Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смазка из графита; свойства, возможности, цена графитной смазки

Смазка из графита — свойства, возможности, цена графитной смазки

Думаю, что стержень простого карандаша видели все, поэтому представить, что собой представляет графитовая смазка не сложно. Визуально речь идет о темной, густой смеси, которая может использоваться самым неожиданным образом.

Когда я столкнулся с областью применения состава в автомобиле, то даже инее подозревал, что спектр настолько широк. Все мои представления о том, для чего нужна смазка такого рода сводились к тому, что графитный порошок добавляли раньше в резину стеклоочистителей, чтобы они лучше скользили.

Сегодня продукцию используют для снижения трения между отдельными деталями агрегата. Преимущества вещества очевидно, с учетом его состава и технических характеристик, поэтому, стоит поговорить о смазке более подобно, и разобраться в том, для какой цели она подходит лучше всего, сколько стоит и какие составы имеют схожие свойства с графитовой смазкой.

Краткое описание смазки

Для производства смазки сначала готовятся отдельные компоненты. Формируется органическая основа, которая под воздействием кальциевого мыла становится более густой. Графит очень быстро растворяется в подготовленной массе и принимает вид эластичной пасты. Основная задача производителя – распределить порошок графита максимально равномернее, поскольку в дальнейшем, при нанесении на рабочую зону песчинки порошка могут остаться, и их придется удалять уже принудительно.

Несомненным преимуществом смазывающего состава является то, что порошок графита не является редкостью и добыть его можно даже в домашних условиях. С другой стороны, смазку на его основе купить можно не всегда. Именно по этой причине автомобилисты делают такой продукт самостоятельно – добавляют в обычный солидол графитовую пыль или порошок, а потом немного минерального масла. Все что остается сделать – это тщательно перемешать полученный состав. В целом, процедуру можно назвать весьма простой и доступной даже обычным пользователям.

Состав графитной смазки

Традиционно, смазка представляет собой пластичную массу, напоминающую густую сметану. В жидком виде использовать продукт невозможно. После нанесения состава на рабочую поверхность образуется тонкая сухая пленка.

Если говорить о составе, то материал сразу из графита не готовится. Порошок добавляется в продукт после подготовки основе. По большей части, графитовая смазка появилась после того, как в солидол стали добавлять графит.

В основе продукта используется состав из индустриального масла. Готовится основа путем обработки нефтепродуктов. Для загустения применяются жирные природные кислоты или синтетические добавки. Иногда производители добавляют литиевое мыло для этой цели. Чтобы получить качественную смазку в подготовленную массу необходимо добавить мелкодисперсионный графит.

Технические параметры смазки

Смазка графитового типа может быть использована в разных ситуациях. К примеру, продукт предназначается для обработки шарниров, шаровых опор, составных частей рулевой рейки. Подходит продукт и в качестве консерванта для деталей, находящихся на открытом месте или для обработки клемм аккумулятора.

При использовании стоит руководствоваться подробностями, прописанными в стандартной инструкции, которая обычно прилагается к масляному составу. Существенным моментом является то, что смешивать смазку с другими продуктами такого назначения недопустимо. Отдельно стоит рассказать о технических характеристиках смазки. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Характеристика продуктаЗначение
Температурный диапазон-20 — + 120 градусов Цельсия
Температура каплепадения77 градусов Цельсия
Вязкость при 0°С и предел прочности при +50°С100 (1000) Па•с и 100 (0,1) Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г.2 мг.
Испаряемость за час при 150 °С3%, при учете, что в смазке находится такое количество воды
Срок годности с даты изготовления3 года

Дополнить сказанное стоит тем, что смазку лучше хранить в заводской таре. Это позволит уменьшить негативное воздействие внешней среды и продлить срок службы продукта на продолжительный период времени.

Преимущества и недостатки смазывающего состава

Смазки, создаваемые на основе графита, имеют массу положительных сторон и несомненных преимуществ. В качестве плюсов стоит выделить такие моменты:

  1. Высокая тепло- и электропроводность, что позволяет смазывать даже контакты.
  2. Устойчива к воздействию влаги, но при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  3. Термостойкий и химически нейтральный продукт.
  4. Противостоит коррозии и отличается стабильностью в использовании.
  5. Обладает свойствами, позволяющими снизить трение и избавить механизмы от заедания.
  6. Не реагирует на статическое напряжение и имеет отличные антифрикционные показатели.
  7. Доступная стоимость – за 800 граммов придется отдать всего 110 рублей и больше, с учетом региона продажи смазки.

У смазки имеются и небольшие недостатки. Здесь стоит отметить, что температурный диапазон у продукта не слишком значительный. Применять продукт в излишне трущихся деталях с прецизионными зазорами не стоит ввиду сильного и быстрого износа. Дополнительная информация о смазке представлена в видеоролике:

Аналогичные составы

Подобные смазки выпускают многие компании, поэтому стоит выделить наиболее качественные и востребованные продукты, имеющие характеристики, аналогичные признакам графитовой смазки.

Название составаКраткая характеристика
ФеликсВысокотемпературный состав, имеющий очень широкий диапазон использования.
ОйлрайтСмазка предлагается в разных формах, что удобно для использования. Отечественная смазка отличается низкой стоимостью и позволяет защитить механизмы от трещин и коррозии.
АгринолХимические вещества, которые подходят для эксплуатации при низкой температуре и в сложных условиях.
ЮкойлВесьма популярный бренд, который выпускает высококачественные составы для смазки деталей. Графитовая смазка этого производителя подходит для эксплуатации в сложных условиях. Состав практически не смывается.
VAGЧасто продукция этой компании применяется в быту и в машиностроении. Отличается неплохими качественными характеристиками.

Предлагаемые смазки, без сомнения очень качественные и могут выполнять свои функции даже при очень низких/высоких температурах, но стоит внимательно изучить прилагаемую инструкцию, чтобы учесть все существенные моменты в использовании конкретного состава.

Что такое графитовая смазка: область применения

В магазинах, в том числе онлайн-магазинах, продаются:

  • советский солидол со складских остатков;
  • новый солидол;
  • новые универсальные графитные смазки;
  • специализированные графитовые смазки.

Какую графитную смазку используете Вы?

Найти графитную смазку в России не трудно. Выбирать тип графитовой смазки нужно исходя из своих потребностей. Новый солидол — неплохой выбор.

Читайте так же:
Газ для портативных горелок

Владельцы старых отечественных автомобилей могут покупать обычный солидол — большинство узлов этих машин предназначались для работы именно на этой смазке, поэтому проблем с эксплуатацией не возникнет. Бывалые автомастеры утверждают, что советский солидол качественнее чем новый. Соответственно, если есть возможность, то лучше купить старый советский солидол. Главное при этом — тщательно проверить его, так как хранится он больше 30 лет и при несоблюдении условий часть своих свойств он мог утерять.

Главное преимущество солидола — его дешевизна.

Для тех, кто владеет новым автомобилем, велосипедом или другой техникой, или механизмом, есть смысл присмотреться к новым поколениям графитных смазок. Универсальные графитовые смазки нового поколения обладают более широким температурным диапазоном и общими свойствами работы, но при прочих равных лучше всегда искать специализированную смазку.

К примеру, автомобилисты могут найти специальные графитные смазки для подвески, рулевого механизма и других частей автомобиля. Такие смазки предназначены для конкретного узла автомобиля и таким образом показывают себя лучше всего при работе с ним

Это особенно важно еще и потому, что позволяет сохранить узел в рабочем состоянии на более длительный период по сравнению с неспециализированной смазкой

Какие бывают смазки для резьбы свечей и форсунок

Существует несколько типов смазок, которые нужно учитывать при выборе. Они отличаются составом, стойкостью к температурам, областью применения, и соответственно, ценой. Так, термостойкие смазки делятся на:

  • графитовые;
  • медные;
  • керамические.

Для защиты резьбы от коррозии

Смазка на графитовой основе имеет наиболее простой состав, наименьший рабочий температурный диапазон, однако и наименьшую цену. Обычно подобные составы используют в качестве смазки для резьбы свечей зажигания на бензиновых двигателях. Особенно это актуально для бюджетных машин, владельцы которых не желают или не имеют возможности приобретать более дорогие смазочные материалы. Однако в данном случае речь не идет о традиционной графитовой смазке, которая имеет весьма скромные температурные характеристики.

Медная смазка для свечей относится к разряду высокотемпературных. Они сделаны из трех основных компонентов — измельченной мелкодисперсной меди, минерального или синтетического масла, а также веществ, которые противодействуют коррозии. Преимуществами использования медной смазки является широкий рабочий температурный диапазон, снижение силы трения, отсутствие испарения и точки росы. Отметьте, что перед нанесением медной смазки для защиты резьбы от коррозии и пригорания соприкасающиеся поверхности (обе резьбы) необходимо тщательно очистить от мусора, а наносить ее нужно аккуратно, чтобы на резьбу не попал мусор. Это повысит рабочие свойства смазочного состава.

Обратите внимание, что при использовании медных смазок необходимо немного уменьшать момент затяжки, поскольку в противном случае можно попросту сорвать резьбу на свече. Другими словами, не нужно сильно перетягивать свечку при ее монтаже!. Традиционно медные смазочные составы используют для смазки свечей зажигания бензиновых двигателей с повышенной рабочей температурой и турбомоторов

Однако в некоторых случаях их применяют и в качестве смазки для свечей накала, а также как смазку для дизельных форсунок. Зачастую это объясняют тем, что, мол, медь лучше отводит тепло, чем керамика. Это весьма спорный вопрос, поскольку в данном контексте важен не только широкий температурный диапазон, а стабильная работа смазки при высокой температуре. То есть, чтобы она не спекалась и не густела. А для этого все же лучше подходят составы на основе синтетической керамики

Традиционно медные смазочные составы используют для смазки свечей зажигания бензиновых двигателей с повышенной рабочей температурой и турбомоторов. Однако в некоторых случаях их применяют и в качестве смазки для свечей накала, а также как смазку для дизельных форсунок. Зачастую это объясняют тем, что, мол, медь лучше отводит тепло, чем керамика. Это весьма спорный вопрос, поскольку в данном контексте важен не только широкий температурный диапазон, а стабильная работа смазки при высокой температуре. То есть, чтобы она не спекалась и не густела. А для этого все же лучше подходят составы на основе синтетической керамики.

Резьбовая смазка от прикипания

Керамические смазки для свечей являются самыми современными и технологичными. Это обеспечивается их составом, в который входят высокотемпературные элементы (керамическая пыль, проникающая в поры металла), позволяющие значительно расширить рабочий диапазон смазочного элемента. Обычно они реализуются в виде термопасты, поэтому зачастую так и называются — паста для свечей накала. Использование такого состава обусловлено, во-первых, температурной стабильностью, то есть, смазка не выгорает и густеет, а во-вторых, ее способностью выдерживать высокие механические нагрузки, которым подвержена свеча накала. Поэтому оптимальным ответом на вопрос о том, чем смазать свечи накала перед установкой, будет ответ — лучше всего для этого использовать керамическую высокотемпературную смазку.

Некоторые производители свечей зажигания (например, DENSO) прямо указывают, что их изделия перед установкой смазывать не нужно. Однако эту информацию нужно уточнять дополнительно в инструкции или на упаковке!

Литиевые смазки СССР/России

ЦИАТИМ-201

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой
Недостатки
  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Читайте так же:
Латунь ржавеет или нет

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — очень хорошая, 1400-1500 кгс.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Смесь нефтяных масел, загущенная литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

Технические параметры смазки

Смазка графитового типа может быть использована в разных ситуациях. К примеру, продукт предназначается для обработки шарниров, шаровых опор, составных частей рулевой рейки. Подходит продукт и в качестве консерванта для деталей, находящихся на открытом месте или для обработки клемм аккумулятора.

При использовании стоит руководствоваться подробностями, прописанными в стандартной инструкции, которая обычно прилагается к масляному составу. Существенным моментом является то, что смешивать смазку с другими продуктами такого назначения недопустимо. Отдельно стоит рассказать о технических характеристиках смазки. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Характеристика продуктаЗначение
Температурный диапазон-20 — + 120 градусов Цельсия
Температура каплепадения77 градусов Цельсия
Вязкость при 0°С и предел прочности при +50°С100 (1000) Па•с и 100 (0,1) Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г.2 мг.
Испаряемость за час при 150 °С3%, при учете, что в смазке находится такое количество воды
Срок годности с даты изготовления3 года

Дополнить сказанное стоит тем, что смазку лучше хранить в заводской таре. Это позволит уменьшить негативное воздействие внешней среды и продлить срок службы продукта на продолжительный период времени.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» – 100% диэлектрик.

Видео «Инструкция по изготовлению смазки»

Пользователь obelix2006 снял видеоролик, в котором представлена подробная инструкция по самостоятельному изготовлению графитной смазки в домашних условиях.

Графит считается довольно известным материалом, так как он применяется при изготовлении простого карандаша. В последнее время он применяется также при производстве различных смазок, которые характеризуются своими определенными эксплуатационными характеристиками. Смазка графитовая предназначена для решения самых различных задач. При этом в состав могут добавляться и другие присадки, за счет которых веществу придаются особые свойства. Рассмотрим особенности подобного предложения подробнее.

Загустительная основа графитной смазки

Графитовая смазка на основе солидола

Наиболее распространена графитная смазка в её обычном исполнении – густая консистентная мазь серого цвета. Но сейчас она выпускается и в виде аэрозоля, что делает более удобным её нанесение тонким слоем. В продаже есть также и меднографитная смазка-спрей, с добавлением медной пудры – об использовании её в автомобиле скажем чуть позже.
В зависимости от области применения графитной смазки, в настоящее время можно выбрать подходящую по составу – главное различие видов таких смазок заключается в веществе, играющем роль загустителя масла, который может быть:

  1. Углеводородным.
  2. Органическим.
  3. Неорганическим.
  4. Мыльным.

Изготовление графитной смазки своими руками в настоящее время имеет смысл только в плане удовлетворения любопытства – имеющиеся в продаже смазочные материалы недороги, а добиться чистоты и тонкого помола графита можно лишь, изрядно потрудившись. Впрочем, для приготовления «графитки» для бытовых нужд достаточно тщательно перемешать графитный порошок с любой консистентной смазкой – от литола до ШРУСа.

Как сделать графитовую смазку своими руками

Графитная смазка своими руками

В связи с популярностью графитной смазки среди автомастеров, а также простотой ее состава, существует несколько народных методов, с помощью которых можно изготовить это смазочное средство в домашних условиях.

Необходимо взять графитовый порошок, солидол и машинное масло. Их соотношение может быть разным. Основу составляет жидкое масло, к которому добавляется солидол, а потом и графит (в его качестве можно использовать перетертый грифель карандаша или изношенные щетки электродвигателя или токосъемника). Далее эту массу необходимо размешать до получения консистенции, похожей на сметану. Вместо машинного масла можно использовать трансмиссионное.

Однако необходимо понимать, что самодельные смеси не будут отвечать заявленному ГОСТу, поэтому такие смазки не будут соответствовать его нормам. Кроме этого, срок хранения самодельных графитовых смазок будет значительно ниже заводской.

Читайте так же:
Виды освещения жилого помещения

Графитовая смазка, область применения и характеристики

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

графитная смазка

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

графитовая смазка спрей

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.

основа графитовой смазки

Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость. Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.
  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6. В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.
  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9. Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10. Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле

  • шаровые опоры, шарниры рулевого механизма, механизм рулевой рейки, части гидроусилителя (за исключением деталей, смазываемых трансмиссионными маслами);
  • элементы рессорной подвески (противоскрипные механизмы, плоскости прилегания пластин);
  • опорные подшипники с низкой скоростью вращения;
  • крестовины карданного вала (смазывание производится нагнетанием через т.н. «тавотницы»);
  • шлицевые соединения валов (можно использовать спрей);
    использование смазки на шлицевых соединениях валов
  • внутренние полости оболочки тросовых приводов;
  • графитовая смазка используется для клемм аккумулятора, и других электрических соединений, при условии единого слоя между соседними контактами;
  • покрытие резьбовых соединений в качестве профилактики «прикипания»;
    смазываем от прикипания
  • в качестве консерванта открытых ржавеющих деталей при длительном хранении техники.

Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

смазка Вымпел

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Читайте так же:
Интернет розетка обозначение на схеме

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

смазываем тормозные колодки медной смазкой

Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в разной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.

Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Заключение

графитовый порошок в банке

При всех достоинствах составов, содержащих графит, необходимо помнить простое правило: «Каждой детали, своя смазка»

Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.

Графитовая смазка

графитовая смазка

Графитовая смазка (устаревшее название «графитная смазка УСсА») – трехкомпонентное пластичное вещество темно-коричневого или черного цвета.

Ее назначение – снижение трения в узлах и механизмах за счет образования разделительной смазочной пленки между движущимися деталями в местах, где принудительную циркуляцию масла создать сложно или практически невозможно. Графитовая смазка обеспечивает дополнительную герметизацию, обладает антикоррозионными свойствами, предохраняет детали от износа.

графитовая смазка

Маркировка графитовой смазки

Согласно ГОСТ 23258 – 78 «Смазки пластичные» графитовая смазка имеет обозначение – СКа 2/6-г3, где:

  • С – антифрикционная группа материалов общего применения, предназначенная для снижения износа и уменьшения трения скольжения сопряженных деталей при обычных температурах.
  • Ка – тип загустителя – кальциевое мыло. Нерастворимо в воде, благодаря чему графитовая смазка становится водостойкой.
  • 2/6 – это техническая характеристика,показывающая рекомендуемый температурный интервал, в соответствии с принятыми сокращениями соответствует температуре от -20 о С до +60 о С.
  • г – использование графита в качестве твердой добавки к нефтяному маслу.
  • 3 – коэффициент проникновения частиц графита в нефтяное масло, характеризует густоту смазки.

графитовая смазка

Графитовая смазка выпускается в различном виде, от которого зависит область ее применения. Сфера применения и назначение в зависимости от формы выпуска:

  • пластичная смазка – густое вещество, применяется для кинематических схем с высокой нагрузкой;
  • аэрозольная смазка – содержит тонкодисперсный графит, служит консервантом резьбовых и прочих сборных соединений, подверженных высокой термической нагрузке, уменьшает вероятность прикипания, создает гарантию их раскручивания через 5 – 8 лет;
  • жидкая масляная дисперсия – не содержит загустителя, обладает высокими противозадирными свойствами: предотвращает появление широких или глубоких борозд, которые могут появляться вследствие схватывания или заедания поверхностей при трении.

графитовая смазка

Эксплуатационные характеристики различных видов графитной смазки соответствуют условиям эксплуатации практически любого оборудования.

Как получают графитовую смазку?

Производство графитовой смазки регламентируется ГОСТ 3333 – 80 «Смазка графитная». Технологический процесс состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

  • Для изготовления основы применяется минеральное или синтетическое нефтяное масло – смесь высокомолекулярных углеродов с температурой кипения более +300 о С.
  • Загущение масла проводится путем добавления кальциевого жирового или синтетического мыла. Полученная смесь имеет название – солидол.
  • В результате смешивания солидола с графитовым порошком получается конечный продукт – графитовая смазка.

Натуральные и синтетические составляющие солидола сказываются на его характеристиках – органическая смазка имеет более плотную консистенцию и высокое качество, а синтетическая – большую область использования и низкую цену. Степень помола графитового порошка определяет сферу применения смазки.

Состав графитовой смазки

графитовая смазка

Пластичная графитовая смазка состоит из трех основных компонентов:

  • Масло – дисперсионная среда (90% от общего состава). Минеральное масло получается в процессе перегонки нефти при помощи ее дистилляции или удаления взвешенных остатков из гудрона. А переработка нефти или мазута под действием водорода с целью удаления азотосодержащих соединений позволяет уменьшить молекулярную массу конечного продукта – в результате получается масло, по свойствам приближенное к синтетическому, которое характеризуется более высокими характеристиками при эксплуатации.
  • Загуститель – кальциевое мыло. Жировое мыло – результат обработки гашеной известью жирных кислот растительных масел, синтетическое образуется в результате окисления высокомолекулярных углеводородов кислородом воздуха.
  • Графит – дисперсная фаза. Минерал, одна из модификаций углерода. Устойчив к воде, но смачивается маслом. Имеет слоистую структуру, благодаря которой заполняет в деталях неровности любого размера, что существенно снижает коэффициент трения. Стабильно держится на поверхности рабочей зоны, в случае замены смазки подлежит принудительному удалению.

графит

Согласно техническим условиям, разработанным непосредственно на предприятиях, при производстве графитовой смазки допускается использовать дополнительные компоненты или заменять стандартные:

  • Добавление литиевого мыла позволяет увеличить термостойкость до +140 °C.
  • Замена графитового порошка на поляризованный графит, который не смачивается маслом. Это позволяет повысить коэффициент сцепления разнородных поверхностей и существенно снизить трение. Толщина слоя покрытия такой смазкой всего 5 – 20 мкм. Однако при этом важно знать, что поляризованный графит пропитывается водой, а, следовательно, сфера его применения ограничена.
  • В результате замены кальциевого мыла на литиевое одновременно с добавлением порошка меди к графиту получается медно-графитовая смазка. Ее отличительная особенность – высокая механическая стабильность при температуре до +300 °C. При этом она характеризуется высокой эффективностью при защите от коррозии и износа, увеличивает количество скручиваний деталей и способствует предотвращению заклинивания.
  • Добавление дисульфида молибдена к графитовому порошку позволяет расширить сферу применения материала – коэффициент ее эффективности не изменяется при использовании в сухой или влажной среде.
Читайте так же:
Как расширить отверстие в металле

Кроме того, использование различных присадок, таких как порошок свинца или цинка, позволяет улучшить антикоррозионные и противозадирные качества графитной смазки.

Характеристики графитовой смазки

графитовая смазка

Характеристики смазки установлены ГОСТ 3333 – 80 и дополнительными техническими условиями:

  • обеспечение непрерывной работы оборудования при температуре окружающего воздуха от -20 ℃ до +60 ℃;
  • температура каплепадения смазки +80 ℃;
  • предел прочности сдвига при температуре +50 ℃ – 100 Па;
  • содержание воды в составе – не более 3%;
  • защита от коррозии на стали марки 40, 45, 50;
  • стабильность состава – допускается выпадение нефтяного масла не более 5 % от общего объема;
  • температура вспышки +210 °С;
  • вязкость при 0 °С – не более 100 м 2 /с;
  • плотность – от 1,5 до 1,75 г/см 3 .

По степени воздействия на организм графитовая смазка относится к 4 классу опасности.

Свойства графитовой смазки

графитовая смазка

Технологические свойства графитовой смазки заключаются в следующем:

  • защита от износа, задиров и повреждений,
  • защита от коррозии,
  • устойчивость к лакокрасочным покрытиям и полимерам,
  • обеспечение герметичности,
  • действие в качестве консерванта,
  • теплопроводность, отвод тепла от механизма,
  • электропроводность,
  • устойчивость к влаге,
  • температурная устойчивость,
  • химическая резистентность,
  • высокая адгезия.

Дополнительные свойства смазки определяются техническими условиями и зависят от свойств внесенных присадок.

Где применяется графитовая смазка?

графитовая смазка

Графитовая смазка применяется в различных отраслях промышленности, автомобилестроении и в бытовых условиях для обслуживания следующих элементов:

графитовая смазка

  • опор скольжения и качения;
  • направляющих;
  • резьбовых соединений длительного срока службы;
  • рессор;
  • тяжелонагруженных подшипников;
  • редукторов;
  • контактов аккумулятора;
  • открытых зубчатых передач;
  • колесных гаек, болтов или шпилек;
  • дверных петель и механизмов замков;
  • узлов техники, работающей в условиях повышенного содержания пыли;
  • запорной арматуры;
  • конвейерных механизмов;
  • соединений глушителя;
  • резьбовой части свечей зажигания;
  • цепей.

Кроме того, допускается смазывание окрашенных механизмов и покрытие деталей из различных полимеров.

Марки графитовых смазок

Среди разновидностей графитовой смазки можно выделить:

  • Ойлрайт. Графитная смазка. Предназначена для устранения трения и предотвращения износа в механизмах повышенной нагрузки при температуре от -20 о С до + 70 о С. Высокие противозадирные свойства. Подходит для устранения скрипа. Не повреждает лакокрасочные покрытия, пластмассу и резину. Обладает резким запахом.
  • Смолтехнохим. Смазка графитная. Изготовлена по ГОСТ 3333 – 80 из органического масла и жирового кальциевого мыла. Подходит для механизмов любой степени нагрузки. Обладает антифрикционными и антикоррозийными свойствами.
  • KERRY. Графитная смазка на основе синтетического масла. Обладает повышенной механической стабильностью и антифрикционными свойствами. Устойчива в химически агрессивной среде.
  • Элтранс. Графитовая смазка с высокими показателями адгезии и электропроводимости. Эффективно предотвращает прикипание и окисление деталей. Мелкодисперсный графит не вымывается из узлов даже после выработки состава.
  • Смазка на основе графита и дисульфида молибдена. Интервал температуры от -180 о С до +420 о С. Устойчива к выдавливанию из зоны трения, создает герметичность. Подходит для высоконагруженных узлов и механизмов.

графитовая смазка

Отличительные характеристики смазки, а также рекомендуемые условия применения наносятся производителем на этикетку, что позволяет выбрать подходящую из большого ассортимента.

Плюсы и минусы графитовой смазки

графитовая смазка

Преимуществами использования графитовой смазки выражены в следующем:

  • широкая сфера применения,
  • высокие антифрикционные свойства,
  • антикоррозийные свойства,
  • дополнительная герметизация узлов и механизмов,
  • использование в труднодоступных частях механизма,
  • широкий температурный диапазон применения,
  • устойчивость к агрессивным средам,
  • водоотталкивающие свойства,
  • гарантия раскручивания изделий по резьбе,
  • заполнение мелких повреждений металла,
  • консервационные свойства,
  • многообразие выбора,
  • длительный срок хранения – от 5 лет,
  • низкая цена.

В качестве недостатка следует отметить ограниченность применения в узлах и механизмах повышенной точности – графитовый порошок в этом случае выступает как абразив, что приводит к преждевременному износу оборудования.

Что лучше – графитовая смазка или Литол?

литол

Литол – пластическая смазка, изготовленная на основе органических или синтетических нефтяных масел с применением литиевого мыла в качестве загустителя. Такой состав характеризуется антикоррозионными, термостойкими и высокими адгезионными свойствами. Существенные различия графитовой смазки от Литола заключаются в следующем:

  • Температурный диапазон применения Литола выше – до +130 о С.
  • В процессе эксплуатации графитовая смазка дополнительно герметизирует узлы, тогда как Литол пропускает пыль и накапливает ее в своем составе.
  • Частицы графита из смазки ни при каких условиях самостоятельно не вытесняются в отличие от Литола, который под воздействием высокого давления может полностью высохнуть.
  • В местах плотного прилегания деталей частицы графита заполняют неровности, тем самым снижая коэффициент трения. Литол – однородная смесь, поэтому ее антифрикционные свойства немного ниже.
  • Графитовая смазка обладает электропроводностью, Литол – абсолютно не проводит электричество.

литол

Смешивание Литола и графитового порошка применяется в промышленности для повышения температурного диапазона. Но сфера применения такой смазки ограничена.

Графитовая смазка – достаточно эффективное средство для защиты нагруженных механизмов от износа. Высокие технические характеристики в сочетании с низкой стоимостью обеспечивают ее применение в разных областях промышленности. К тому же добавление специальных присадок существенно улучшает ее качество и расширяет диапазон использования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector