаны». Однако искусство изготовления самурайских мечей не может быть забыто. В Японии еще остались мастера, которые занимаются их производством. Стоит заметить, что делают они это весьма искусно.
Самураи как класс перевелись еще в конце 19 века. Их традиции по-прежнему чтут, а подарочная японская катана считается чем-то вроде фетиша, который должен быть в каждом доме. Современные кузнецы в Японии не сидят без работы. Несмотря на то, что прогулки по Токио с мечом могут обернуться уголовной ответственностью, катаны заказывают регулярно.
Особенности изготовления японских мечей
Кузнечное дело продвинулось далеко вперед, однако сделать больше 10 мечей за год не может даже самый опытный кузнец. Это с учетом того, что работать приходится без выходных.
Чтобы изготовить одну катану, необходимо порядка 4 кг стали. Чтобы сталь стала мягкой, ее держат в раскаленной печи 30-40 минут. Затем кусок металла спрессовывают, остужают и раскалывают на мелкие кусочки. Их выкладывают в 3-4 слоя, оборачивают бумагой и поливают глиной – чтобы не развалились в печи.
Далее начинается самый главный этап ковки. Раскаленный в печи кусок время от времени достают, бьют по нему кувалдой и поливают глиной, а также обваливают в соломе. Это позволяет металлу держать форму. Бруски растягивают и снова отправляют в печь. Регулярное повторение данной процедуры делает будущий меч невероятно крепким.
Когда металл достают в 13-й раз, он имеет свыше 8000 прокаленных слоев. Именно на этом этапе ему начинают придавать форму меча. Потребуется около 3 месяцев, чтобы сувенирное японское холодное оружие обрело идеальную форму. В кузнице выполняется только 1/3 всех работ. После них начинается полировка и заточка меча.
Работа точильщика
В профессии точильщика самый главный элемент – это глаза. Нужно быть предельно внимательным, чтобы не пропустить ни одной детали. Катана должна стать гладкой, как зеркало.
Каждое изделие, изготовленное в Японии, становится произведением искусства. Рисунок на лезвии называется хамон. Он образуется на линии смешивания твердой и мягкой стали.
Стоимость катаны, которая изготавливается из рафинированной стали на протяжении 3-4 месяцев, может достигать 15 000 долларов и более. Такая цена под силу далеко не каждому пользователю. Именно столько стоит неплохой седан или кроссовер начального уровня.
Тем, кто не располагает подобным бюджетом, но хотел бы приобрести качественную вещь для себя или вручить ее в качестве подарка, можно посоветовать сувенирные изделия. Они не обладают боевыми качествами, но выглядят эффектно и привлекательно. Получить катану в подарок – мечта любого мужчины, которая сегодня вполне осуществима.
Я понские мечи: история появления и секреты изготовления
Феномен меча известен с древних времен. По какой-то причине именно это оружие, лишенное мощи боевого топора, универсальности копья или дальнобойности лука, предназначенное исключительно для обороны, а не для атаки, в европейской оружейной культуре было возвеличено до совершенно неприличных высот, став своего рода фетишем. Европейцы объясняют это схожестью формы меча и креста, однако же на другой стороне земли, в Японии, где не было никаких крестов, да и меч выглядел несколько иначе, роль того самого “фетиша”, т.е. культового оружия, всё равно занял именно меч!
Впрочем, у японцев на этот счет также есть религиозное объяснение. По традиционным японским синтоистским верованиям, меч является одной из трех священных регалий (бронзовое зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама и меч Кусанаги-но Цуруги), — полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому имеет еще и сакральную функцию.
Обладание мечом ставило его владельца на определенную социальную ступень. Ведь простолюдинам — крестьянам, ремесленникам, купцам — было отказано в праве ношения холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а меч, заткнутый за пояс, служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к придворной знати или самурайскому сословию.
В течение многих веков меч считался овеществленной душой воина. Но для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, они передаются от поколения к поколению как бесценные сокровища, хранятся в экспозициях национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры.
Японский меч – катана
Японский булат – технология изготовления японских мечей
Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать трудно. Легендарный меч Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими товарами ввозили с континента — из Китая и Кореи.
Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи.
Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их делали более длинными и чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о металлургических технологиях, они путем многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того, как сделать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким.
Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, что достигалось длительной ковкой, делало сталь мягкой, перенасыщенность — жесткой, но очень хрупкой.
Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке — с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата. Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.
Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные отшельники ямабуси, исповедывавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и кузнецы, изготовлявшие оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже превращали ковку меча в некое религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма — рисовой веревкой и бумажными полосками.
Технология ковки, судя по всему, тоже была необычной. Отобранные куски железа тщательно обрабатывались на наковальне, потом получившийся слиток перерубали зубилом, складывали пополам и снова отковывали. Так продолжалось многократно. Куски стали с различными характеристиками (их число достигало пяти — отдельно для лезвия, сердечника, боковых покрытий и тыльной части меча) компоновались один с другим и скреплялись ковкой.
В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура кото становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода. Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.
Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие.
Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев. Между тем другой мастер изготавливал деревянные ножны. В ход шла в основном древесина хоноки — магнолии, потому что она эффективно предохраняла меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из накрученного жгута.
Изначально большинство мечей кото производилось в провинции Ямато и соседней с ней Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов достигло в период Камакура (1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным качеством и артистизмом дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями к поясу, лезвием вниз. К этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до 1,5 м длиной, предназначенные для конных воинов и позволяющие “достать” из седла, пригнувшегося к земле пешего противника. Эти мечи всадники нередко прикрепляли за спиной.
Подлинный самурайский меч – время потрепало ножны, но не властно над клинком
Японские мечи: от катаны до синсинто
По мере того как страна втягивалась в кровавые междоусобицы XIV века, нанесшие немалый урон экономике страны, но способствовавшие процветанию оружейников, спрос на мечи возрастал. Крупные мастерские обосновались в провинциях Бидзэн, Сагами и Мино. Так, в те времена в Бидзэн работало более 4 тысяч мастеров, в Мино — 1270, в Ямато — 1025.
Если принять среднюю производительность кузнеца тех лет за 30 мечей в год (хотя более дорогие заказы занимали гораздо больше времени), то только провинция Бидзэн производила ежегодно 120 тысяч мечей. Всего в те годы в обращении по всей Японии было около 15 миллионов единиц этого холодного оружия.
Во что обходилась самураю его «душа» — меч? Подсчитать реальную стоимость меча в современном денежном исчислении очень трудно. Но об этом можно составить представление по числу рабочих дней, потраченных на производство одного стандартного меча. В годы периода Нара (710-794) мастер тратил на ковку 18 дней, 9 дней — для его украшения, 6 дней — на лакировку ножен, 2 дня — на кожаные ремни, еще 18 дней на окончательную доводку и подгонку. А если к этому добавить стоимость материалов, то самурайский меч становился весьма дорогим приобретением.
Более качественные и дорогие мечи предназначались как для подарков начальству, иностранным гостям или богам (их оставляли в алтаре полюбившегося храма), так и для награждения наиболее отличившихся воинов. С середины XIII века в производстве мечей наметилось разделение труда. Одни мастера ковали, другие полировали, третьи изготовляли ножны и т.д.
С появлением воинских доспехов, способных выдержать удар стрелы и меча, форма холодного оружия начала изменяться. Мечи стали короче (около 60 см), шире и тяжелее, но намного удобнее в пеших поединках. Чтобы поразить уязвимое место в доспехе противника, помимо меча применяли и кинжалы. Таким образом, воин стал носить за поясом сразу два клинка, обращенных лезвием кверху — меч катана и кинжал (короткий меч) вакидзаси. Этот набор назывался дайсё — т.е. «большой и малый».
В стране в те годы существовало более тысячи различных школ мастеров-оружейников. Каждая мастерская предлагала собственный метод ковки, закалки, украшения меча. Огромный спрос на оружие привел к снижению качества. В результате секреты изготовления старых мечей кото были безвозвратно утрачены, и каждая мастерская занялась поиском своей технологии. Иные клинки — их называли синто (“новые мечи”) — получались очень хорошими, другие — менее удачными, но ни один из них уже не мог подняться до высот кото.
Появление в стране импортных европейских образцов оружия не смогло как-то повлиять на традиционные технологии. Японцы с удивлением обнаружили, что испанские и немецкие клинки изготовлялись в «одну ковку». Поэтому большинство завезенных в страну мечей было использовано как сырье для переработки в соответствии с японскими технологиями. После перековки из них получались неплохие кинжалы.
На хвостовике клинка мастера зачастую ставили свое клеймо. С течением времени рядом с именем мастера стала появляться и информация о проведенных испытаниях оружия. Дело в том, что с наступлением периода Эдо (1600-1868) в стране воцарился мир. Испытать острие своего меча самураям можно было только на тесно связанном пучке мокрой рисовой соломы. Конечно, случались и «испытания на живом материале».
По существовавшей традиции самурай мог без лишних разговоров зарубить проявившего непочтительность простолюдина — крестьянина или мастерового. Но подобные «забавы» стали вызывать осуждение. И тогда испытывать только что выкованные мечи стали на телах казненных преступников.
По законам сёгуната тела казненных становились собственностью государства, за исключением останков убийц, татуированных, священнослужителей и неприкасаемых, на которых распространялось табу. Тело казненного привязывали к столбу, и проверяющий качество меча рубил его в обусловленных местах. Затем на хвостовике оружия вырезалась надпись, например, что мечом было разрублено два тела, — своеобразное клеймо ОТК.
Особенно часто такие отметки делались на клинках, произведенных в XIX веке. Их стали называть синсинто (“новые новые мечи”). В определенном смысле этот период стал ренессансом искусства изготовления японских мечей.
Но этот период возрождения древнего искусства продолжался недолго. После Реставрации Мэйдзи (1868) в стране был проведен ряд реформ, в том числе и отмена сословных привилегий. Бывшим самураям было запрещено ношение меча в общественных местах, соответственно, ввели жесткие ограничения на производство холодного оружия. Лишь весьма небольшое количество оружейных мастерских получило лицензию на изготовление японских мечей, с тем чтобы сохранить навыки и секреты древнего искусства.
Японские мечи XX века
Некоторое оживление в этом секторе произошло в годы русско-японской войны 1904-1905 гг., а также с началом Второй Мировой войны. Но теперь мастерские и арсеналы снабжали армию не мечами, изготовленными традиционным способом, а скорее грубыми поделками машинной обработки, изготавливаемых методом штамповки. Впрочем, потомственные воины нередко отправлялись на поля сражений с бережно сохраненными дедовскими мечами.
Поражение во Второй Мировой войне сказалось катастрофически на количестве драгоценного древнего оружия, хранившегося в музеях и семейных сундуках. Американские оккупационные власти издали приказ об уничтожении в Японии всего оружия, огнестрельного и холодного. Потом, спохватившись, администрация внесла коррективы в приказ, разрешив сохранить лучшие образцы из храмовых, музейных и семейных коллекций.
Но к тому времени уже многое было уничтожено, в том числе и немало образцов кото и синто. Сказалась и пагубная мода на сувениры. Американские военные, возвращаясь на родину, прихватывали с собой приглянувшиеся мечи, часто даже не подозревая об их колоссальной исторической и культурной ценности. А после того, как мода на «самурайские игрушки» прошла, от них просто избавились.
К счастью, несколько мастеров-оружейников сумели пережить годы лихолетья и возобновили штучное производство мечей ручным способом. Некоторые из этих мастеров — кузнецы и полировщики — были удостоены титула «Живое национальное сокровище».