Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Споттер: что это такое и зачем он нужен

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Этот аппарат, позволяет значительно сэкономить время при рихтовке металла

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Прежде всего сопоттер или его еще называют спот — это сварочный аппарат для контактной сварки

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

С помощью споттера можно достаточно быстро приваривать «зацепы» для вытягивания металла

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

При сварке, споттер не оставляет шлака и окалин, а так же не портит внутреннюю поверхность детали, что предотвращает образование «скрытой» коррозии

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.
Читайте так же:
Как соединить медные провода с алюминиевыми

Шайбы и кольца, которые у нас выступали в качестве «зацепа», можно легко удалить вращательным движением

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Как выбрать споттер для кузовного ремонта автомобиля? Обзор характеристик, производителей и принципа работы оборудования.

Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.

Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.

Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.

Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.

Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:

  • толщины металла детали.
  • тип насадки.
  • временного интервала проведения работ.
  • мощности.

Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:

  • струбцины.
  • точечные крепежи споттера.
  • электроды.
  • приспособления для удаления вмятин.
  • элементы для вытягивания ребер.
  • насадки в виде полумесяцев и шпилек.

Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.

Классификация оборудования

Споттеры разделяют на два типа:

  • инверторные.
  • трансформаторные.

От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:

  • для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
  • для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.

В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:

  • 220В.
  • 380В.

Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.

В основной комплект поставки такого оборудования входят:

  • крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
  • обратный молоток.
  • клещи пневматического типа.

Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.

Как работать со споттером?

Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.

Алгоритм работы тут будет следующий:

  1. Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
  2. К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
  3. Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
  4. Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
  5. После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
  6. Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.

На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.

Видео примеры работы с таким оборудованием.

Читайте так же:
Лучший насос повышения давления


Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.

На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:

  1. Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
  2. Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
  3. Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
  4. Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
  5. Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.

А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.

Что такое "Споттер"?

«Споттер» – слово в наши дни весьма популярное. Именно о нем и пойдет речь. Но для каждого оно значит что-то совершенно свое. Например, оружейники понимают его как чистый перевод с английского – «целеуказатель». В спорте, в частности автомобильном, этим словом нередко называют тренера, руководителя: «споттер» приказал мне весь второй круг держаться за пятым номером»…
В среде фотографов «споттер» – это человек, посвятивший себя съемке летательных аппаратов.
Ну, а в сфере автосервиса споттер – это особый сварочный аппарат. Именно о нем и пойдет речь.

Еще лет десять-пятнадцать назад хороший рихтовщик был для автосервиса буквально драгоценностью, бесценным сокровищем, обладание которым делало сервис и известным, и привлекательным. Такой мастер не только владел отточенным чувством металла, но еще и накапливал в течение трудовой жизни собственный набор различных выколоток, поддержек, хитрых крючков и всевозможных приспособлений, с помощью которых можно было «забираться» в скрытые полости автомобильного кузова и выправлять самые зловредные вмятины. Мастера старой школы хранили свои инструменты, как и способы работы с ними, в глубоком секрете и часто работали в отдельном помещении, не допуская в него любопытных.

Внедрение точечной сварки в практику работы автомастерских вначале вроде бы не сулило ничего неожиданного. Однако скоро выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за какой-то крепежный элемент, приваренный к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры.

Если сказать, что они появились недавно – это будет неправда. В разных странах на Западе они известны уже, пожалуй, лет сорок. Но вот широкое распространение эти приборы получили действительно только в последние десятилетия. И связано это, прежде всего, с внедрением цифровых технологий управления сварочным током. Ведь процесс точечного приваривания скоротечен, и потому ручному управлению почти не подвластен.

В чем особенности споттера?

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод от источника тока присоединяется к детали, с которой работают, то есть к деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент. Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением.

Крепежным элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае лучше всего подходит для выполнения задачи. Крепится элемент в удобном для работы пистолете – «стаддере».

Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат, нагревается до температуры чуть- чуть, на 10…20%, «не дотягивающей» до температуры плавления. В этом случае привариваемый крепежный элемент, хорошо прижатый к панели, достаточно прочно присоединяется к ней и позволяет потом вытягивать вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется скручиванием.

При этом прижимающее усилие обеспечивается вручную. А усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки.

Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения, тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля. И выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.

Поскольку споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.

Какие бывают споттеры

Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре стали обрастать различными функциями, набирать мощность и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова объединяться с братством машин контактной сварки. Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все: сваривать, нагревать, ставить заплаты и помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными» по питанию к стационарным сетям. Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.

Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой бытовой розетки. Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят» оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для правки вмятин на каких-нибудь современных BMW или «японцах».

Читайте так же:
Гердана из бисера своими руками

На следующей, более высокой ступени, стоят аппараты с трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих приспособлений, уже способны работать и в качестве промышленных сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь, и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.

А на самом верху этой пирамиды находятся современные приборы инверторного типа, позволяющие получать и использовать ток с частотой до 2000 Гц. Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.

В начале материала мы уже упоминали о том, что процесс приваривания крепежных элементов очень скоротечен, а качество соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того, насколько правильно выбран и выдержан режим сварки. Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий можно лишь при наличии электронного цифрового управления процессом. Споттеры с таким управлением существуют. Многие производители их так и называют: цифровые.

Кто их производит и что покупать

Понятно, что споттеры выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может. И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция… И столь же знакомые имена фирм: TECNA, TELWIN, DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE, ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…

Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция на российском рынке оборудования для автосервисов более всего известна благодаря стабильно высокому качеству при хорошем уровне цен. Например, такая хорошо себя зарекомендовавшая модель, как Digital Car Spotter 5500 может стоить меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.

Но уровень цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень для себя в зависимости от толщины своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других критериев. Однако в любом случае следует помнить: ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование. Ведь приняв решение о покупке споттера, станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками, его работу сможет выполнить любой слесарь средней квалификации. И потому стоит ли экономить дальше? Может быть, ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?

Споттер что это

В сервисе ремонта автомобилей большое значение играет вид используемой сварки. Если для крупных кузовных работ не обойтись без полуавтомата, то для мелких вмятин и проколов лучше использовать споттер. Он значительно экономит время на подготовительных этапах, не требуя снятия обшивки, а также минимизирует последующую обработку под покраску. Порой, поврежденное место настолько неудобно для обработки, что к нему можно подобраться только этим устройством. Что такое споттер? Как им работать? Какие виды и параметры бывают у этих аппаратов?

spotter-2800-temp-800x600

Устройство и принцип работы

Сварка споттером активно используется на многих СТО. Основное его предназначение — выравнивать поврежденные элементы поверхности, возвращая геометрические формы в исходное состояние. Этот аппарат имеет всевозможные насадки и режимы, позволяющие так «обработать» проблемное место, что конечный результат будет аналогичен заводскому виду. Часто споттером выполняют рихтовку кузовных элементов авто:

  • крыльев;
  • порога;
  • дверей;
  • капота;
  • крыши.

Устройство состоит из сварочного аппарата. Он может выдавать постоянный или переменный ток. Споттеры бывают профессиональными, перемещаемыми на колесиках, или компактными, для ношения в руке. На лицевой стороне находится панель с настройками. На всех моделях можно задавать мощность и силу тока. Обязательно устанавливается ряд кнопок или тумблер с обозначением режимов.

maxresdefault-2

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках. На окончании устройства имеется крепежный элемент, в котором фиксируются:

  • обратный молоток;
  • крюк;
  • электроды;
  • обратная присоска;
  • адаптеры под разные виды сварки (шайбы, проволока).

Сварка аппаратом относится к контактному виду и осуществляется замыканием цепи. Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Курок на пистолете запускает подачу тока. В фиксатор на конце пистолета устанавливается шайба, крюк, или иная насадка. При пропуске напряжения, место, которое менее всего соединено (свариваемые поверхности) начинает нагреваться. Благодаря возрастающему сопротивлению происходит расплавление металла в минимальной зоне, достаточное для сваривания элемента, но не перегревающее конструкцию в целом. Получается прихват изделия контактом.

Как работать споттером

Чтобы освоить этот агрегат, существует много вспомогательных видео в сети. Работающий споттер прост в технологии выполнения контактного соединения и не требует одевания маски сварщика в большинстве случаев.

Для начала работы необходимо зачистить вмятую поверхность. После этого устанавливается масса, которая крепится зажимом, специальной прищепкой или приваривается контактом. В зависимости от типа повреждения, глубины вминания основного металла, и охватываемой площади, к поверхности можно приварить:

  • одну или несколько шайб;
  • ряд крюков;
  • волнообразную проволоку;
  • шпильки;
  • торец с насадкой от обратного молотка.

Устранение маленьких вмятин

Самый обычный способ сварки споттером — при помощи обратного молотка. Так устраняется большинство повреждений. Для этого необходимо прихватить торец инструмента к вмятине и выполнить легкое постукивание внутренней ручкой-тяжеловесом. Для равномерного возвращения формы поверхности, эту операцию следует производить по всей площади вмятины, с отступом от предыдущей точки 5-8 мм. Поэтапное натягивание позволяет плавно вернуть металл в исходную плоскость. Единственный дефект — это небольшие следы от контактов, которые устраняются зачистной машинкой.

Работа с серьезными повреждениями

Чтобы устранить линейные вмятины или полукруглые вогнутости, охватывающие площадь в 100 мм и более, разработаны приспособления, способные воздействовать не точечно, а на протяжении длинного участка. В зависимости от удобства и доступности можно приварить крюки, шпильки или волнистую проволоку. Фиксация приспособления происходит по всей длине повреждения. К ним, при помощи связки крюков, подсоединяется обратный молоток. Выравнивание плоскости выполняется за счет равномерного воздействия по всей длине повреждений.

Читайте так же:
Как забивать финишные гвозди

Для устранения следов от ударов об большие предметы применяют обратные присоски, которые возвращают сразу значительную часть металла на место. А уже мелкие ямки дорабатывают обычным способом. Если при ударе образовались загибы корпуса, создавшие новые «ребра жесткости»и мешающие восстановлению прежней формы, то используются угольные электроды, разогревающие проблемное место, и снимающие напряжение с участка металла. После этого работать гораздо легче.

Споттером можно сваривать между собой пластины металла. Это может понадобиться при фиксации полос порога и других элементов. Преимущества сварки в том, что отсутствует перегрев материала, и нет деформаций. Последующая зачистка минимальна.

Как выбрать споттер?

Выбирать аппарат стоит только после точного определения его предназначения. Если эксплуатация будет осуществляться только два раза в неделю, то подойдет переносная бюджетная модель. При большом потоке работы с загруженностью по восемь часов, необходим профессиональный споттер. Далее, на выбор будут влиять характеристики, запрошенные покупателем и имеющиеся в моделях.

Основными отличительными особенностями устройств являются:

  • питание от сети (220 или 380V);
  • мощность тока;
  • сила (А);
  • выдаваемый вид напряжения (постоянный или переменный);
  • возможность осуществлять сварку с одной стороны или с двух сразу;
  • комплектация насадок и приспособлений, включая специальные клещи и присоски.

Слабыми по мощности моделями возможно только осуществлять рихтовку. Сильные устройства способны контактно сваривать пластины и элементы кузова. Среди арсенала агрегатов возглавляют рейтинг:

  • Garwin GS5000 и 6000, хорошо зарекомендовавшие себя на небольших СТО;
  • Garwin GS9000 отлично выдерживает рабочий график в две смены и подходит для крупных предприятий;
  • Telwin 5000 и Gys 3904 будут компактными помощниками в частном гараже.

Для выравнивания вмятин и возвращения исходного вида авто лучшим средством является споттер. Что это такое, доступно описано в этой статье. А зная как им работать и чем отличаются аппараты, можно подобрать модель, отвечающую конкретным нуждам.

Кузовной ремонт со споттером: что может быть проще?

Что нужно для качественного кузовного ремонта? Умелые руки и надежное гаражное оборудование – простые аспекты, от которых зависит прибыльность автомастерской. Ведь отличный результат выполненных работ и довольный клиент лучше всякой рекламы!

Потребуется целый арсенал жестянщика, а помимо рихтовочного инструмента, еще и аппараты точечной сварки. Ведь с ними можно проводить не только сварочные работы при соединении двух металлических листов, например, при ремонте крыши или стоек, но и применять точечную сварку на разных этапах рихтовочных работ.

Особенно полезен споттер, когда нужно выправить вмятину на участке, подобраться к которому с противоположной стороны проблематично, например, если повреждение приходится на дверь или крыло. Большим преимуществом точечной сварки является локальный нагрев металла только в месте контакта с электродом, что позволяет снизить тепловое воздействие на материал и исключить его деформацию, появление трещин, ухудшение эксплуатационных свойств. При определенных навыках можно вернуть отремонтированной детали свойства, максимально приближенные к заводским!

Пример из практики авторемонтного дела

Сейчас аппараты точечной сварки используются не только в крупных специализированных центрах кузовного ремонта, но и в небольших частных мастерских. Кто-то скажет, что покупка такого оборудования для подобной деятельности не совсем оправдана. Ведь, скажем прямо, по меркам частника его приобретение потребует немалых затрат. Но практика доказывает, что все совсем наоборот.

Рассмотрим в качестве примера деятельность одного автогаражного мастера, который занимается ремонтом автомобилей и ведет блог в Интернете, где представляет результаты своих работ и делится опытом. Мастерская его находится в гараже, прилегающем к частному дому. Поэтому ее нельзя назвать автосервисом в широком смысле этого слова. Но есть свои клиенты, которые уже не первый год обслуживаются только здесь. Исправление дефектов на кузове занимает львиную долю всех работ, и со временем мастер понял, что использование так называемых «универсальных» полуавтоматов не всегда себя оправдывает. Чтобы предлагать более качественное и быстрое обслуживание, он приобрел мобильный аппарат точечной сварки – споттер.

Вмятина на крыле

Размещая фотографии выполненных работ с применением нового оборудования в своем блоге, мастер подчеркивает, что это выход на новый уровень. Работу теперь выполняет быстрее – с наименьшими усилиями можно вытянуть даже глубокую вмятину. Клиенты довольны, прибыль растет, и за несколько месяцев использования сварочного оборудования удалось окупить затраты на его покупку. А обучился мастер достаточно быстро, ведь работать со споттером очень легко.

Здесь мы не будем долго описывать технологию и устройство этих аппаратов, подробнее об этом Вы можете узнать, прочитав статью Споттер – качественная сварка за доли секунды! Сейчас наша задача – разобраться в том, как применять контактную точечную сварку при кузовном ремонте, и какие возможности это открывает перед мастером-жестянщиком.

Точечная сварка: основы основ

Сварочный аппарат SPOT

Вы купили споттер, но не успели толком с ним поработать? Или вы еще только собираетесь его приобрести? Наверняка, вы уже имеете о нем некоторое представление, но все-таки мы расскажем о самом важном в использовании аппарата точечной сварки. Зная базовые правила работы, можно избежать распространенных ошибок.

Начнем с того, что рабочее напряжение в электросети мастерской должно соответствовать параметрам споттера, рассчитанного на подключение к однофазной или трехфазной сети. Обязательно должен быть установлен автоматический выключатель. Кстати, есть и комбинированные аппараты, которые могут работать при напряжении в 220 или 380 В. Они подойдут в случае, если на предприятии трехфазная сеть, а также имеется однофазный резервный генератор.

Не забудьте! Всегда заземляйте ремонтируемый участок кузова, приваривайте шайбу заземления как можно ближе к месту сварки. Кстати, и это можно сделать с помощью споттера.

Ремонт двери автомобиля

Что касается обслуживания конкретного автомобиля, то перед началом сварочных работ нужно изучить его характеристики, а именно, толщину кузовного металла на ремонтируемом участке. Исходя из этого, нужно выставлять на аппарате силу тока. Вы можете сделать это вручную либо внести в систему данные о толщине металла, и тогда споттер настроится автоматически.

Читайте так же:
Ключевой патрон для перфоратора

Не сваривайте слишком толстые кузовные элементы, ведь каждый аппарат имеет максимально допустимый показатель по толщине металла, например, 1+1 мм (то есть можно сваривать два листа внахлест при толщине каждого в 1 мм или один лист толщиной в 2 мм). Как правило, у автомобилей толщина кузовного металла составляет 0,6 – 0,8 мм в несиловых элементах и может превышать 1 мм в таких кузовных частях, как крыша, пол.

Также нужно настроить продолжительность импульса. Для этого может быть предусмотрен автоматический таймер, который позволяет выставить время нагрева в пределах, например, от 0,1 до 2 секунд. Если Вы будете работать в ручном режиме, то время воздействия нужно контролировать нажатием на рычаг пистолета. Для новичков предпочтительным будет автоматический режим работы, ведь достаточно ввести параметры толщины металлических листов, и микропроцессор подберет оптимальное сочетание силы тока и продолжительности импульса. Тут уж точно не ошибешься! Сварная точка будет аккуратной, а с обратной стороны детали не будет выгорания.

Все приходит с опытом, в том числе, и навыки точечной сварки. В освоении этой технологии поможет ежедневная практика, а чтобы было легче на первых порах, почитайте статью Как работать точечной сваркой?

Один аппарат – множество возможностей

Из всех сварочных аппаратов споттер является наиболее функциональным, ведь с его помощью можно не только соединять детали, но и выполнять множество других задач в мастерской. Мы расскажем об основных работах, для которых его используют при кузовном ремонте, и о том, что применяют в качестве насадок. Они могут продаваться в комплекте с аппаратом или приобретаться отдельно.

Односторонняя точечная сварка

Используется, если нужно соединить два тонких металлических листа внахлест, например, при ремонте дверей с внутренней стороны и других не несущих кузовных частей. Также к этому способу прибегают при ремонте сквозных повреждений, когда нужно установить металлическую заплатку.

Для работы вам понадобится: держатель для электродов, электрод.
Закрепив электрод в держателе и выставив на аппарате значение силы тока, в зависимости от толщины свариваемых листов, поднесите кончик электрода к месту соединения под прямым углом, прижмите к поверхности и нажмите на кнопку пистолета – в месте соприкосновения появится сварная точка. Сделав несколько таких точек по всей длине через равный интервал, можно получить очень надежное соединение, которое будет выдерживать силовые нагрузки, вибрацию и прочие воздействия, оказываемые на кузов при езде.

Двухсторонняя точечная сварка

К этому способу прибегают при ремонте крыши или стоек автомобиля, когда нужно вернуть первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства кромкам.

Для работы вам понадобится: клещи для точечной сварки, два электрода.
Для этого нужно закрепить электроды в консолях клещей, поместить между ними детали и нажать на кнопку или рычаг – коротким импульсом будет обеспечен прижим с двух сторон и нагрев металла в местах соприкосновения электродов. Как и при описанном выше способе, сварные точки надо сделать по всему периметру ремонтируемого участка.

Приваривание колец для вытягивания вмятин

Случается, что вмятина расположена в таком месте, например, посередине двери или на крыле, что невозможно исправить ее без съема путем выстукивания с обратной стороны. Чтобы не тратить время на демонтаж внутренней обшивки, можно исправить ее, вытянув снаружи. Для этого по всей длине ремонтируемого участка вкручиваются в ряд крепежные элементы, за которые металл будет вытягиваться. Иногда это делается путем вкручивания саморезов, но это очень долгий процесс, а с помощью споттера можно сделать это за несколько минут.

Для работы Вам понадобится: держатель для крепежа, крепеж.
Кольцо или, как его еще называют, ушко, вставляется в держатель, зажатый в пистолете споттера. Под прямым углом крепеж прислоняется к ремонтируемому участку так, чтобы профиль кольца был расположен не горизонтально, а вертикально. Для приваривания крепежа нужно нажать и удерживать кнопку пистолета в течение нескольких секунд (пока не погаснет сигнальная лампочка или не сработает автоматический таймер). Потом в эти кольца вставляют металлический стержень, который подхватывается обратным молотком, и вмятый участок вытягивается при силовом воздействии молотка.

Осадка отрихтованного участка путем прогрева

После вытягивания вмятины на поверхности остаются деформации, которые можно устранить, осадив металл с помощью точечной сварки с локальным нагревом. Кроме того, это позволит вернуть металлу прочностные характеристики за счет небольших утолщений в местах сварки.

Для работы Вам понадобится: держатель для электрода, электрод.
Электрод подносится к поверхности и пользователь нажимает кнопку, обычно для выполнения этой работы используют ручной режим, то есть продолжительность теплового воздействия контролируется мастером. По всему отремонтированному участку нужно наставить множество сварных точек с интервалом в 0,5-1 см. Несмотря на то, что нагрев происходит локально, при установке множества точек на одном участке может быть усиленное тепловое воздействие, поэтому рекомендуется охлаждать поверхность. Например, многие мастера просто смачивают ее влажной тряпкой, но если в споттере есть встроенная система охлаждения, то этот процесс можно автоматизировать. Тогда охлаждающая жидкость будет подаваться на рабочую оснастку, охлаждая не только сварную точку, но и электрод, тем самым, снижая его износ. Потом участок можно выстукивать рихтовочным молотком, чтобы довести поверхность до идеально ровного состояния.

Мы описали основные задачи, для которых споттер применяется в мастерской кузовного ремонта. Естественно, на этом его возможности не заканчиваются, и более подробные описания того, что еще можно сделать с его помощью, вы найдете в инструкции своего аппарата. Овладев основными навыками, вы сможете задействовать точечную сварку на нескольких этапах рихтовочных работ и быстрее справляться с поставленной задачей. Несомненно, это повысит производительность и качество обслуживания. Клиент получит свой автомобиль в отличном состоянии и максимально быстро. А что еще нужно для успешной работы? Осталось только купить споттер. Если вы еще этого не сделали, то спешите сделать заказ в нашем интернет-магазине.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector