Hydratool.ru

Журнал "ГидраТул"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов

Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов

Описываемый ниже автомат предназначен для обслуживания двенадцативольтовых кислотных аккумуляторных батарей. Он может быть использован и как мощный источник переменного напряжения 12 В для питания вулканизаторов, переносных ламп и другого оборудования.

Устройство не содержит дефицитных деталей, просто в эксплуатации и вполне доступно для повторения даже начинающим радиолюбителям.

Основные характеристики автомата

  • Ток зарядки, А:
  • — на пределе 5 А . 5,8. 4,5;
  • — на пределе 2 А . 2. 1,5;
  • Ток разрядки, А . 2. 1,5;
  • Мощность, потребляемая от сети переменного тока в режиме зарядки, Вт, не более . 150;
  • Ток, потребляемый автоматом от заряжаемой батареи по окончании цикла зарядки, мА, не более . 17;
  • Мощность, потребляемая нагрузкой с гнезда «12 В*, Вт, не более . 80.

Автомат может работать в одном из трех режимов: двух автоматических — «АП», «КТЦ» или «Ручн.».

Режим «АП» предназначен для автоматической подзарядки батареи. В его основу положена функциональная зависимость напряжения иа зажимах батареи от степени ее заряженности.

При достижении напряжения 14,6. 14,8 В автомат отключился от сети. Цикл зарядки повторится, если напряжение батареи станет ниже 12,8. 13 В.

Режим «КТЦ» — контрольно-тренировочный цикл — предназначен для десульфатации пластин батареи. Он представляет собой многократное чередование режимов зарядки до напряжения |4,6. 14,8 В и разрядки до 10,6. 10,8 В.

В автоматических режимах устройство не боится замыкания выходной цепи при отключенной батарее. В режиме «Ручн.» автомат используют в качестве обычного зарядного устройства.

Принципиальная схема

Принципиальная схема автомата показана на рис. I. Узел стабилизации и ограничения зарядного тока [Л] выполнен на нелинейных элементах — лампах накаливания HL1 — HL3, включенных последовательно с заряжаемой батареей.

При увеличении, например, тока зарядки сопротивление нитей ламп увеличивается, препятствуя изменению тока. Требуемое значение зарядного тока выбирают тумблером SA3.

Принципиальная схема автоматического зарядного устройства для кислотных аккумуляторов

Рис. 1. Принципиальная схема автоматического зарядного устройства для кислотных аккумуляторов.

Напряжение на выводах батареи контролирует триггер Шмитта, выполненный на операционном усилителе DA1. С параметрического стабилизатора VD6 R5 на вход усилителя поступает образцовое напряжение, а с делителя R3R4R6 — напряжение, пропорциональное напряжению батареи.

Пусть тумблеры SA2 и SA4 установлены в положения, показанные на схеме, что соответствует режиму «АП». При подключении аккумуляторной батареи ее напряжение поступает на делитель R3R4R6.

Если оно меньше 14,6. 14.8 В. то на выходе ОУ DA1 установится напряжение низкого уровня, которое откроет составной транзистор VТ2VT3. Реле К1 сработает и своими контактами К 1.1 и К 1.2 подключит трансформатор Т1 к сети. Батарея начнет заряжаться, о чем сигнализирует свечение лампы HL5.

При зарядке батареи до 14,6. 14.8 В падение напряжения на делителе превысит порог срабатывания триггера, что приведет к его переключению и установлению на его выходе напряжения высокого уровня.

Транзисторы VТ2, VT3 закроются и обесточат реле К1 — автомат отключится от сети; лампа HL5 погаснет. Когда напряжение на батарее уменьшится до 12,8. 13 В, цикл подзарядки повторится.

Для перехода в режим «КТЦ» переключают тумблер SA4. При этом цикл зарядки батареи происходит так же. как в режиме «АП». По окончании зарядки напряжение высокого уровни с выхода ОУ закрывает транзисторы VТ2, VT3 и открывает транзистор VТ1, который входит в насыщение и вместе с резистором R2 шунтирует резистор R6 делителя напряжения.

В результате этого снижается порог переключения триггера Шмитта до 10. 10,8 В. До этого порога батарея разряжается через резисторы R14—R15, замкнутые контакты SA4.2 и К 1.3.

Свечение лампы HL4 сигнализирует о цикле разрядки. При уменьшении напряжения на выводах батареи до 10,6. 10.8 В напряжение низкого уровня с выхода ОУ закроет транзистор VТ1 и откроет транзисторы VТ2, VT3. Реле К1 сработает и цикл зарядки повторится.

Используя прибор в качестве источника переменного напряжения 12 В, следует отдать предпочтение режиму «Ручн.», так как во всех остальных автомат подключается к сети только в том случае, когда его выход соединен с батареей. Свечение лампы HL5 в этом режиме сигнализирует о включении устройства в сеть.

Конденсатор С1 устраняет преждевременное отключение автомата из-за пульсаций напряжения, которые могут возникнуть при зарядке сильно сульфатированной 6атареи.

Конденсатор С2 предотвращает ложное срабатывание автомата от действия помех. Параметрический стабилизатор VD5R13 служит для защиты ОУ от пробоя напряжением самоиндукции вторичной обмотки трансформатора Т1.

Детали и монтаж

Вместо операционного усилителя К140УД6 в автомате применим К157УД1. Транзистор КТ315Г может быть заменен на КТЗІ5Б, КТ315Е, а КТ36ІД — ни КТ361В, КТ361К.

Вместо ГТ403В подойдут транзисторы ГТ403Г — ГТ403И, а также КТ814В, КТ814Г. Диоды VDI — VD4 из серий Д242, Д243, Д245, ВЛ10 с любыми буквенными индексами; VD7 — любой из серий Д226, Д7, КД105.

Вместо стабилитрона Д816А можно применить Д816Б.

Трансформатор Т1 — серийный, ТН-61-220/127-50 мощностью 190 Вт или любой другой, рассчитанный на мощность 190. 250 Вт, с напряжением на вторичной обмотке 12. 19 В при токе 7. 8 А.

В устройстве использовано реле ПЭ-30У3. Оно должно срабатывать при напряжении 8. 9 В и токе не более 100 мА, поэтому обмотка перемотана проводом ПЭВ-2 0,16 мм до заполнения каркаса.

Читайте так же:
Алмазный шлифовальный круг для заточки твердосплавного инструмента

Возможно применение реле ПЭ-23УЗ или МКУ-48, обмотки которых придется перемотать, а сечение провода подобрать экспериментально. Контакты используемого реле должны быть рассчитаны на ток не менее 5 А.

Тумблеры SA1, SA3, SA4 — ТП1-2, SA2 — ТВ 1-4. Лампы накаливания HL1—HL3 — автомобильные на 12 В мощностью 40. 50 Вт, а HL4, HL5 — любые маломощные на 13,5 и 24 В соответственно.

Подстроечные резисторы — многооборотные, из серии СП5. Резисторы R14, R15 — ПЭВ-10. Конденсатор С1 — К53-18, К50-6 либо К50-16 на напряжение не менее 15 В. Конденсатор С2 — любой керамический.

Соединяют автомат с батареей гибкими проводниками из меди сечением не менее 2,5 мм^2 с пружинными зажимами на концах.

Детали автомата смонтированы на печатной плате размерами 80X70 мм из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм (рис. 2). Диоды VD1 — VD4 установлены на металлическом шасси через изолирующие прокладки.

Трансформатор Т1 и реле К1 также размещены на шасси прибора. Лампы HL1—HL3 крепят на отдельной плате, которую вместе с резисторами R14, R15 размещают по возможности дальше от печатной платы, рядом с вентиляционными отверстиями в кожухе прибора.

Печатная плата схемы автоматического зарядного устройства для кислотных аккумуляторов

Рис. 2. Печатная плата схемы автоматического зарядного устройства для кислотных аккумуляторов.

Налаживание

При налаживании автомата тумблеры SA2, SA4 сначала устанавливают в положение, соответствующее режиму «АП», движок резистора R4 — в верхнее по схеме положение.

К автомату вместо батареи подключают регулируемый источник постоянного тока и плавно от нуля увеличивают напряжение. При напряжении 8. 9.5 В должно сработать реле К1.

Далее увеличивают напряжение до 14,6. 14,8 В и подстроечным резистором R4 добиваются выключения реле. Плавно уменьшая напряжение, убеждаются в срабатывании реле при напряжении 12.8. 13 В (если реле не срабатывает, то подбирают резисторы R7, R9).

После этого переводят устройство а режим «КТЦ» и отпаивают цепь R14, R15, HL4. Плавно увеличивая напряжение источника от 5. 7 В. убеждаются, что реле выключается при напряжении 14.6. 14.8 В. Далее уменьшают напряжение до 10,6. 10,8 В и подстроечным резистором R2 добиваются срабатывания реле.

В заключение еще раз проверяют работу автомата в режимах АП и КТЦ и вновь подключают цепь R14, R15, HL4.

Следует отметить, что при эксплуатации автомата в режимах «АП» или «КТЦ» с батареями емкостью до 55 А*ч предпочтительнее пользоваться пределом тока зарядки 2 А, что исключит чрезмерно частые переключения реле. В режиме «Ручн.» нельзя допускать замыкания выходной цепи.

С. Гуреев. г. Щёкино Тульской обл. Р-12-1992.

Литература: 1. Коробков А. Прибор для автоматической тренировки аккумуляторов. ВРЛ-96, с. 61—70, 1987.

Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов

Описываемый ниже автомат предназначен для обслуживания двенадцативольтовых кислотных аккумуляторных батарей. Он может быть использован и как мощный источник переменного напряжения 12 В для питания вулканизаторов, переносных ламп и другого оборудования.

Основные характеристики автомата

  • Ток зарядки на пределе 5 А 5,8 — 4,5;
  • Ток зарядки на пределе 2 А 2 — 1,5;
  • Ток разрядки, А 2 — 1,5;
  • Мощность, потребляемая от сети переменного тока в режиме зарядки, Вт, не более 150;
  • Ток, потребляемый автоматом от заряжаемой батареи по окончании цикла зарядки, мА, не более 17;
  • Мощность, потребляемая нагрузкой с гнезда «12 В». Вт, не более 80.

Автомат может работать в одном из трех режимов: двух автоматических — «АП», «КТЦ» или ручном «РУЧН».

Режим автоматической подзарядки «АП» — предназначен для автоматической подзарядки батареи. В его основу положена функциональная зависимость напряжения на зажимах батареи от степени её заряженности. При достижении напряжения 14,6 -14.8 В автомат отключится от сети. Цикл зарядки повторится, если напряжение батареи станет ниже 12,8 — 13 В.

Режим «КТЦ» — контрольно-тренировочный цикл — предназначен для десульфатации пластин батареи. Он представляет собой многократное чередование режимов зарядки до напряжения 14,6 — 14,8 В и разрядки до 10,6 — 10,8 В.

В автоматических режимах устройство не боится замыкания выходной цепи при отключенной батарее.

В ручном режиме «РУЧН» автомат используют в качестве обычного зарядного устройства.

Принципиальная схема

Узел стабилизации и ограничения зарядного тока выполнен на нелинейных элементах — лампах накаливания HL1 — HL3, включенных последовательно с заряжаемой батареей. При увеличении, например, тока зарядки сопротивление нитей ламп увеличивается, препятствуя изменению тока. Требуемое значение зарядного тока выбирают тумблером SA3.

Напряжение на выводах батареи контролирует триггер Шмитта, выполненный на операционном усилителе DA1. С параметрического стабилизатора VD6, R5 на вход усилителя поступает образцовое напряжение, а с делителя R2, R3, R6 — напряжение, пропорциональное напряжению батареи.

Если тумблеры SA2 и SA4 установлены в положения, показанные на схеме, что соответствует режиму «АП». То при подключении аккумуляторной батареи её напряжение поступает на делитель R2, R3, R6. Если оно меньше 14,6 — 14,8 В, то на выходе операционного усилителя DA1 установится напряжение низкого уровня, которое откроет составной транзистор VT2, VTЗ.

Реле К1 сработает и своими контактами К1.1 и К 1.2 подключит трансформатор Т1 к сети. Батарея начнет заряжаться, о чём будет сигнализировать свечение лампы HL5 «ЗАРЯД».

Читайте так же:
Картинки шприца с иглой

При зарядке батареи до 14,6 — 14,8 В падение напряжения на делителе превысит порог срабатывания триггера, что приведет к его переключению и установлению на его выходе напряжения высокого уровня. Транзисторы VT2, VTЗ закроются и обесточат реле К1 — автомат отключится от сети и лампа HL5 погаснет. Когда напряжение на батарее уменьшится до 12,8 — 13В, цикл подзарядки повторится.

Для перехода в режим «КТЦ» переключают тумблер SA4. При этом цикл зарядки батареи происходит так же, как в режиме «АП». По окончании зарядки напряжение высокого уровня с выхода DA1 закрывает транзисторы VT2, VTЗ и открывает транзистор VT1, который входит в насыщение и вместе с резистором R4 шунтирует резистор R6 делителя напряжения.

В результате этого снижается порог переключения триггера Шмитта до 10 — 10,8 В. До этого порога батарея разряжается через резисторы R14, RI5, замкнутые контакты SA4.2 и К1.3. Свечение лампы HL4 «РАЗРЯД» сигнализирует о цикле разрядки.

При уменьшении напряжения на выводах батареи до 10,6 — 10.8 В напряжение низкого уровня с выхода DA1 закроет транзистор VT1 и откроет транзисторы VT2, VTЗ. Реле К1 сработает и цикл зарядки повторится.

Конденсатор С1 устраняет преждевременное отключение автомата из-за пульсаций напряжения, которые могут возникнуть при зарядке сильно сульфатированной батареи. Конденсатор С2 предотвращает ложное срабатывание автомата от действия помех. Параметрический стабилизатор VD5, R13 служит для защиты DA1 от пробоя напряжением самоиндукции вторичной обмотки трансформатора Т1.

Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов, схема

Рис. 1. Принципиальная схема зарядного устройства.

Используя прибор в качестве источника переменного напряжения 12 В, следует отдать предпочтение режиму «РУЧН», так как во всех остальных автомат подключается к сети только в том случае, когда его выход соединен с батареей. Свечение лампы HL5 в этом режиме сигнализирует о включении устройства а сеть.

Настройка устройства

При налаживании автомата тумблеры SA2, SA4 сначала устанавливают в положение, соответствующее режиму «АП», движок резистора R3 — в верхнее по схеме положение. К автомату вместо батареи подключают регулируемый источник постоянного тока и плавно от нуля увеличивают напряжение. При напряжении 8 — 9,5 В должно сработать реле К1.

Далее увеличивают напряжение до 14,6 — 14,8 В и подстроенным резистором R4 добиваются выключения реле. Плавно уменьшая напряжение, убеждаются в срабатывании реле при напряжении 12,8 — 13 В (если реле не срабатывает, то подбирают резисторы R7, R9).

После этого переводят устройство в режим «КТЦ» и отпаивают цепь R14, R15, HL4. Плавно увеличивая напряжение источника от 5 — 7 В, убеждаются, что реле выключается при напряжении 14,6 — 14,8 В. Далее уменьшают напряжение до 10,6 -10,8 В и подстроечным резистором R4 добиваются срабатывания реле.

В заключение еще раз проверяют работу автомата в режимах «АП» и «КТЦ» и вновь подключают цепь R14, R15, HL4.

Следует отметить, что при эксплуатации автомата в режимах «АП» или «КТЦ» с батареями емкостью до 55 А ч предпочтительнее пользоваться пределом тока зарядки 2 А, что исключит чрезмерно частые переключения реле.

В режиме «РУЧН» нельзя допускать замыкания выходной цепи.

Детали

Трансформатор Т1 — серийный, ТН-6І-220/127-50 мощностью 190 Вт или любой другой, рассчитанный на мощность 190 — 250 Вт, с напряжением на вторичной обмотке 12 -19 В притоке 7 -8 А.

Вместо операционного усилителя К140УД6 в автомате применим К157УД1. Транзистор КТ315Г может быть заменен на КТ315Б, КТ315Е, а КТ361Д — на КТ361В, КТ361К. Вместо ГТ403В подойдут транзисторы ГТ403Г — ГТ403И, а также КТ814В,КТ814Г.

Диоды VD1 — VD4 — любые из серий Д242, Д243, Д245, ВЛ10; VD7 — любой из серий Д226, Д7, КД105. Вместо стабилитрона Д816А можно применить Д816Б. Диоды VD1 — VD4 установить на металлическом шасси через изолирующие прокладки.

В устройстве использовано реле ПЭ-ЗОУЗ. Оно должно срабатывать при напряжении 8 — 9 В и токе не более 100 мА, поэтому обмотка перемотана проводом ПЭВ-2 0,16 мм до заполнения каркаса. Возможно применение реле ПЭ-23УЗ или МКУ-48. обмотки которых придется перемотать, а сечение провода подобрать экспериментально. Контакты используемого реле должны быть рассчитаны на ток не менее 5 А.

Тумблеры SA1, SA3, SA4 — ТП1-2, SA2 — ТВ 1-4. Лампы накаливания HL1 — HL3 — автомобильные на 12 В мощностью 40 — 50 Вт, а HL4, HL5 — любые маломощные на 13,5 и 24 В соответственно.

Лампы HL1 — HL3 крепят на отдельной плате, которую вместе с резисторами R14, R15 размещают по возможности дальше от печатной платы, рядом с вентиляционными отверстиями в кожухе прибора. Подстроенные резисторы — многооборотные, из серии СП5. Резисторы R14, R15 -ПЭВ-10. Конденсатор Cl — К53-18, К 50-6 либо К50-16 на напряжение не менее 15 В. Конденсатор С2 — любой керамический. Соединяют автомат с батареей гибкими проводниками из меди, сечением не менее 2,5 мм2, с пружинными зажимами на концах.

Чертёж монтажной платы зарядного устройства можно посмотреть в журнале «Радио» за 1992,№ 12, С 11,12.

Читайте так же:
Катки для снегохода своими руками

Приставка автомат к зарядному устройству для отключения аккумуляторов

Предлагаем тем, у кого имеются простейшие бюджетные автомобильные ЗУ с трансформатором и выпрямителем, простую схему, которая автоматически завершает процесс зарядки автомобильного аккумулятора, то есть отключает его по достижению нужного напряжения. Схема использует характеристики напряжения батареи в заключительной фазе зарядки, когда оно достигает значения около 14 В. По схеме был сделан макет несколько лет назад и по сей день не было никаких проблем с ним. Такая схема может использоваться в выпрямителях с 12 В и 24 В, после правильного подбора элементов.

Схема и список деталей для сборки

  • W — выключатель
  • D1 — стабилитрон (для выпрямителя 12 В)
  • D2 — выпрямительный диод (например 1N4001)
  • D3 — любой светодиод
  • Ty — любой тиристор малой мощности
  • R — резистор (например, 820R 0,25 Вт для выпрямителя 12 В)
  • K — реле на 12 В 30 А (для выпрямителя 12 В).

Описание работы зарядного автомата

Когда тумблер выключен. Выпрямитель работает без системы автоматизации. Включение выключателя W запускает процесс отслеживания значения напряжения на выходе цепи. Если напряжение достигает значения около 13,8 В, ток будет проходить через стабилитрон D1 и поступать к катоду тиристора. Это активирует тиристор и одновременно вызывает срабатывание реле. Цепь зарядки аккумулятора будет отключена и загорится светодиод D3, указывая на окончание процедуры заряда.

  1. Процедура зарядки может быть возобновлена после выключения и повторного включения зарядного устройства.
  2. Батарея должна быть подключена к зарядному устройству до его включения.

Чтобы увеличить порог активации схемы (по напряжению), подключите последовательно со стабилитроном любой кремниевый диод малой мощности в направлении нужной проводимости. Это повысит порог на 0,7 В.

Из опыта работы со схемой добавим, что для регулирования напряжения при котором срабатывает тиристор, добавьте потенциометр 10 кОм, подключенный последовательно с стабилитроном.

Второй вариант схемы приставки

А здесь работа основана на том, что после кратковременного замыкания цепи напряжение запускает реле, имеющее питание от массы после резистора, так что разрыв стабилитрона заставляет транзистор активировать второе реле, которое начинает питать + первого реле. Эта схема с управлением и пуском даже от низкого напряжения АКБ.

Усилитель мощности звука с двойной термостабилизацией — теория работы схемы и практическое тестирование.

Инструкция новичкам как научиться паять паяльником — различные провода, платы, микросхемы и другие детали.

Схема регулируемого таймера цикличного включения-отключения любой нагрузки через реле.

Принципиальная схема усилителя наушников с микросхемой MAX4410 и искажениями всего 0,003%.

Каталог радиолюбительских схем

Предлагаемое автоматическое зарядное устройство предназначено для зарядки аккумуляторных батарей автомобилей.

Практика эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей показывает, что в городских условиях разрядка аккумулятора при пуске двигателя от стартера не восполняется полностью из-за малых расстояний пробега и, как результат этого, понижается плотность кислоты, а это неизбежно приводит к сульфатации пластин. При сульфатации увеличивается внутреннее сопротивление батареи, что приводит к недозарядке аккумулятора при нормальной работе генератора и, следовательно, к более глубокой сульфатации пластин и понижению емкости батареи. При снижении емкости батареи плохо заводится двигатель, особенно в зимнее время. Это вынуждает пользоваться стартерным режимом многократно и тогда восстановления емкости при малых пробегах, ожидать не приходится. Процесс этот сначала идет медленно, но после второго года эксплуатации батареи начинает ускоряться. При обнаружении слабой зарядки владелец автомобиля увеличивает натяжение пружины реле-регулятора для увеличения напряжения генератора, что приводит к перезарядке батареи, и осыпание пластин неизбежно.

При длительном бездействии аккумулятора в зимнее время, при ремонтных работах аккумулятор разряжается, а при несвоевременной зарядке протекают процессы, о которых говорилось выше.

Зарядка аккумуляторов от обычного выпрямителя зачастую ведется бесконтрольно и приводит к перезарядке аккумулятора и осыпанию положительных пластин.

В результате этих основных и других сопутствующих причин аккумуляторные батареи автомобилей отрабатывают гарантийный срок и выходят из строя, в то время как ресурс работы стационарных свинцовых аккумуляторов 16. 18 лет.

Известны автоматические зарядные устройства для аккумуляторов, в которых устройство, включенное для зарядки батареи вручную, автоматически отключается от сети при достижении напряжения, соответствующего полностью заряженной батарее. Однако такие устройства имеют существенный недостаток — для последующей зарядки их необходимо включать вручную.

Предлагаемый зарядный автомат отличается от известных тем, что после автоматического отключения полностью заряженной батареи он, при снижении напряжения на батарее до установленного уровня, автоматически подключается, и батарея снова будет доведена до полного заряженного состояния. Этот цикл будет повторяться до тех пор, пока автомат не будет отключен от сети вручную.

Устройство рассчитано для зарядки аккумуляторов любых автомобилей и мотоциклов с напряжением бортовой сети 12,6 В и номинальным током до 6 А, позволяет регулировать режим зарядки в широких пределах, что дает возможность заряжать аккумуляторные батареи различных типов.

Для зарядки аккумуляторов с номинальным зарядным током более 6 А никаких изменений в схему вносить нелребуется, кроме замены силового трансформатора на более мощный, со вторичной обмоткой, рассчитанной на необходимый ток зарядки.

Принципиальная схема зарядного автомата приведена на рис. 1.

Читайте так же:
Диски для шлифования бетона

Рис. 1. Принципиальная схема зарядного автомата

Устройство может работать в двух режимах: ручном и автоматическом. В среднем положении переключателя S2 прибор отключается от сети.

Силовой выпрямитель выполнен по мостовой схеме на диодах V1. V4, переключателе S3 (для регулирования зарядного тока) и конденсаторе С1. Узел А1 — блок включения, выполнен на транзисторах V6. V8, стабилитроне V5 и реле К1. Узел А2 — блок выключения, выполнен на транзисторах V16. V18, стабилитроне V15 и реле К2. Этот блок питается от стабилизированного выпрямителя, собранного на диодах V10. V13 (по мостовой схеме), конденсаторе С8 и стабилитроне V14, поддерживающем напряжение 12 В. Узлы включения и выключения собраны по одинаковым схемам, но имеют разные параметры входных цепей и настраиваются на разные пороги срабатывания. Эти блоки не критичны к параметрам деталей и потому в них можно применить резисторы с отклонением от номинала до 20 % и низкочастотные транзисторы, перечень которых приведён в табл. 1.

Элементы принципиальной схемы

Применены в устройстве

КТ203Б,В; МП20А,Б; МП21Д,E, МП116

KТ603; КТ605; КТ615; КТ617 с любыми буквенными индексами

Д203, Д226, КД202 с любыми буквенными индексами

Д818 с любым индексом, Д814Б, последовательно два КС147А

К50-ЗА, К50-12, К50-16, К50-18

РСМ1 паспорт Ю. 171.81.43

РСМ1-Ю.171.81.53, РЭС22-РФ4.500. 129 контакты включить параллельно. РВМ-2С

Блок включения А1 работает следующим образом. Этот блок питается от аккумуляторной батареи и при напряжении выше выбранного предела, например 12,9 В, стабилитрон V5 пропускает ток, транзистор V6 открыт, a V7 и V8 закрыты. Реле К1 обесточено, контакты К1.1 и К1.2 разомкнуты. При разрядке батареи напряжение на ней постепенно снижается и при достижении 12,9 В стабилитрон V5 закрывается. Транзистор V6 тоже закрывается, а транзисторы V7 и V8 открываются и реле К1 срабатывает. Своими контактами К1.1 оно подключает трансформатор к сети, а контактами К1.2 включает питание блока А2. При включении блока А2 срабатывает реле К2 и своими контактами К2.1 и К2.2 самоблокирует питание этого узла. Начинается зарядка батареи, и напряжение на ней возрастает. Это приводит к тому, что стабилитрон. V5 начинает пропускать ток и открывает транзистор V6, a V7 и V8 закрываются. Реле К1 обесточится и разомкнет контакты K1.1 и К1.2. блок включения А1, выполнив свою задачу, переходит в сторожевой режим, а зарядное устройство остается включенным в сеть через контакты К2.1 и К2.2 реле К2.

Блок выключения А2 работает следующим образом. Во время зарядки, когда напряжение на батарее ниже 14,5 В, стабилитрон V15 не пропускает тока, транзистор V16 закрыт, а транзисторы V17 и V18 открыты. Реле К2 находится под током и своими контактами К2.1 и К2.2 обеспечивает питание узла А2. Напряжение на батарее постепенно возрастает, и при достижении 14,5 В стабилитрон У15 начнет пропускать ток и откроет транзистор V16. В результате этого транзисторы V17 и V18 закроются, обесточится реле К2 и контактами K2.1 отключит автомат от сети, а контактами K2.2 отключит цепи узла А2, через которые может происходить разрядка батареи.

Так как блок включения А1 питается от аккумулятора и находится в сторожевом режиме, то, когда напряжение на аккумуляторной батарее снова снизится до 12,9 В, сработает, как описано выше, реле К1 и своими контактами снова включит автоматическое зарядное устройство для зарядки аккумуляторной батареи. Далее цикл повторится. .

Использование автоматического зарядного устройства обеспечивает поддержание аккумуляторной батареи в рабочем состоянии на весь период ее эксплуатации и, что особенно важно, срок службы автомобильного аккумулятора увеличивается до 6. 7 лет. Отпадает необходимость многие часы находиться в гараже для наблюдения за зарядкой аккумулятора. Следует только следить за своевременной доливкой дистиллированной воды.

Все транзисторы электронных блоков А1 и А2 работают в ключевых режимах.

диаметр провода, мм

диаметр провода, им

диаметр провода, мм

Для настройки блока включения А1 следует установить переключатель S2 в положение «Автомат», переключатель S4 в положение «Работа», подстроечный резистор R3 в верхнее по схеме положение. К выходным клеммам Х2 подключить источник постоянного напряжения 12,9 В. Вилку шнура включить в сеть 220 В. После этого медленным вращением ручки подстроечного резистора R3 добиться автоматического включения устройства. Затем переключатель S2 установить в среднее положение и снова поставить, в положение «Автомат», при этом устройство должно выключиться и снова автоматически включиться. Если этого не произойдет, то следует передвинуть движок резистора R3 вниз по схеме. Эти операции следует проделать несколько раз, добиваясь четкого срабатывания блока включения А1 при напряжении 12,9 В.

Настройка блока выключения А2 ведется следующим образом. Установить переключатель S2 в положение «Автомат», переключатель S4 — в положение «Настройка», построечный резистор R11 установить в нижнее по схеме положение. Кратковременным нажатием кнопки S1 включить автомат в сеть. Подстроечным резистором R9 установить по шкале прибора PU1 напряжение, соответствующее полностью заряженной батарее, т. е. 14,5 В. Затем медленным вращением оси подстроечного резистора R11 добиться автоматического выключения устройства. После этого, не меняя положения, движка резистора R11, установить резистор R9 в нижнее по схеме положение. Кратковременным нажатием кнопки S1 включить зарядное устройство в сеть и медленным вращением оси резистора R9 добиться отключения автомата от сети. Момент отключения контролируется по прибору PU1. Если момент отключения будет при напряжении меньше 14,5 В, то следует передвинуть движок резистора R11 вверх по схеме, а при большем — вниз. Эти операции надо проделать несколько раз, добиваясь четкого срабатывания блока выключения А2 при напряжении 14,5 В. После этого автоматическое зарядное устройство готово выполнять свои функции.

Читайте так же:
Газовые конвекторы житомир отзывы

В устройстве могут быть применены следующие элементы: резистор R8—МЛТ-2, остальные — МЛТ-0,5, переменные — СП-0,5 или СПО-0,5, конденсаторы С2 и С4 — МБМ-160, кнопка SI — KM1-2 или П2К, тумблер S2 — П2Т-1 со средним положением, переключатель S3—11ПМК1Н или П2Г1, тумблер S4 — МП1-2. Типы и номиналы деталей приведены на рис. 1 и в табл. 1. В табл. 1 указаны возможные замены. Намоточные данные силового трансформатора для различных, типов магнитопроводов даны в табл. 2 (провод марки ПЭВ-2). Коэффициент передачи по току транзисторов должен быть не хуже 40, при этом с большим коэффициентом следует взять для V6 и V16. При использовании стабилитронов, приведенных в разделе замены, несколько ухудшается температурная стабильность настройки блр-ков. Если есть реле РСМ1 с другими параметрами обмотки, то, удалив старую обмотку, следует намотать проводом ПЭВ-2 диаметром 0,1 мм до заполнения каркаса.

zar78-2.jpg
Рис. 2. Схема подключения измерительного прибора

zar78-3.jpg
Рис. 3. Передняя панель устройства

Лучшие результаты можно получить, если намотать обмотку реле типа РВМ-2-С проводом ПЭВ-2 диаметром 0,12 мм до заполнения каркаса, удалив старую обмотку. Амперметр любого типа на постоянный ток 5. 6 А.

Вольтметр можно применить также любой на постоянное напряжение 20 В. Однако налаживание и эксплуатация устройства значительно облегчатся и улучшатся, если вольтметр сделать с растянутой шкалой. Для его изготовления пригоден микроамперметр любого типа со шкалой на 50 или 100 мкА. Для градуировки шкалы такого вольтметра надо подключить измерительный прибор по схеме, приведенной на рис. 2, к источнику постоянного тока с регулируемым напряжением в пределах 10. 16 В. Установив напряжение 16 В, подбором резистора R2 добиться отклонения стрелки измерительного прибора на последнее деление шкалы. Затем, снижая напряжение через один вольт, нанести остальные деления. Десятичные доли вольта нанести путем равномерного их распределения в одновольтовом делении. Следует отметить, что у вольтметра с растянутой шкалой стрелка начнет отклоняться от нулевого деления при напряжении около 11В.

Сопротивление резистора R2 при применении прибора Ц24М составляет около 1,2 кОм, при применении прибора М4200 — 4,7 кОм. После градуировки шкалы прибора желательно детали- R1, R2 и V1 смонтировать внутри корпуса прибора.

Зарядное устройство смонтировано в металлическом корпусе размером 250x150X120 мм, на передней панели которого (250×150) размещены органы управления и измерительные приборы (рис. 3). Выпрямительной- блок смонтирован на теплоотводе в виде алюминиевой плас* тины размером 75X75 мм и толщиной 4 мм. Все детали силового блока изолированы от радиатора слюдяными прокладками. Электронные блоки А1 и А2 смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Рисунок печатной платы и размещение деталей показаны на рис. 4.

zar78-4.jpgzar78-5.jpg
Рие. 4,
а — Печатная плата устройства (зеркально); б — Расположение деталей на плате

При эксплуатации следует соблюдать следующие правила. Сетевой шнур должен иметь хорошую и неповрежденную изоляцию, а провода для подключения аккумулятора— иметь мощные зажимы с маркировкой «+» и «—». Нельзя устанавливать предохранитель F1 на ток более 1 А.

Для включения зарядного устройства в работу надо зажимы Х2 соединить с клеммами аккумулятора, установить переключатель S2 в положение «Автомат», переключатель S4 в положение «Работа» и включить вилку сетевого шнура в сеть. Еели напряжение на аккумуляторной батарее меньше 12,9 В, автомат сам включится и начнется зарядка батареи. В противном случае следует кратковременно нажать кнопку «Пуск» S1. Переключателем S3 установить необходимую силу зарядного тока. В дальнейшем автоматическое зарядное устройство будет работать, как изложено выше.

При необходимости прекратить работу устройства во время зарядки в режиме «Автомат» надо переключатель S2 установить в среднее положение, а уже затем отсоединить аккумулятор от зажимов Х2.

Следует помнить, что зарядка аккумулятора большим током увеличивает толщину активного слоя на положительных пластинах и тем самым ускоряет их разрушение. Зарядка же малым током вреда не приносит, но требует больше времени. Для аккумуляторов емкостью 40. 60 А*ч вполне достаточен зарядный ток 1. 2 А, а длительность зарядки не играет роли, так как при использовании автомата контроль не требуется.

Режим «Ручной» ничем не отличается от работы общеизвестных зарядных выпрямителей. Надо установить переключатель S2 в положение «Ручной» и переключателем S3 добиться необходимого тока зарядки по амперметру РА. Когда напряжение достигнет 14,5. 14,7 В, следует отключить устройство, поставив переключатель S2 в среднее положение. При зарядке аккумулятора в режиме «Ручной» нельзя оставлять аккумулятор без контроля, так как перезарядка приводит к быстрому разрушению, пластин и выходу аккумулятора из строя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector