Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по эксплуатации динамометрических ключей

Инструкция по эксплуатации динамометрических ключей

-

Динамометрический ключ не относится к числу самых необходимых инструментов, но он просто незаменим при выполнении сложных ремонтов. Да и установка колес происходит быстрее и надежнее, если использовать не баллончик, а динамометрический ключ, позволяющий контролировать величину усилия закручивания резьбового соединения.

Область применения динамометрических ключей довольно обширна: от гаражей и мастерских рядовых автолюбителей до профессиональных СТО и производственных предприятий. Такая популярность использования этого инструмента обусловлена его функциональными свойствами.
Как пользоваться динамометрическим ключом? Данным вопросом задаются многие автолюбители, предпочитающие производить мелкие и крупные ремонты своего автомобиля собственными руками.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

Перед тем, как приступить к эксплуатации ключа, нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации динамометрического ключа. Если проигнорировать данное требование, то можно допустить серьезные ошибки либо вывести инструмент из строя. Несмотря на то, что универсальной инструкции по эксплуатации различных типов динамометрических ключей не существует, можно выделить общую последовательность действий:

  1. Удерживая ключ в одной руке, разблокируйте рифленую рукоятку, повернув против часовой стрелки рифленую стопорную гайку на конце инструмента.
  2. Установите необходимую величину крутящего момента, вращая рифленую рукоятку.
    Например, для того чтобы установить момент 46 Нм, необходимо:
    1. вращая рифленую рукоятку, сопоставить деление “0” на ней с делением “40” на основной шкале, нанесенной на корпус инструмента
    2. продолжать вращать рифленую рукоятку по часовой стрелке до сопоставления цифры “6” на ней с центральной осью основной шкалы

    Правила затяжки динамометрическим ключом

    1. Не допускается продолжение затяжки после щелчка. С повышенным вниманием следите за щелчком, когда работаете с низким крутящим моментом.
    2. Если динамометрический ключ не использовался некоторое время, рекомендуется сначала поработать им на низких крутящих моментах для того, чтобы специальная заводская смазка распределилась по всему механизму ключа.
    3. В то время, когда вы не используете ключ, рекомендуется хранить его, предварительно установив на шкале минимальное значение крутящего момента.
    4. Не опускайте рифленую рукоятку ниже самого нижнего деления и не поднимайте ее выше верхнего деления основной шкалы, нанесенной на корпусе инструмента.
    5. Динамометрический ключ является прецизионным инструментом и требует соответствующего обращения.
    6. Очищайте инструмент, только лишь протирая его. При этом не допускается применение каких-либо видов очистителей, которые могут воздействовать на специальную заводскую смазку механизма ключа.
    7. Попытки повернуть рифленую рукоятку при затянутой стопорной гайке могут привести к выходу инструмента из строя.
    8. Динамометрический ключ контролирует достижение установленного крутящего момента. Необходимо учитывать, что конечное усилие на крепеже зависит от силы трения между деталями крепежа.

    В заключение хочется напомнить, что всю информацию о нюансах эксплуатации динамометрических ключей нужно узнавать у продавца перед покупкой.

    Как пользоваться динамометрическим ключом, принцип работы механизма

    Как пользоваться динамометрическим ключом, принцип работы механизма

    Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек, требуется инструмент, точно дозирующий усилие.

    шкала выбора усилия на основании динамометрического ключа

    Чтобы не пристраивать внешний динамометр к рукоятке, выпускается достаточно удобное приспособление: динамометрический ключ. Однако многие автолюбители не знают, как им пользоваться: особенно, если инструмент вместо измерительной шкалы оснащен установочным регулятором усилия.

    Несмотря на единый принцип применения динамометрического ключа: обеспечение заданного усилия при затягивании крепежа, технология работы в разных моделях отличается принципиально.

    Устройство и принцип работы динамометрического ключа

    Для начала разберемся с единицами измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Чтобы пользоваться этой величиной на практике, достаточно запомнить простое определение из школьного курса физики: 10 Н.м. означает усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.

    Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.

    Рассмотрим различные конструкции инструмента.

    выносная шкала с разметкой на ключе

    Это самый недорогой вариант исполнения, удобен и прост в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.

    К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, рукоятка изгибается на тарированный угол.

    В результате происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.

    Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки также имеются:

    • достаточно высокая погрешность – до 8%;
    • качество работы сильно зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.

    Тем не менее, работать таким инструментом можно, и он достаточно часто встречается в гаражах автолюбителей.

    Индикаторного типа

    ключ с динамометром

    Принцип работы такой же, как у стрелочного, но отображение результата более точное. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.

    динамометрический ключ со стрелочным индикатором усилия

    Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.

    Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки. После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.

    Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.

    Электронный индикатор

    На первый взгляд, технология такая же, как у стрелочного инструмента. Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.

    динамометрический ключ с электронным индикатором

    Простейшие экземпляры так и работают. Но если вы хотите пользоваться динамометрическим ключом максимально эффективно – лучше приобрести комплект с дополнительными функциями.

    Какие опции могут быть на электронном табло?

    • выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
    • фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
    • звуковая индикация.

    На последнем параметре остановимся подробнее:
    Вы заранее устанавливаете предел срабатывания. При достижении заданного значения крутящего момента, звучит зуммер. Инструментом с такой опцией удобно пользоваться при ограниченном доступе, когда работа выполняется фактически «на ощупь».

    Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.

    Инструмент лишь показывает усилие, прилагаемое к рукоятке. Ограничений по затяжке нет, поэтому при неосторожном обращении, можно повредить обслуживаемый узел. При работе с ответственным крепежом (головки блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) надо быть предельно внимательным.

    Щелчковый механизм

    динамометрический ключ с щечковым механизмом

    Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.

    Это классика жанра – используется как в мастерских по ремонту автомобилей, так и в личных гаражах. Пользоваться динамометрическим ключом с щелчковым механизмом можно, не опасаясь повредить крепеж или устанавливаемую деталь.

    При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.

    схема принципа работы динамометрического ключа

    Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:

    схема работы динамометрического ключа

    Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке. Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2). Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.

    Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.

    После чего, храповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.

    размер квадрата головки ключа бывает разный

    Чтобы механикам было удобно пользоваться динамометрическим ключом, некоторые модели предусматривают сменные головки, под различный размер квадрата.

    Однако опытные мастера их не рекомендуют. Дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.

    Главное достоинство щелчкового механизма – относительно низкая погрешность установки крутящего усилия. Даже в самых дешевых моделях, показатель не превышает 4%. Им можно пользоваться практически вслепую, при достижении выставленного значения, вы услышите щелчки.

    работа с динамометрическим ключом

    С индикаторным инструментом следует обращаться аккуратно: держать надо только за рукоять за пределами шкалы, не перекашивать головку. Щелчковые трещотки прощают любые ошибки: можно работать хоть двумя руками, хоть под углом к болту.

    Недостатки храповой-щелчковой системы:
    Измерение (правильнее сказать – ограничение) момента затяжки происходит дискретно. Плавная установка значения невозможна. Характерная особенность – чем шире диапазон шкалы – тем крупнее (грубее) шаг.

    То есть, чтобы пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа более точно – необходимо приобретать несколько экземпляров инструмента: для различных диапазонов.

    Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

    шкала с обозначениями усилия в Ньютонах на метр

    Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.

    На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.

    Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.

    шкала динамометрического ключа пружинного типа

    Существуют различные варианты исполнения разметки:

    При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.

    Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.

    Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.

    Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.

    Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

    Универсальная таблица затяжки болтов

    Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).

    Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.

    Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.

    Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция

    Выводы:
    • Чтобы пользоваться динамометрическим ключом, не обязательно высшее образование. Достаточно понимать величины, в которых измеряется крутящий момент.
    • Даже самой недорогой модели достаточно для выполнения большинства работ в условиях собственного гаража.

    Динамометрический ключ как пользоваться инструкция по применению

    Слесарные операции при сборке или ремонте каких-либо устройств требуют соблюдения технических условий, заложенных в конструкцию разработчиком. Одно из них – соблюдение момента затяжки резьбовых соединений.

    Пренебрежение регламентными значениями приводит к искривлению осей, перекосу плоскостей, нарушению режима работы механизма, изменению входных и выходных характеристик. Наиболее вероятный результат – снижение долговечности конструкции или её разрушение в местах крепления.

    Избежать подобных ошибок можно пользуясь специальными инструментами – динамометрическими ключами, предназначенными для контроля момента которым затягиваются крепёжные элементы.

    Динамометрический ключ. Определение и назначение

    Прежде, чем описывать области применения инструмента, его конструктивный принцип и существующие разновидности, следует дать его общее определение.

    Динамометрический ключ – это инструмент для затяжки резьбовых крепёжных деталей заданным моментом.

    Ранее уже говорилось о важности выдерживания этого параметра при сборочных работах. В подтверждение слов можно рассмотреть примеры наиболее известных узлов, где он нормируется и последствия отклонений от допустимых значений.

    Головка блока цилиндров автомобильных двигателей.
    Во времена популярности в автомобильных кругах «Жигулей» и Москвичей» почти каждый автолюбитель отличающий гаечный ключ от отвёртки. При нежелании каждые 10 тыс. км отдавать заработанные деньги нерадивым сервисменам, он сталкивался с операцией проверки затяжки гаек головки блока.
    Момент меньше номинального приводил к ослаблению и разбалтыванию крепежа, что влекло потерю герметичности стыка, снижению компрессии, прорыву газов и… автолюбители поймут.
    Чрезмерная и, главное, неравномерная затяжка могла привести к перекосу плоскости стыка, утечке тосола или попаданию его в масляный картер. Последствия для мотора бывали весьма печальные.

    Другой пример – крепление магнитного диска в HDD. Механизм очень компактный и требующий аккуратности и точности. Считывающая головка летит над диском на воздушной подушке высотой в доли микрона. Чтобы поддерживать такую величину зазора, диск не должен иметь кривизны больше сотых частей миллиметра.
    Сам он крепится винтами к фланцу на оси электродвигателя. Для соблюдения необходимых допусков геометрических размеров моменты затяжки креплений строго контролируют.

    Ещё один пример контроля момента, с которым затягивают резьбовое соединение – производство газовых баллонов. Во втулку в металлической или пластиковой колбе завинчивается вентиль. Если момент будет меньше номинального, не обеспечится безопасная герметичность ёмкости с газом. Чрезмерный момент приведёт к смятию профиля резьбы и снижению её прочности.

    BERGER-004-1

    Устройство динамометрического ключа

    Ключ состоит из:

    ◊ переключателя направления вращения (рис.1)

    ◊ цевье ключа (рис.7)

    ◊ грубая шкала (основная) крутящегося момента (рис.2)

    ◊ край рифленой ручки с насечками (точная шкала) (рис.5)

    ◊ вращающаяся рифленая ручка (рис.3)

    ◊ стопор контргайка (рис.4)

    Он также снабжается установочным гнездом или шипом для крепления сменных насадок под разный вид и размер крепежа.

    Периодически, через 5000 циклов затяжки или через год эксплуатации – что наступит раньше – ключ подлежит поверке в специализированных лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию.

    Разновидности конструкций

    Конструктивные различия выпускаемых промышленностью динамометрических ключей объясняется различием предъявляемых к ним требований. Есть инструменты общего назначения, но существуют и узкоспециальные, предназначенные для конкретных операций на определённых производственных участках или конвейерных линиях.

    Первые разновидности могут применяться на самых разных операциях, как технологических, когда ими затягивают крепёж с нужным моментом, так и контрольных, когда они используются для проверки величины момента, выполненного другим приспособлением. Например, на конвейерной сборочной линии болты или гайки затягивают пневматическим гайковёртом. А через определённые интервалы времени или после некоторого количество операций проверяют момент динамометрическим ключом.

    Если с усилием чуть меньше установленного не удаётся больше завернуть крепёжную деталь, а моментом больше нормативного получается – операция выполнена правильно.

    Чем отличаются модели динамометрических ключей:

    ◊ типом индикаторного устройства

    Типы индикаторов:

    Механический стрелочный.

    Используется, когда необходимо визуально контролировать величину момента, которым стягивают соединение. Удобен своей наглядностью и возможностью вносить коррекцию в процессе работы.
    Иногда на циферблате расположены две стрелки вместо одной. Но первая показывает текущее усилие на оси резьбового элемента, а вторую выставляют на некоторое пороговое значение. Причём оно может быть, как максимальным, так и минимальным.
    Из описания следует, что такой инструмент можно применять в качестве технологического – затягивание болтов, гаек или других деталей с заданным моментом или контрольного – проверка затяжки крепежа, выполненной ручным, пневматическим, электрическим или иным инструментом.
    В основе устройства лежит упругая деформация элемента, преобразуемая в угол отклонения индикаторной стрелки. В некоторых конструкциях он расположен на резьбовой оси и под нагрузкой закручивается на некоторый угол. Циферблат размечен таким образом, что угловым значениям соответствует величина крутящего момента. Смонтированная на упругой оси стрелка отклоняется, указывая нагрузку, соответствующую углу закручивания.
    Поскольку при многочисленных измерениях в упругом элементе накапливается остаточная пластическая деформация, требуется периодическая поверка инструмента с корректировкой с последующей корректировкой или выбраковкой.

    Электронный.

    В основе устройства лежит способность материалов преобразовывать механической давление в электрическое напряжение. Этим свойством обладают, например, пьезокристаллы.
    Электронная схема измеряет величину появившегося напряжения и выдаёт соответствующий сигнал на индикатор. Результат обычно представляют в цифровом виде. Это удобно тем, что нет необходимости вглядываться в мелкие деления стрелочных циферблатов.
    При современном развитии электроники, такие устройства дешевле механических. Для бытового применения следует выбирать именно их.

    Виды насадок

    Большинство динамометрических ключей сконструированы для работы с насадкой в виде накидной головки. Это применимо для случаев, когда имеется хороший доступ к проверяемой детали.

    Иногда приходится работать со сборочными единицами, у которых затруднён доступ к крепежу. Например, требуется проверить затяжку контргайки на оси. Надеть на неё накидную головку невозможно. Поэтому требуются ключи с рожковыми насадками.

    Для этих случаев выпускаются комплекты, состоящие из корпуса ключа с измерительным устройством и набора рожковых насадок с различными размерами зева.

    Форма присоединительного гнезда у них отличается от традиционного квадрата, поэтому ключи для накидных головок и рожковых насадок часто не взаимозаменяемы.

    Виды контроля затяжки

    Одно из требований, предъявляемых к динамометрическим ключам – контроль момента затяжки резьбы.

    Существует два способа:

    ◊ по показаниям индикатора

    ◊ по порогу усилия.

    Первый способ требует нахождения индикаторного табло в зоне видимости. Соблюдение контролируемого параметра требует значительных временных затрат. Важно не только не допустить занижения и превышения усилия. Поэтому при приближении значений к установленным необходимо снизить скорость выполнения операции, чтобы остановить стрелку или цифровые показания на нужном рубеже.

    На шкале инструмента, работающего по пороговому принципу, заранее, перед началом выполнения работы устанавливается требуемое усилие. При его достижении раздается щелчок и на рукоятке ощущается проскакивание. Манипулирование таким ключом удобно, тем, что не требуется наблюдение за показаниями. Это сокращает время. Повышает производительность.

    Такой способ удобен при работе на линии, когда требуется многократно повторение одинаковых операций.

    Как выбрать динамометрический ключ

    Приобретая инструмент, в качестве критериев следует принимать все перечисленные ранее признаки и различия.

    Вместо резюме они будут перечислены ещё раз с комментариями и рекомендациями.

    1 Максимально допускаемое усилие.

    Каждый измерительный инструмент рассчитывается на определённый диапазон параметров. Лучше всего он работает в средней трети шкалы. Выбирая ключ, надо представлять какие значения затяжки придётся им контролировать.

    Превысить максимальное значение не удастся физически – не хватит значений шкалы или не сработает щелчковый ограничитель. Работать в области минимальных значений не запрещено, но неудобно, потому т потеряется точность измерений. Поэтому, если необходимо проверять большой диапазон значений, лучше выбрать несколько ключей, рассчитанных на разные величины моментов.

    2 Вид индикатора

    Здесь приоритет имеют требования к точности. Цифровые показатели контролировать удобнее, чем аналоговые. Но понадобится периодически заменять элемент питания в электронном устройстве.

    Щелчковый ограничитель рациональнее выбрать, когда предстоит многократно затягивать крепёж одинаковым моментом.

    3 Ключ с накидной или рожковой насадкой

    Выбирают исходя их доступа к проверяемому креплению. Учтите, что заменить накидную головку рожковой можно, а наоборот – нет.

    4 Цена

    Качественный инструмент стоит дороже. Это – известный факт.

    Если инструмент нужен надолго, потратьтесь один раз. Деньги всё равно разойдутся, а инструмент останется.

    Для одноразового небольшого объёма работ можно выбрать что-то подешевле. Свои деньги он отработает.

    Точность по щелчку. Как пользоваться динамометрическим ключом?

    Динамометрический ключ — точный инструмент, обеспечивающий нужный момент затяжки крепежа. Даже при внешнем сходстве большинства “динамиков” с обычной трещоткой, не следует забывать об их различиях. Как и любой сложный измерительный механизм, он требует соблюдения определенных правил эксплуатации и хранения.

    Пошаговая инструкция, как выставить динамометрический ключ

    Большинство моделей на нашем рынке — щелчковые. Также их называют аналоговыми, механическими или предельного типа. Рассмотрим, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа:

    1. Разблокируйте фиксатор. Чаще всего он находится в нижней части рукоятки. Попытка установить момент с заблокированным фиксатором чревата поломкой механизма.
    2. Шкала динамометрического ключа состоит из верхней и нижней половин. Сначала установите ближайшее значение требуемого момента по основной шкале.
    3. Затем установите точное значение по дополнительной шкале.
    4. Зафиксируйте положение. Не активированный фиксатор приводит к сбою установок, соединение будет затянуто неправильно.
    5. Выполните затяжку соединения до щелчка. Направляйте усилие перпендикулярно рукоятке вдоль плоскости вращения.
    6. После срабатывания необходимый момент затяжки достигнут, никаких дальнейших усилий к крепежу прилагать не следует.
    7. По окончании работ по затяжке соединений выставьте основную и дополнительную шкалы на “0”. Храните инструмент только в таком состоянии.

    Обо всех тонкостях эксплуатации смотрите: как пользоваться динамометрическим ключом видео

    https://www.youtube.com/watch?v=9Y4iHKSl0zI&t=145s

    Как пользоваться индикаторным ключом?

    Работать электронным инструментом проще. Просто выберите систему измерений и выставьте нужный момент на цифровом табло. При достижении установленного момента загорится световой индикатор, а зуммер издаст громкий звуковой сигнал.

    Подробнее:https://youtu.be/PQSWcCTvBuc

    Как работать динамометрическим ключом?

    Несколько рекомендаций, которые повысят точность измерений:

    Держите ключ посередине рукоятки. Некоторые пользователи считают, что измерительный механизм расположен в головке. Это неверно, в головку установлен обычный трещоточный механизм с храповиком. Неважно, работаете вы механическим или электронным инструментом, вся “магия” сосредоточена в рычаге. Когда вы держитесь за рукоять, усилие распределяется более равномерно. Существуют модели, где положение хвата не играет роли, и производитель всегда это указывает. Они считаются “роллс-ройсами”, стоят дороже и используются на сложных объектах, где не всегда удобно держать ключ за рукоять.

    Работайте плавно и медленно. При быстрой затяжке шум цеха или проходящей рядом автострады, работающий компрессор или даже слишком громкая музыка могут заглушить щелчок. А, работая при низких температурах в рукавице или перчатке, легко пропустить момент срабатывания “на руку”.

    Затягивайте в определенном интервале. Лучшее восприятие щелчка и высокая точность измерений достигается в интервале 40-80% нагрузочной способности (заявленного диапазона) ключа.

    Следите за единицами измерения. Большинство ключей на отечественном рынке измеряют момент в Ньютонах на метр (Нм). Но в документации к ряду британских или американских иномарок бывают указаны экзотические “фунты на дюйм”. Выход №1 — пользоваться электронными ключами, где можно сменить систему единиц. Выход №2 — перевести lb·ft в Нм с помощью онлайн-конвертера или пересчитав самостоятельно. Подсказка: 1lb·ft = 1,4Нм.

    Не используйте ключ для срыва крепежа! Для срыва требуется намного большее усилие. Даже для гайки или болта в нормальном состоянии, не говоря уже о ржавых “прикипевших”. И это усилие часто превосходит заявленный максимальный момент инструмента.

    Динамометрический ключ!

    Эcли Вы никогда не работали с динамометрическим ключом, и не знаете что это и зачем он нужен. То эта статья именно для Вас. В первую очередь, зачем нужен такой ключ? Необходим он для закручивания резьбовых соединений с определенным усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки. Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм, англ. Nm.
    Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием. И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений, а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники. И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
    Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием – это наличие у него шкалы, по которой определяется прикладываемое ключом усилие на гайку.
    Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
    Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу. Динамометрические ключи охватывают, ограниченный диапазон усилий. Например от 5 до 25 Нм., от 70 до 350 Нм. и т.д. Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
    Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр, и накручиваем в основание ключа движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки 98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале. В суме 98+2 получим 100Нм.


    Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm, Ваш ключ издаст характерный щелчок, он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать вашу гайку все сильней и сильней. Но зачем тогда покупать динамометрический ключ?
    Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе. К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо. Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис дорогостоящий.
    Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент – мультипликатор. Эторедуктор-усилитель, который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм.

    Динамометрические ключи бывают нескольких типов :

    1) стрелочные ( характеризуются невысокой ценой и наибольшей погрешностью в измерениях, порядка 6 %– 8 %, за исключением профессиональных моделей индикаторного типа). Подходят для работ не требующих высокой точности при затяжке резьбовых соединений.

    2) Предельного типа (щелчковые) — находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют небольшую погрешность (около 4%), большинство из них проходит тарировку на заводе и имеют вложенный сертификат калибровки. Динамометрические ключи предельного типа являются самыми универсальными и часто используемыми как профессиональными работниками СТО, так и любителями.

    3) Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента затяжки , являются самыми дорогими, но при этом и самыми точными. Чаще всего используются либо на производстве, либо на СТО. Погрешность составляет около 1%. Имеют функцию выгрузки данных в Excel, функцию программирования последовательности задач и многие другие.

    Самый недорогой вариант. Внешне похож на трещотку. К телу ключа прикреплена шкала (1)и стрелка (2) . При затягивании стрелка остается на месте, а шкала смещается.

    Индикаторного типа – менее удобны в применении (за исключением профессиональных моделей).

    Динамометрический ключ ПРЕДЕЛЬНОГО ТИПА

    Данные динамометрические ключи имеют ограниченный диапазон действия, разные размеры и разные посадочные квадраты под головки. Соответственно при выборе ключа придется это учитывать. Приблизительные значения выглядят так:

    от 0,5 кг/м до 2,5 кг/м — квадрат 1/4»

    от 1,9 кг/м до 11 кг/м — квадрат 3/8»

    от 4,2 кг/м до 21 кг/м — квадрат 1/2»

    от 7 кг/м до 35 кг/м — квадрат 1/2»

    от 8 кг/м до 40 кг/м — квадрат 3/4»

    от 10 кг/м до 70 кг/м — квадрат 3/4»

    от 14 кг/м до 200 кг/м — квадрат 1»

    Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm

    10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть здесь. Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона.

    Порядок работы с таким ключом следующий. Отпускаем стопорную гайку(1) На теле ключа нанесена шкала Nm(2), а на вращающейся рукоятке нанесена цифровая шкала(3). При вращении рукоятки нулевая риска шкалы(3) должна совпасть с риской на теле ключа (2), что и будет выставленным предельным моментом затяжки Nm. Далее вращая рукоятку по часовой стрелке вы прибавляете цифровые значения шкалы (3) к первому выставленному значению до следующего совпадения с нулевой риской. Выставив необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затяжку. При достижении выставленного усилия раздается громкий щелчок. После этого вращение необходимо прекратить.

    Динамометрический ключ предельного типа с масштабированным окном

    Немного дороже по цене, но намного удобнее в использовании. Рукоятка вращается намного легче, стопорная гайка фиксируется щелчком, а не закручиванием и выставленное значение вы видите в готовом виде. ( не надо прибавлять значения к нулевому, как в первом варианте.)

    Большинство динамометрических ключей, работают только на затяжку резьбовых соединений с правой резьбой (по часовой стрелке), но есть и исключения, например ключ (с проскальзывающим квадратом)

    Электронный динамометрический ключ.

    При ремонте современного автомобиля, достаточно трудно обойтись без динамометрического ключа от Kamasa Tools , даже затяжка легкосплавного литого диска, требует фиксированной затяжки. ( при привышении усилия, диск может просто треснуть). Мы рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Выбор остается за Вами. Очень надеемся, что эта информация окажется Вам полезной.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Ip rating что это
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector