В чем разница 2т и 4т
В чем разница 2т и 4т
В чем разница 2 тактных и 4 тактных лодочных моторов?
Главная разница в сути — разный принцип работы двигателя, далее следствия, которые являются плюсами одних моторов или минусами других.
2 тактный двигатель. Плюсы
- Легче, чем 4 тактный (2 тактный 9.9 лс двигатель весит примерно 38 кг, 4 тактный 9.9 лс около 50 кг). Двигатель легче из-за отсутствия системы впускных-выпускных клапанов и сложного механизма газораспределения;
- Мощнее (при том же самом объеме 2 тактный двигатель мощнее, так как взрыв — полезное действие, происходит при каждом обороте коленчатого вала, в то время как у 4 тактного через оборот);
- Проще по конструкции, а следовательно, менее дорогой по обслуживанию.
2 тактный двигатель. Минусы
- Менее экономичен, чем 4 тактный двигатель, расход топлива примерно 350 мл на 1 лс в час;
- Менее экологичен, так как происходит частичный выброс неиспользованной топливной смеси;
- Уровень шума выше, чем у 4 тактного двигателя;
- Эксплуатация сложнее, нужно готовить масло-бензиновую смесь; масло расходуется вместе с бензином;
- Моторесурс меньше, чем у 4 тактного двигателя из-за отсутствия постоянной смазки движущихся элементов.
4 тактный двигатель. Плюсы
- Экономичен, расход топлива примерно 250 мл на 1 лс в час; отсутствует расхода масла;
- Экологичен, так как выброс неиспользованной топливной смеси исключен;
- Низкий уровень шума (по сравнению с 2 тактым двигателем);
- Эксплуатация проще, не нужно готовить масло-бензиновую смесь, как у 2 тактного двигателя, просто заливается бензин в бак; нет расхода масла;
- Моторесурс больше в разы, чем у 2 тактного двигателя, так как все движущиеся элементы находятся в постоянной смазке (отдельная смазка).
4 тактный двигатель. Минусы
- Тяжелее, чем 2 тактный (2 тактный 9.9 лс двигатель весит примерно 38 кг, 4 тактный 9.9 лс около 50 кг). Двигатель тяжелее из-за наличия системы впускных-выпускных клапанов и сложного механизма газораспределения;
- Менее мощный (при том же самом объеме 2 тактный двигатель мощнее, так как взрыв — полезное действие, происходит при каждом обороте коленчатого вала, в то время как у 4 тактного через оборот);
- Сложнее по конструкции, а следовательно, более дорогой по обслуживанию.
Принцип работы 2 тактного двигателя
Рабочий цикл состоит из двух этапов: сжатие и рабочий ход.
Сжатие. Основными положениями поршня являются верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка (НМТ). Двигаясь от НМТ к ВМТ, поршень поочередно перекрывает сначала продувочное, а затем выпускное окно, после чего газ, находящийся в цилиндре, начинает сжиматься. При этом через впускное окно в кривошипную камеру поступает свежая горючая смесь, которая будет использована в последующем сжатии.
Рабочий ход. После того, как горючая смесь максимально сжата, она воспламеняется при помощи электрической искры, образуемой свечой. При этом температура газовой смеси резко возрастает и объем газа стремительно растет, осуществляя давление, при котором поршень начинает движение к НМТ. Опускаясь, поршень открывает выпускное окно, при этом продукты горения горючей смеси выбрасываются в атмосферу. Дальнейшее движение поршня приводит к сжатию свежей горючей смеси и открытию продувочного отверстия, через которое горючая смесь поступает в камеру сгорания.
Принцип работы 4 тактного двигателя
Рабочий цикл четырехтактного двигателя состоит из четырех этапов: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск, что стало возможным за счет применения системы клапанов.
Во время впускного этапа поршень двигается вниз, открывается впускной клапан, и в полость цилиндра поступает горючая смесь, которая при смешении с остатками отработанной смеси образует рабочую смесь.
При сжатии поршень движется от НМТ к ВМТ, оба клапана закрыты. Чем выше поднимается поршень, тем выше давление и температура рабочей смеси.
Рабочий ход четырехтактного двигателя представляет собой принудительное движение поршня от ВМТ к НМТ за счет воздействия резко расширяющейся рабочей смеси, воспламененной искрой от свечи. Как только поршень достигает НМТ, открывается выпускной клапан.
Во время выпускного этапа продукты сгорания, вытесняемые поршнем, движущимся от НМТ к ВМТ, выбрасываются в атмосферу через выпускной клапан.
Выбираем лодочный мотор: двухтактный или четырёхтактный
Оснастить современную лодку можно лишь двумя видами силовых агрегатов, работающих на бензине — это двухтактный или четырехтактный лодочный мотор. Выбор, вроде бы, невелик, но при покупке агрегата всегда возникает вопрос: какие лодочные моторы лучше двухтактные или четырехтактные? Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно, ведь каждый из них обладает определенными преимуществами и при этом, как и любое другое оборудование, не лишен некоторых недостатков.
Вы собираетесь приобрести лодочный мотор и уже поинтересовались у товарищей, что лучше выбрать — двухтактный или четырёхтактный. Вы наверняка не получили однозначного ответа и теперь сомневаетесь. Те характеристики двигателей, что подходят для одних людей, совершенно не подходят для других. Прочитайте статью до конца, и вы сможете определиться, какой движок покупать – на 2 или 4 такта.
Двухтактный и четырёхтактный лодочный мотор: в чём между ними разница
Отличие двухтактных и четырёхтактных лодочных моторов заключается в конструкции. 2-х-тактник устроен проще, своего 4-х-тактного собрата. Для завершения рабочего цикла 2т двигателя необходимо 2 этапа, а для лодочного двигателя 4т целых 4.
Двухтактные движки продувают цилиндры вместе с подачей топливной смеси. Часть топлива вместе с маслом попадает в воду. По этой причине на большинстве водоёмов Европы запрещены эти моторы. В Украине нет жёстких ограничений и запретов, у народа есть возможность выбирать. И тут многие исходят из соображений экономичности и практичности.
Сравнение двухтактных и четырёхтактных лодочных моторов
Кроме технической стороны двигатели различаются:
- Вес. Двухтактники весят меньше. Если вы рассматриваете одинаковое количество лошадиных сил, то четырёхтактники всегда будут на 5-10 кг тяжелее.
- Цена. Главное отличие двухтактного двигателя от четырёхтактного мотора заключается в производстве. На изготовление мотора в 4 такта уходит больше времени, чем на сборку 2-тактного. Поэтому они дороже стоят.
- Условия транспортировки. Двухтактный мотор можно перевозить в любом положении и не бояться, что он потечёт. А четырёхтактный — только вертикально. После перевозки 2-такник сразу готов к работе. Если четырёхтакник прокатится на боку, придётся ждать полчаса, пока масло стечёт в картер, и его можно будет запускать.
Обратите внимание. Двухтактный лодочный мотор можно транспортировать в любом положении. Его можно возить в багажнике авто. С четырехтактным намного сложнее.
- Всеядность и практичность. Для 2-такных движков нужно покупать масло в бензин и смешивать в определённых пропорциях. Это не всегда удобно, так как приходится тягать с собой отдельную канистру. У 4-тактных всё проще — залил бензин и поехал.
- Шумность — это важная характеристика для тех, кто увлекается охотой и рыбалкой. Если вы хотите приобрести малошумный мотор, тогда выбирайте четырёхтактный.
- Вибрация. Четырёхтактные моторы создают едва заметную вибрацию и производят меньше дыма, чем их 2-такные собратья.
- Расход топлива. Подумываете купить двигатель, который будет кушать мало топлива? Если рассматриваете агрегат до 30 лошадиных сил, нет существенной разницы, какой брать. Задуматься над экономией стоит в случае покупки мотора свыше 30 л.с. Тогда лучше брать четырёхтактник, он расходует меньше топлива.
Давайте немного обобщим.
Чем отличается двухтактный от четырехтактного лодочного мотора:
- быстрее на рывке, легче выталкивать лодку на глиссер;
- меньше механизмов и комплектующих и, соответственно, недорогое обслуживание;
- малый вес;
- возможность транспортировки в любом положении;
- доступная стоимость;
- способность к быстрому набору оборотов.
В то же время именно малое количество тактов приводит к увеличенному расходу топлива. Дело в том, что процессы впуска свежей рабочей смеси и удаления уже отработавшей происходят одновременно — новая порция смеси просто выдавливает старую, при этом полное замещение технически невозможно. В связи с особенностями работы двухтактных лодочных моторов их КПД ниже, чем у аналогичных четырехтактных агрегатов. Кроме того, такт происходит чаще в два раза, чем у их четырехтактных собратьев, что приводит к повышенному содержанию вредных веществ в выхлопе.
Отличие лодочных моторов четырехтактных от двухтактных:
- рабочий цикл четыре такта;
- соответствие европейским экологическим стандартам;
- экономичный расход топлива;
- высокий КПД;
- бесшумная и стабильная работа.
Четырехтактный мотор соответственно имеет более сложную конструкцию, нуждается в наиболее дорогом обслуживании и обладает достаточно высокой стоимостью. Также его транспортировка рекомендована только в вертикальном положении во избежание утекания масла.
Так всё же, какой лодочный мотор лучше выбрать 2-х или 4-х-тактный
Вы уже ознакомились с главными техническими характеристиками и сделали для себя определённые выводы. С точки зрения практичности 2-тактные моторы лучше. Они меньше ломаются и их проще ремонтировать. Главные преимущества четырёхтактников в том, что они малошумные и экономичные. 2х тактный или 4х тактные вопрос риторический. Двухтактым лодочным моторам стоит отдавать предпочтение до 10 л.с. Экономии от 4 х тактного мотора стоит ожидать только при высоких мощностях, в малых больше неудобств, чем преимуществ.
Преимущества и недостатки 2 и 4 -тактных подвесных лодочных моторов
Рассмотрим все характеристики, которые стоит сравнить между лодочными двигателями 2-х и 4-х тактов.
1. Размер и объем.
Размер и объем моторной части 2-х тактного ДВС меньше аналогичного по мощности 4-х тактника. Т.е. у 2-х тактников большая мощность в пересчёте на 1 литр рабочего объёма. Потому, что мощность двухтактного двигателя при одинаковых размерах цилиндра и частоте вращения вала теоретически в два раза больше четырехтактного за счет большего числа рабочих циклов. Однако неполное использование хода поршня для расширения, худшее освобождение цилиндра от остаточных газов и затраты части вырабатываемой мощности на продувку приводят к реальному увеличению мощности только на 60-70%. Играет роль так же отсутствие громоздких систем смазки и газораспределения у двухтактных вариантов. Размер и объем нижней части лодочного двигателя (ноги с гребным винтом) у обоих типов двигателей приблизительно одинаковы.
2. Вес.
Пример: 15 л.с. 2х тактный – 36 кг, 4-х тактный – 50 кг. Казалось – бы 50 кг. – легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 80% весит голова (сам двигатель) 20% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.
3. Цена.
4-х тактные двигатели сложнее в производстве, состоят из большего количества деталей, поэтому всегда дороже 2-х тактников.
4. Удобство перевозки.
2-х тактники можно возить в любом положении. Т.е. достал из багажника, поставил, завел, поехал. 4-х тактники можно возить только стоя или на одном боку.
5. 2-х тактный мотор живее реагирует на ручку газ.
Эта характеристика очень относительная. Обычно разница почти незаметна. И всё же, в 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать два полных оборота. А в 2-х тактных – только один. Частый вопрос: А правда ли что 4-х тактная 15 л.с. бежит быстрее, чем такая же 2-х тактная? Ответ: Нет не правда. У обоих этих двигателей мощность на валу 15 л.с. При прочих равных условиях, почему один мотор должен идти быстрее второго.
6. Больший расход топлива.
Напомним, примерный расход можно высчитать по формуле для 2х такта – 300 грамм на одну лошадиную силу, для 4х такта – 200 грамм на 1л.с. в час при полном “газе”. Больший расход связан с тем, что цикл выброса отработанных газов и впуска свежего топлива у двухтактников совмещен, поэтому часть свежего топлива выбрасывается вместе с отработанными газами в выхлоп. В этом же и экологическая проблема т.е. часть бензина, смешанного с маслом просто выливается в воду. Поэтому 2-х тактные моторы (кроме Evinrude) запрещены в странах ЕС и США.
7. Шумность.
На максимальных оборотах 2-х тактные моторы, как правило, работают слегка громче 4-х тактников.
8. Вибрация.
4-х тактные моторы не так вибрируют на малых оборотах. Это касается только двухцилиндровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково.
9. Дым от выхлопных газов.
4-х тактные моторы не так дымят как 2-х тактники. Дым образуется в основном из-за згорания масла, которое добавляется непосредственно в бензин у 2-х тактных моделей. Дымность – важный момент, особенно если вы любите тролить. Часто это очень напрягает. Особенно в тихую безветренную погоду.
10. Долговечность.
Довольно спорный пункт. Бытует мнение, что 2-хтактные моторы менее долговечны. Теоретически это понятно, потому как масло для смазки трущихся элементов двигателя подается вместе с бензином, а значит, работает не так эффективно в отличие от 4-х тактных двигателей, где трущиеся элементы буквально плавают в масле. Но с другой стороны 4-х тактный мотор по конструкции намного сложнее конкурента, состоит из значительно большего числа деталей.
Здесь вступает в силу золотой принцип практической механики — “Чем проще, тем надежнее”, а в остальном выбирать лодочные моторы только Вам.
Двухтактные лодочные моторы
Легкий современный форсированный 5-ти сильный лодочный мотор для небольших лодок для 1-го, 2-х человек от лидера китайских лодочных моторов.
Мотор лодочный 2х тактный PARSUN Т9.8ВМS
Надежный легкий, уже достаточно мощный двухтактный лодочный мотор. Прекрасно подойдет для средних лодок ПВХ для 2-х и более человек. Вес моторы всего.
Мотор лодочный 2х тактный PARSUN Т2.6BMS
Надежный, простой, легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие расстояния.
Мотор лодочный 2х тактный GOLFSTREAM Т2.6СBMS
Лодочный 2х тактный мотор SEA-PRO T 2,5S
Самый бюджетный, легкий, экономичный маломощный двухтактный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие.
Мотор лодочный 2-х тактный ALLFA CG Т2,6S
Легкий лодочный мотор 9.8 кг! 3 года гарантии! Для небольших надувных лодок длиной до 300
Мотор лодочный 2х тактный HDX Т2.6 CBMS
Надежный, простой, легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие расстояния.
Мотор лодочный 2-х тактный ALLFA CG Т3S с Пробегом
Легкий 3-х сильный мотор. 16,5 кг! 2 года гарантии! Для небольших надувных лодок.
Мотор лодочный 2х тактный Hidea HD3FHS
Надежный, простой, легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие.
Мотор лодочный 2-х тактный ALLFA CG Т3S
Легкий 3-х сильный мотор. 16,5 кг! 3 года гарантии! Для небольших надувных лодок.
Лодочный 2х тактный мотор GLADIATOR G3,5FHСS с нейтралью
Надежный, очень легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие расстояния.
Мотор лодочный 2х тактный PARSUN Т3.6BMS
Надежный, простой, легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие расстояния.
Мотор лодочный 2х тактный GOLFSTREAM Т3.6BMS
АКЦИЯ «ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА» Цена действует только 29 ноября!
Мотор лодочный 2-х тактный Sea-Pro T5 S
Надежный легкий двухтактный лодочный мотор, прекрасно подойдет для небольших лодок для 1-го, 2-х человек.
Мотор лодочный 2х тактный HDX Т3.6 CBMS
Надежный, простой, легкий и экономичный маломощный лодочный мотор. Подойдет для малых лодок для 1-го, 2-х человек для поездки на небольшие расстояния.
Мотор лодочный 2-х тактный GOLFSTREAM Т4NВМS
Для этих моделей характерна оптимальная производительность, малый уровень вибрации и экологичность. Легкий 4 сильный мотор является доработанным.
Мотор лодочный 2-х тактный Sea-Pro T5 S с баком 12л
Надежный легкий двухтактный лодочный мотор с топливным баком в комплекте. Прекрасно подойдет для небольших лодок для 1-го, 2-х человек.
Мотор лодочный 2-х тактный Hidea HD4FHS
Надежный легкий двухтактный лодочный мотор для небольших лодок для 1-го, 2-х человек.
Лодочный 2х тактный мотор GLADIATOR G5FHS
Новый легкий двухтактный лодочный мотор. Прекрасно подойдет для небольших лодок для 1-го, 2-х человек. Не требует судоводительских прав.
Мотор лодочный 2-х тактный ALLFA CG Т5S
5-ти сильный мотор. 3 года гарантии! Для надувных лодок длиной от 280 см. Не требует прав на управление!
Мотор лодочный 2-х тактный ALLFA CG Т5S с баком 12 л
5-ти сильный мотор. 3 года гарантии! В комплекте с выносным топливным баком 12 л. Для надувных лодок длиной от 280 см. Не требует прав на управление!
Мотор лодочный 2-х тактный PARSUN Т5ВМS
Надежный легкий двухтактный лодочный мотор для небольших лодок для 1-го, 2-х человек.
Мотор лодочный 2-х тактный GOLFSTREAM Т5ВМS
Для этих моделей характерна оптимальная производительность, малый уровень вибрации и экологичность
Мотор лодочный 2-х тактный Hidea HD5FHS (с баком)
Надежный легкий двухтактный лодочный мотор для небольших лодок для 1-го, 2-х человек.
- В начало
- Назад
- 1
Контакты: магазин Моя Лодка
Время работы
Пн-Пт с 09-00 до 18-00, Мск +1ч
Сб с 09-30 до 16-00
Тел.: +7(8452) 255-663 , моб.: +7-927-127-57-75
Электронная почта: shop@mylodka.ru
Мы в соцсетях
Будь в курсе новостей
Акции! Скидки! Распродажи!
Новинки! Поступления товара
Подпишись!
Принцип работы 2-х и 4-х тактных двигателей
Для начала рассмотрим устройство двигателей внутреннего сгорания.
Тактом рабочего цикла ДВС является ход поршня от одной мёртвой точки до другой. Один такт соответствует 180-градусному повороту (полуобороту) коленчатого вала. При 4-тактном процессе рабочий цикл осуществляется за два оборота вала, при 2-тактном — за один.
Присутствуют те же 4 такта: впуск — сжатие — расширение — выпуск. Сначала открывается впускной клапан, поршень идёт вниз, под действием создающегося разрежения в цилиндр поступает свежая топливовоздушная смесь или воздух — это такт впуска. Затем клапан закрывается, поршень идёт вверх — происходит сжатие. Следующий такт: сжатая смесь воспламеняется искрой или в сжатый воздух форсунка впрыскивает топливо, которое самовоспламеняется, поршень под действием этого идёт вниз — это расширение, или рабочий ход поршня. Двигатель совершает полезную работу именно в течение такта расширения. Потом поршень идёт вверх, открывается выпускной клапан, через который продукты сгорания топлива выходят в атмосферу — это такт выпуска.
В случае с двухтактным процессом всё уже не так просто. Такты условно называются сжатие и расширение. Как видно, места отдельным тактам впуска и выпуска здесь не нашлось. Это не случайно. Хотя в двухтактном двигателе процессы впуска и выпуска присутствуют, для их осуществления необходимо, чтобы давление на входе в цилиндр было выше атмосферного. То есть нужен принудительный наддув. Те, кто знаком с двухтактными мотоциклетными бензиновыми двигателями, могут возразить: на мотоциклах нет никаких турбо- или механических компрессоров. Отдельного компрессора в мотоциклетном двухтактнике действительно нет. Функция компрессора возложена на картер двигателя.
В простых мотоциклетных моторах нет клапанов в головке цилиндра, вместо них существуют впускные и выпускные окна в стенках цилиндра, перекрываемые телом поршня. Впускные окна связаны с карбюратором не напрямую, а через перепускные каналы, выходящие в картер. В течение хода поршня вверх нижний край открывает окно, на котором находится карбюратор, рабочая смесь под действием разрежения, создаваемого идущим вверх поршнем, устремляется в картер. Когда поршень идёт вниз, он перекрывает это окно, рабочая смесь начинает сжиматься. Поршень идёт далее вниз, открывая перепускные окна, рабочая смесь под давлением подаётся в цилиндр, где вытесняет отработанные газы в выпускное окно. Поршень идёт снова вверх, и процессы под его днищем повторяются, а в это время в цилиндре происходит сжатие рабочей смеси. Затем сжатая смесь воспламеняется свечой, и поршень идёт вниз, совершая такт расширения, или рабочий ход.
По материалам сайта airbase.ru
Преимущества и недостатки двух и четырех тактных ЛОДОЧНЫХ моторов.
Двухтактные преимущества
1. Меньший вес. Пример: 15 л.с. 2х тактный 36 кг 4-х тактный 45 кг. Казалось — бы 45 кг. — легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 90% весит голова (сам двигатель) 10% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.
2. Цена. 4-х тактные двигатели сложнее в производстве, состоят из большего количества деталей, поэтому всегда дороже 2-х тактников.
3. Удобство перевозки 2-х тактника. Можно возить в любом положении, перед началом эксплуатации не требует отвешивания. Т.е. достал из багажника, поставил, завел, поехал.
4. 2-х такт мотор живее реагирует на ручку газ. В 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать 2 полных оборота в то время как в 2-х тактных только один. Частый вопрос: А правда ли что 4-х такная 15 л.с. бежит быстрее чем такая же 2-х тактная? Ответ: нет не правда. У обеих этих двигателей мощность на валу 15 л.с. При прочих равных условиях почему один мотор должен ехать быстрее второго?
Двухтактные недостатки
1. Больший расход топлива. Напомним, примерный расход можно высчитать по формуле: для 2х такта 300 грамм на одну лошадинную силу для 4х такта 200 грамм.
2. Шумноcть. На максимальных оборотах 2-х тактные моторы как правило работают немного громче 4х тактников.
3. Комфорт. 4-х тактные моторы не так вибрируют на малых оборотах (Касается только двухцилинровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково) и не так дымят как 2-х тактники. Дымность важный момент, особенно если вы любите тролить.
4. Долговечность. Довольно спорный пункт. Бытует мнение, что 2-хтактные моторы менее долговечны. С одной стороны это понятно, потому как масло для смазки трущихся элементов двигателя подается вместе с бензином, а значит работает не так эффективно в отличие от 4-х тактных двигателей где трущиеся элементы буквально плавают в масле. Но с другой стороны 4-х тактный мотор по конструкции намного сложнее конкурента, состоит из значительно большего числа деталей, а золотой принцип механики «Чем проще тем надежнее» еще никто не отменял.
Какой же лодочный мотор выбрать?
Взвесьте все за и против изложенные выше и сделайте выбор самостоятельно. Однозначного ответа на вопрос: какой из моторов лучше Вы не найдете ни в одной из книг ни на одном из форумов. И у тех и у других типов двигателей есть свои поклонники. Личное мнение автора: мотор до 40 л.с. должен быть 2-х тактным, а свыше 40 л.с. — четырехтактником.